«Отдаленность от федерального центра сделала Свердловскую область более самостоятельной в принятии решений. А по нижегородским клиентам я часто езжу договариваться в Москву».
Заместитель директора регионального центра «Волжский» Райффайзенбанка по корпоративному бизнесу Олег Углов уверен: в кризис число качественных клиентов сократилось, но банк не должен бегать за ними, а быть равнозначным партнером.
Олег Углов переехал в Нижний Новгород из Екатеринбурга в начале 2017 г. До своего назначения на пост заместителя директора по корпоративному бизнесу в РЦ «Волжский» он работал руководителем отдела по обслуживанию и финансированию предприятий среднего бизнеса в Уральском филиале банка. DK.RU узнал у Олега Углова, существует ли разница в менталитете уральских и нижегородских предпринимателей и каковы особенности работы банка в посткризисный период.
Отличаются ли Нижегородская и Свердловская области с точки зрения подходов к ведению бизнеса?
Да, отличаются. Прежде всего из-за того, какие отрасли среднего и крупного бизнеса представляют местные бизнесмены. Если в Свердловской области это, прежде всего, предприятия машиностроения, то в Нижегородской области — это нефтехимические и продуктовые компании.
Если говорить об особенностях общения с банками, то нижегородские предприниматели, на мой взгляд, более склонны торговаться — по ставкам и условиям. На Урале, если банкир о чем-то договорился с клиентом, то может быть уверен, что предприниматель выполнит все договоренности и не пойдет в другое финансовое учреждение в поисках более выгодных предложений. Я думаю, что это отличие связано с бОльшим проникновением Райффайзенбанка на уральский рынок.
Нижегородскую область (впрочем, как и всю Россию в целом) часто ругают за бюрократизм. Как вы считаете, это оправданно?
Мне кажется, что на Урале региональная власть плотнее работает с банками, чем в Нижегородской области. А Тюменская область, например, с моей точки зрения, просто эталон взаимодействия правительства и бизнеса. Все программы поддержки бизнеса, которые там существуют, прозрачны и доведены до потребителя.
Все познается в сравнении. Но я не говорю, что в Нижнем Новгороде все плохо. Скорее, просто чуть более инертно. При этом потенциал нижегородского рынка очень большой. И я надеюсь, что в скором времени мы увидим значительные изменения.
Есть важная особенность, которую следует учитывать: отдаленность от федерального центра сделала Свердловскую область более самостоятельной в принятии решений. А по нижегородским клиентам я часто езжу договариваться в Москву, потому что центр принятия решений находится именно там.
И все-таки насколько меньше проникновение Райффайзенбанка в экономику Нижегородской области, чем в экономику Свердловской области? С чем это связано?
РЦ «Волжский» объединяет 16 отделений в 8 городах Приволжского федерального округа. В зоне влияния регионального центра — пять городов-миллионников (кроме Нижнего Новгорода это Казань, Пермь, Самара и Уфа). Уральский филиал банка включает только два города-миллионника — Екатеринбург и Челябинск. Таким образом, объем рынка Волжского регионального центра больше примерно в 3 раза — зона покрытия шире, а доля проникновения ниже.
С января 2017 г. была проделана большая работа и РЦ «Волжский» стал первым по объемам среднего бизнеса среди региональных филиалов Райффайзенбанка. Я не могу назвать конкретную цифру, но отмечу, что наша активность на рынке Нижегородской области значительно выросла. Здесь мы видим большие перспективы.
Моя стратегическая задача – обеспечить максимальное проникновение банка на нижегородский рынок с помощью локомотивных продуктов кредитования, а потом показать остальные наши возможности, которые отличают нас от других банков.
А что отличает вас от других банков? Какими сервисами и услугами вы гордитесь?
Важное отличие от конкурентов — Райффайзенбанк выдает длинные, инвестиционные деньги на срок 5-7 лет в течение 1,5 месяцев. Квалификация кредитных аналитиков банка позволяет быстро принимать соответствующее решение. Длинные деньги сейчас дешевле коротких, или стоят с последними одинаково.
Второе важное отличие — документарный бизнес Райффайзенбанка (гарантии, аккредитивы). При необходимости мы можем выпускать гарантии день в день.
Третий «конек» Райффайзенбанка — сделки по слиянию-поглощению. Возможность их проведения есть далеко не во всех банках. Квалификация наших менеджеров позволяет заключать все необходимые правовые и экономические договоренности с покупателем, оградив от недобросовестных участников рынка.
Мы банк с большой историей и серьезным опытом. И, конечно, предлагаем бизнесу так же широкую линейку инвестиционных продуктов, таких как синдицированные кредиты, операции с облигациями и евробондами и т.д.
За счет каких ресурсов банк намерен увеличивать долю своих корпоративных клиентов? Стоит ли вообще такая задача перед финансовым учреждением?
Я разделяю позицию нашего руководства – в обозримом будущем кредитование не будет основным продуктом для банка. Многие эксперты предполагают, что ключевая ставка продолжит снижение, что в сочетании с усиливающейся конкуренцией напрямую отразится на марже. И те игроки, которые не успеют к этому моменту построиться под новые реалии бизнеса, скорее всего уйдут с рынка. Второй важный момент – мы будем искать и удерживать тех клиентов, которые рассматривают банк как равноправного партнера и выбирают Райффайзенбанк из-за сервиса и цены.
На 2018 г. мы ставим перед собой очень амбициозные цели. Планируем существенно прирости как в среднем, так и крупном бизнесе, в том числе за счет целевой группы клиентов – компаний с выручкой от 5 до 40 млрд руб. Райффайзенбанк довольно консервативный банк с точки зрения подходов к оценке заемщиков, мы не готовы работать со всеми клиентами сегмента крупного бизнеса, при этом наша задача – предоставлять лучшие условия наиболее достойным представителям каждой отрасли.
Сейчас рынок клиента. Хороших клиентов (тех, кто полностью восстановился после кризиса) все меньше. Но банк не должен бегать за ними. Он должен быть надежным партнером. Именно возникающие сложности лучше всего показывают — ты просто наемный сотрудник, который работает только по регламенту или партнер, который использует индивидуальный подход. Я подружился со многими клиентами именно после того, как удалось решить какие то нестандартные вопросы и проблемы. Моя задача – наладить партнерские отношения нижегородского бизнеса и банка, на это мне потребуется примерно два года.
Ряд аналитиков, комментируя самый большой рост ВВП РФ с 2013 г., отмечает возросший инвестиционный аппетит отечественных компаний. Вы видите оживление на рынке?
Экономика действительно выходит из рецессии. Предприниматели изменились — стали квалифицированнее и осторожнее. С моей точки зрения кризис позитивно отразился на наших клиентах. Сейчас государство выводит бизнес из тени, и нам, как банку, стало комфортнее работать. От клиентов поступает очень много инвестиционных запросов, но важно, чтобы они четко понимали цель и необходимость этих вложений. А осознанных разумных предпринимателей мы всегда поддержим.
СПРАВКА. ОЛЕГ АЛЕКСЕЕВИЧ УГЛОВ