Олег Сорокин
До начала политических войн городского значения Олег Сорокин был известен как генеральный директор «Столицы Нижний», компании, которая уже пять лет работает на рынке коммерческой недвижимости Ниж
До начала политических войн городского значения Олег Сорокин был известен как генеральный директор «Столицы Нижний», компании, которая уже пять лет работает на рынке коммерческой недвижимости Нижнего Новгорода. На сегодняшний день это крупнейшая девелоперская компания региона. Правда, путь к девелоперскому счастью и бизнес-удачливость не давались легко: Олег Сорокин пережил покушение — 1 декабря 2003 года его машина была обстреляна из автомата, а бизнесмен получил три огнестрельных ранения. Эта история долго гремела в местной прессе.
Политическое восхождение началось, когда в 2005 году бизнесмен стал депутатом городской Думы Нижнего Новгорода по одномандатному округу в центре города, где проблемы застройки стоят наиболее остро. Интересно, что на выборы он шел как самовыдвиженец, не демонстрируя политических пристрастий, и выиграл. Олег Сорокин пополнил группу депутатов-застройщиков, которые сформировали в городском парламенте строительное лобби. Впрочем, можно сказать, что он возглавил его, заняв кресло председателя профильной комиссии. Стоит отметить, что функционал городской Думы в части регулирования вопросов застройки и выделения земельных участков вскоре был сильно подрезан региональными властями.
Независимость суждений Олега Сорокина иногда поражала коллег-депутатов. Например, фракция единороссов в гордуме получила однажды из уст политика весьма неприятное для нее определение за свою непостоянную позицию по изменению Устава, растиражированное прессой. Мэр Вадим Булавинов тоже неоднократно подвергался критике Олега Сорокина, а ближе к выборному октябрю 2010-го накал этой критики только возрастал — бизнесмен вышел биться с открытым забралом, не скрывая собственных мэрских амбиций. Появление его фигуры было на руку региональным властям, которые давно были в системном конфликте с главой города Вадимом Булавиновым. Именно тактика и целеустремленность Олега Сорокина как политика в 2010 году дали повод экспертам образно сравнивать его с акулой в мутной воде нижегородской политики.
Политологи утверждают, что как политик Олег Сорокин, скорее всего, одиночка. Идти к намеченной цели ему словно проще одному, переживать промахи и ни с кем не делиться победой. Но играть против мэра, который давно вырос из коротких штанишек городской политики и считался политиком областного масштаба с хорошей поддержкой на федеральном уровне, было тяжело. И у Олега Сорокина появился политический союзник в лице генерального директора Нижегородской сбытовой компании Олега Кондрашова. Это, пожалуй, был первый опыт политика-одиночки играть в команде. У союзников на самом деле много общего: кроме того, что они тезки и ровесники, они также являются успешными и амбициозными бизнесменами.
Уступая в промежуточных политсражениях, Олег Сорокин выиграл главное — голосование по кандидатурам на пост главы местного самоуправления, обеспечив себе большинство в городском парламенте. Согласно новому Уставу, главу города избирают из числа депутатов. И после импульсивного решения Вадима Булавинова снять свою кандидатуру Олег Сорокин получил то, к чему шел на протяжении последнего года, — пост главы города.
Уходящий 2010 год стал для Нижегородской области во многом решающим и даже судьбоносным: федеральный центр выбирал региону губернатора, политэлита — главу города и сити-менеджера, а население — депутатов представительных органов власти.
Прожитый год имеет все шансы войти в историю Нижегородской области как переломный. Регион вошел в него, уже имея системные противоречия между губернатором Валерием Шанцевым и мэром областного центра Вадимом Булавиновым. Обе фигуры имели за своими широкими спинами собственные лагеря сторонников, а потому обменивались политическими ударами даже на фоне неофициально объявленного перемирия в 2009 году. Уходящий год должен был испытать их на прочность — и у губернатора и у мэра заканчивались полномочия.
И если первому было достаточно получить благословение федерального центра и поддерживающее голосование крайне лояльного регионального парламента, то второго ждало настоящее испытание. Вадим Булавинов стал последним всенародно избранным мэром Нижнего Новгорода — к осенним выборам Устав города был изменен, а прямые выборы главы города ушли в прошлое. Сила мэра была как раз в поддержке населения — он был явным лидером всех замеров электоральных предпочтений даже по итогам двух сроков работы. Более того, партия «Единая Россия», которая не смогла в 2005 году перепрыгнуть планку 27%, в 2010 году решила прислониться к его авторитету, назначив его «паровозом».
В итоге вплоть до августа элита гадала, сохранит ли свой пост губернатор Валерий Шанцев. А когда он остался главой региона, началось гадание на мэра, который в качестве бонуса получил сокрушительный удар от губернатора, заявившего, что не хотел бы работать еще пять лет с Вадимом Булавиновым. К дате выборов в октябре мэр подошел в окружении оппонентов, вцепившихся в него железной хваткой критики. Апогей политической войны пришелся на сам день выборов в городской Думе, когда депутатский корпус выбирал главу МСУ из двух кандидатур — мэра Вадима Булавинова и его главного соперника, бизнесмена Олега Сорокина. Благополучие прежнего мэра, всегда опиравшегося на городской парламент и имевший в нем большинство, пошатнулось. Общественность так и не узнала истинной причины утраты мэром своих позиций, однако г-н Булавинов не стеснялся в выражениях на пресс-конференции, говоря о шантаже и подкупе. Наблюдая раскол в депутатском корпусе и, видимо, устав после нескольких лет противостояния, он принял внешне импульсивное, но, возможно, и взвешенное решение отступить. Вадим Булавинов снял свою кандидатуру и подарил свою победу оппоненту. Сейчас экс-мэр является простым депутатом городской Думы, которого пытаются вызвать на комиссию по этике и призвать к ответу за громкие заявления.
Уходящий год запомнится единороссам, которых опять лихорадило. Череда скандальных праймериз, мартовские выборы в органы представительной власти в городах и районах, а также письма с жалобами и просьбами разобраться на имя самого Владимира Путина добавили остроты. После октябрьских выборов руководству НРО «Единой России» в лице Александра Тимофеева было оказано недоверие. Это была уже вторая скандальная отставка секретаря политсовета.
Правда, под занавес года ситуация почти стабилизировалась. Видимо, правы эксперты, считающие, что война закончилась: «партия губернатора» победила, все раздражители или устранены, или сошли с дистанции. Поэтому 2011 год обещает быть годом политической стабильности.
Петр Зайцев