Меню

Обзор: Юридические компании - 24.02.2009

эксперты Екатерина Алешина исполнительный директор «Юринтербюро» Евгений Горбачук директор ОАО «Земельная биржа» Наталья Карсакова управляющий партнер ГК «Юридические технологии бизнеса» Юлия Крузе

Финансовый кризис, практически парализовавший многие компании, добавил работы юристам. Сейчас у юридических компаний, несмотря ни на какие мировые катаклизмы, горячая пора. Некоторые игроки отмечают рост числа обращений до 50% только за вторую половину года.

эксперты
Екатерина Алешина
исполнительный директор «Юринтербюро»
Евгений Горбачук
директор ОАО «Земельная биржа»
Наталья Карсакова
управляющий партнер ГК «Юридические технологии бизнеса»
Юлия Крузе
генеральный директор «ТМ-сервис»
Дмитрий Лазарев
генеральный директор Lazarev Group
Александр Маслов
директор нижегородского отделения Агентства юридической безопасности «ИНТЕЛЛЕКТ-С Нижний Новгород»
Лев Тарабарин
генеральный директор ЗАО «Реал-Инвест»
Олег Тимофеев
директор нижегородского офиса «Яковлев & партнеры»

Какие практики востребованы в связи с кризисом?
Чем обусловлен рост конкуренции на рынке юридических услуг?
На сколько процентов увеличится выручка юридических компаний в 2009 г.?

Рынок юридических услуг в Нижнем Новгороде ежегодно растет на 20%. За 2008 г. цифра не уменьшилась. Более того, участники рынка говорят о заметном оживлении в сфере юридических услуг, если учитывать общее число обращений компании. Цифр, впрочем, никто не называет. Связано это отчасти с тем, что основная масса игроков предоставляет не только юридические услуги, но также консалтинговые и аудиторские. «Вычленить в подобной ситуации динамику только одного направления деятельности не представляется возможным, — отмечает директор нижегородского офиса компании «Яковлев & партнеры» ОЛЕГ ТИМОФЕЕВ. — Кроме того, нередко юридическим компаниям приходится делить клиентов с адвокатурой — закрытым профессиональным сообществом. У него — от 50 до 70% выручки по судебному представительству». Пытаясь оценить степень роста рынка юридических услуг более точно, «ДК» повторил опыт «Эксперт РА» двухлетней давности: тогда рейтинговому агентству отказались предоставить сведения о себе 80% компаний. За это время информационная прозрачность юридического бизнеса не претерпела существенных изменений.

Конкурировать приходится со вчерашними выпускниками и московскими фирмами

Структура рынка за год не трансформировалась, если не брать в расчет ежегодно появляющихся и исчезающих юридических фирм и юристов-одиночек. В числе лидеров эксперты называют «ТМ-сервис», «Яковлев & партнеры», «Городисский и парт­неры». Уверенно удерживают свой сегмент рынка молодые развивающиеся компании «Юринтербюро» и Lazarev Group.

Эксперты характеризуют рынок как высококонкурентный. НАТАЛЬЯ КАРСАКОВА, управляющий партнер ГК «Юридические технологии бизнеса: «На рынке много достойных игроков. Однако конкурировать приходится не только с ними: немалое количество выпускников юридических вузов, которые не могут трудоустроиться в юридические отделы компаний, открывают собственное дело. Они, может быть, и не являются серьезными конкурентами юридическим компаниям, но, безусловно, оттягивают на себя определенный поток клиентов и дел».

В последнее время конкуренция еще более обострилась. Эксперты склонны связывать такую перемену с назначением Валерия Шанцева на пост губернатора Нижегородской области: московские компании, пришедшие на нижегородский рынок вслед за новым губернатором, предпочитают сотрудничать с известными им московскими юридическими фирмами: «Яковлев & партнеры», «Юков, Хренов и партнеры». «Постепенно московские компании оттеснили нижегородские юридические фирмы от наиболее крупных заказов, значительно увеличив свои обороты. Нижегородским компаниям остается довольствоваться преимущественно обслуживанием среднего и малого бизнеса ввиду меньшей заинтересованности в нем москвичей», — констатирует директор нижегородского отделения агентства юридической безопасности «ИНТЕЛЛЕКТ-С» АЛЕКСАНДР МАСЛОВ.

В ситуации борьбы с крупными игроками за клиентов более мелкие или новые компании выбирают путь сотрудничест­ва. «Случалось, что мы рекомендовали своим клиентам по некоторым вопросам обращаться в компанию «ТМ-сервис», а «ТМ-сервис», в свою очередь, присылал к нам своих. Во всех случаях клиенты оставались довольны», — делится опытом исполнительный директор компании «Юринтербюро» ЕКАТЕРИНА АЛЕШИНА. Подобный обмен обусловлен прежде всего тем, что нижегородские компании, предлагая почти весь спектр юридических услуг, более глубоко ведут одну-три практики. Специализацией может быть интеллектуальная собственность («Городисский и партнеры»), сопровождение иностранных инвестиционных проектов («Яковлев & партнеры») или, например, решение земельных во­просов («Земельная биржа»).

Сделки с землей уступают место антикризисному пакету

Все эксперты подчеркивают, что в 2008 г. произошло перераспределение актуальности юридических услуг. В прошлом году наибольшим спросом пользовались услуги, связанные с развитием бизнеса, сопровождением инвестиционных проектов, вложений. Весомой была доля услуг, связанных с куплей-продажей земельных участков и переводом их из одной категории в другую. К концу года ситуация кардинально изменилась: «Объемы сделок с земельными участками в ноябре-декабре упали почти до нуля, — сетует директор ОАО «Земельная биржа» ЕВГЕНИЙ ГОРБАЧУК. — За освоение новых земель, даже по снизившейся цене, сейчас никто не берется — подобные планы требуют «долгих» денег, а их нет».

Упал спрос и на решение задач, связанных с налогообложением. Впрочем, произошло это, по мнению экспертов, не из-за пресловутого кризиса, а благодаря совершенствованию законодательства.

Некоторые практики, напротив, стали более востребованы. ЮЛИЯ КРУЗЕ, генеральный директор компании «ТМ-сервис»: «Кризис неплатежей и осознание приближающегося возможного дефолта заставил собственников выбирать, по какому бизнесу компании принимать антикризисные меры, а где инициировать банкротство, с кем судиться, а с кем подписывать соглашения об изменении графика погашения задолженности. В январе мы получили заказы, связанные с реализацией антикризисного пакета, истребованием задолженности, защитой, перегруппировкой активов, возможным банкротством. Безусловно, для коллекторских услуг этот год будет отраслеобразующим».

Среди участников рынка есть и такие, кто склонен полагать, что кризис прежде всего в головах: «Мы не можем сказать, что с осени у нас резко увеличилось количество дел по реструктуризации или банк­ротству на фоне снижения клиентского интереса к иным практикам, — отмечает генеральный директор компании Lazarev Group ДМИТРИЙ ЛАЗАРЕВ. — Более того, продолжает пользоваться спросом регист­рация предприятий. Те же, у кого бизнес встал, предпочитают выждать время, но не спешить с выходом из игры». По наблюдениям экспертов, подобный расклад обусловлен тем, что многие квалифицированные специалисты, попав под сокращение на предприятиях, начинают свое дело. Среди них немало юристов, а значит есть все основания ожидать ужесточения конкуренции на рынке юридических услуг.

Клиенты готовы платить юристам хорошие деньги

Мнения экспертов о ценовой политике разделились. Разногласия коснулись как принципа составления прайс-листов на популярные услуги, так и вопроса об изменении расценок в условиях кризиса. Как следствие, ценовые колебания, к примеру, за регистрацию предприятия, превышают 10 тыс. руб. Дмитрий Лазарев: «Мы поднимали цены год назад. Сейчас, по моему мнению, дорисовывать нули в прайс-листе неразумно. Впрочем, не исключено, что на некоторые услуги фиксированной цены не будет: она будет варьироваться в зависимости от обстоятельств и особенностей дела». Не намерена спешить с увеличением цен и компания «ТМ-сервис»: пересмотр цен намечен в наступившем году лишь на весну, а не на зиму, как обычно.

Не все игроки намерены использовать константу цены как инструмент привлечения клиентов. Компания «Юридические технологии бизнеса» собирается увеличивать цены в соответствии с инфляционными тенденциями день в день по плану. Позиция компании «Юринтербюро» такова: «Прайс-лист есть у каждой фирмы. Но, как показывает практика, подход к клиенту индивидуален, и ценовая политика определяется из расчета сложности поставленной им задачи», — поясняет г-жа Алешина.

Принципы эксперта подтверждены готовностью клиентов хорошо платить за качественно выполненные юруслуги. «На юристах экономить нельзя. Особенно молодым компаниям, — убежден генеральный директор ЗАО «Реал-Инвест» ЛЕВ ТАРАБАРИН. — Надо же понимать, что речь идет об имидже и опыте компании. Но и сейчас, когда мой бизнес разросся, своего штатного юриста я предпочел перекупить у другой компании, нежели искать среди непроверенных, пусть и недорогих специалистов».

Эксперты сходятся в том, что изменилась не только платежеспособность клиентов, но и сами приоритеты платежей. Они констатируют увеличение задержки оплаты юридических услуг. Причина непунктуальности клиентов в том, что пользу от юруслуг не «пощупаешь», за исключением взыскания денег.

Выручка юркомпаний должна увеличиться на половину

Хотя в целом 2009 г. сулит экономические трудности, юристы рассчитывают на увеличение потока клиентов и, следовательно, на рост рынка в своем сегменте. «В этом году у рынка юридических услуг положительная перспектива, рынок будет расти. Хотя, возможно, темп его роста замедлится по сравнению с прошлым годом», — предполагает Юлия Крузе.

С ней соглашается и Александр Маслов: «Вероятно дальнейшее увеличение спроса на «антикризисные услуги», поскольку, по прогнозам большинства экспертов, «дно» кризиса еще не достигнуто. Спрос на традиционные услуги, думаю, сократится. Данная динамика, несомненно, скажется на предложении юридических компаний: тот, кто не будет предоставлять соответ­ствующие кризису услуги, может сущест­венно сократить свои объемы».

Наиболее востребованными практиками будут банкротство, добровольная ликвидация, взыскания, реструктуризация активов, перевод собственности. «Кризис — эльдорадо для серьезных игроков, — заявляет Олег Тимофеев. — Рост выручки за текущий год может составлять от 30 до 60%».

Юлия крузе: «Этот год будет отрасле-образующим для кол-лекторских агентств».

олег тимофеев: «Рост выручки за текущий год может составлять от 30 до 60%».

екатерина алешина: «Прайс-лист есть у каждой компании. Но, как правило, цена определяется, исходя из сложности задачи, поставленной клиентом».