Меню

Обзор: Типографии

ЭкпертыЕлена БАРЫШКИНАдиректор департамента печати ГК «АЛТЭКС»Николай ВАСИНкоммерческий директор типографии «Рослюкс»Георгий ВЫСОЦКИЙначальник коммерческого отдела RIDOНиколай КАЦАПОВкоммерческий д

Производства полиграфической продукции в Нижегородской области растут. По словам коммерческого директора «Нижегородской радиолаборатории», крупные типографии не конкурируют друг с другом, работая каждая в своей нише. Они успешно завоевывают рынки регионов центральной части России.

Экперты
Елена БАРЫШКИНА
директор департамента печати ГК «АЛТЭКС»
Николай ВАСИН
коммерческий директор типографии «Рослюкс»
Георгий ВЫСОЦКИЙ
начальник коммерческого отдела RIDO
Николай КАЦАПОВ
коммерческий директор ООО «Цитрон Принт»
Сергей МОРОЗОВ
коммерческий директор ЗАО «Нижегородская радиолаборатория»
Дмитрий НОВИКОВ
первый заместитель директора ФГУИПП «Нижполиграф»
Юрий САВИН
генеральный директор ЗАО «Офсетная газетная фабрика —Нижний Новгород»
Евгений СЛИНЯКОВ
генеральный директор ОАО «ПРОМИС»

Кто доминирует на рынке полиграфических услуг в Нижнем Новгороде? Зачем нижегородские типографии выходят на рынки других регионов?
Какие свободные ниши на местном рынке перспективны для полиграфистов?

Издательско-полиграфические компании региона, по информации Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей и расчетам «ДК», в 2005 г. выпустили продукции на 4 062 млн руб., что на 37,5% больше по сравнению с предыдущим годом. Основной прирост объемов производства обеспечивают крупные специализированные типографии, работающие на другие регионы. Темпы роста производства небольших широкопрофильных компаний существе­нно ниже. Согласно данным Нижегородского государственного комитета статистики (НГКС), в 2005 г. розничная продажа полиграфической продукции в регионе составила 1 564 млн руб. Это лишь на 21,4% больше по сравнению
с предыдущим годом. Уже сейчас в Нижегородской области реализуется только треть всей выпускаемой местными типографиями продукции. По прогнозам экспертов «ДК», доля продукции, вывозимой за пределы региона, будет увеличиваться.

Крупные типографии доминируют в узких нишах

Большинство крупных нижегород­ских типографий узкоспециализированы. Каждая из них выбрала один из сегментов рынка. Эксперты «ДК» считают работу в узкой нише более перспективной для выхода на лидирующие позиции. Первый заместитель директора ФГУИПП «Ниж­полиграф» ДМИТРИЙ НОВИКОВ: «Возможности типографии зависят в первую очередь от оборудования. Пытаться охватить одновременно несколько рынков для крупных игроков бессмысленно». Сегодня, по информации г-на Новикова, от «мелких» заказов «Нижполиграф» осознанно отказывается, отпугивая потенциальных заказчиков, например, ценами. Главные направления деят ельности компании — печать газет (типография производит до 40% всех черно-белых газет в регионе) и книжное производство. Печать газет, журналов, а также картонной упаковки и этикетки — самые «лакомые» с точки зрения стабильности заказы, как отметили эксперты «ДК».

По словам генерального директора ОАО «ПРОМИС» ЕВГЕНИЯ СЛИНЯКОВА, благодаря освоению узких ниш нижегородские типографии избежали конкуренции между собой на местном рынке. К примеру, полиграфическая компания «ПРОМИС» пошла по пути узкой специализации. С 1998 г. типография выпускает только картонную упаковку, отказавшись от печати журнально-рекламной продукции. С 2000 г. она еще более сузила специализацию и перешла на изготовление упаковки только для фармацевтической и парфюмерно-косметической отраслей.

Компания RIDO, известная прежде всего как типография по печати упаковки 
и этикетки, напротив, с 2006 г. отказалась от производства упаковки и сосредоточилась на печати журналов. По словам экспертов «ДК», 70% всей журнальной продукции
в Нижнем Новгороде уже сейчас производится в RIDO.

В нише печати полноцветных газет лидирующие позиции в городе занимает «Офсетная газетная фабрика». Генеральный директор ОГФ ЮРИЙ САВИН заявил, что примерно два года назад типография планировала предложить полный спектр полиграфических услуг, но отказалась
от этой идеи. По его словам, сегодня проще удерживаться в своей нише, нежели конкурировать с молодыми многопрофильными компаниями. «Сегодня до 65% мест­ных полноцветных изданий печатается именно здесь», — отметил г-н Савин.

Печатники осваивают другие регионы

Специализированные типографии фактически поделили всех местных крупных клиентов, выстроив с ними долгосрочные отношения. Расти в регионе им некуда. Поэтому большая часть местных типографий работает на рынках других регионов. Первую причину успешной экспансии назвал Евгений Слиняков — узкая специализация компании. По его словам, на российском рынке картонной упаковки для автоматизированных линий есть три серьезных игрока, одним из которых является «ПРОМИС». Такого же положения добилась компания «Цитрон Принт», занимающаяся картонной упаковкой для кондитерских изделий. НИКОЛАЙ КАЦАПОВ, коммерческий директор «Цитрон Принт»: «Наш клиент  — кондитерские фабрики. Мы поставляем упаковку во многие регионы страны. На нашу область приходится не более 10% выпускаемой продукции».

Услуги нижегородских типографий востребованы и в столице. Например, 54,3% всей продукции, выпущенной в 2005 г. «Нижполиграфом» — книги для московских издательств. Дмитрий Новиков: «Московский полиграфический рынок переполнен заказами. Издатель­ства ищут подрядчиков в регионах, где отпечатать тиражи на порядки дешевле и в разы быстрее».

Эксперты «ДК» отметили рост спроса на полиграфическую продукцию во всех регионах страны. Но рынок европейской части России фактически поделен между так называемыми «полиграфическими центрами». По словам Сергея Морозова, Санкт-Петербург, к примеру, держит на себе всю северо-западную часть страны. Москву обслуживают не только местные типографии, но и иногородние. Полиграфическим центром приволжского округа является Нижний Новгород. Георгий Высоцкий называет удачное расположение города одной из причин выхода типографий в другие регионы. Сетевым изданиям, распространяющимся в рамках одного округа, выгодно и по цене,
и по срокам печататься в одной типографии. Данное преимущество отметил
и Юрий Савин: «ОГФ поставляет газеты на несколько регионов сразу. В частности, газета «Телесемь» печатается в Нижнем Новгороде для Казани, Пензы, Саранска, Чебоксар и других регионов».

На рынки смежных регионов наши компании успешно выходят благодаря более широкому спектру полиграфических услуг, чем могут предложить местные конкуренты. НИКОЛАЙ ВАСИН, коммерческий директор «Рослюкс»: «В смежных регионах полиграфический рынок еще не дорос до уровня нижегородского: по гибкости ценовой политики, качеству, спектру услуг и главное — срокам работы». Оптимальный радиус экспансии в другие регионы, по словам Евгения Слинякова, составляет 600 км. Евгений Слиняков: «Чем дальше местная типография выходит, тем выше выставляет цены. За шестисотым километром цены приходится увеличивать на 5% и более, что снижает конкурентоспособность типографии на чужом рынке». Таким образом, в «зоне интересов» местных полиграфистов находятся практически все регионы ПФО, Владимирская и Московская области.

Широкопрофильные компании борются за местных заказчиков

В Нижнем Новгороде основная конкуренция ведется между многопрофильными типографиями, не сумевшими занять свои ниши на рынках области
и смежных регионов. К многопрофильным типографиям относятся компании, предлагающие широкий спектр услуг от разработки дизайна макета, печати визиток до печати книг. Порог вхождения на нижегородский полиграфический рынок для многопрофильной компаний низок. Николай Васин: «$150-200 тыс. достаточно для покупки оборудования для производства рекламно-полиграфической продукции и даже упаковочных материалов». Как отмечает г-н Васин, операционная рентабельность некоторых заказов может достигать 60-70%. Поэтому конкуренция в городе быстро растет.

По данным НГКС, только за 2005 г.
в Нижегородской области 35 вновь открывшихся компаний заявили вид деятельности «Типографические услуги».

В условиях жесткой конкуренции на местном рынке типографии борются
за каждого клиента. По словам одного
из экспертов, пожелавшего остаться неизвестным, даже если местная типография не может выполнить заказ, от клиента она не откажется. В крайнем случае компании перезаказывают печать в другой типографии с нулевой маржой, лишь бы не отдавать заказчика конкуренту.

Дмитрий Новиков обратил внимание на тенденцию к увеличению числа «мелких» (до 1000 экземпляров) заказов по производству бланочной и рекламно-представительской продукции. Крупной типографии браться за такую работу невыгодно. Эту нишу — печать малых тиражей — заняли центры оперативной печати, или так называемые мини-типографии. Николай Васин отметил, что достаточно ризографа (цена б/у машины — $3000- 5000), чтобы получить статус мини-типографии. «Инвестируем еще порядка $10-15 тыс.,  — продолжил г-н Васин, и спектр услуг типографии расширяется до изготовления несложной рекламной продукции». Николай Васин оценивает рентабельность подобной мини-типо­графии в 20-30%. Мини-типографии, по его словам, отбирают у многопрофильных типографий значительный процент заказов по печати рекламно-представительской продукции.

Со временем мини-типография может вырасти в серьезного игрока на рынке многопрофильных компаний. ЕЛЕНА БАРЫШКИНА, директор департамента печати ГК «АЛТЭКС»: «В 1991 г. мы начали развивать услуги оперативной полиграфии в деловой части города, предложив полный комплекс услуг в короткие сроки». Сегодня это направление активно развивается всеми мини-типографиями 
в городе. В 2003 г. ГК «АЛТЭКС» открыла первую в городе цифровую офсетную типографию, заявившись на рынке рекламно-журнальной продукции. Сегодня, по словам Елены Барышкиной, уже 20% всей выпускаемой типографией продукции вывозится за пределы области.

В регионе имеются свободные ниши

Несмотря на жесткую конкуренцию, 
в Нижегородской области появляются новые ниши. По данным Юрия Савина, спрос на печать полноцветных газет формата А4 растет. Свыше 11% всех газет по стране перешли на новый формат, и их количество будет расти. ОГФ, как сообщил г-н Савин, только планирует закупать оборудование для печати газет А4. Лишь в 2005 г. их производ­ство начал «Нижполиграф». Но, по его мнению, двух типографий в городе не достаточно, чтобы удовлетворить растущий спрос.

Рынок полноцветных газет также не освоен до конца. Юрий Савин: «В число акционеров нижегородской «Офсетной газетной фабрики» входит «Интер Медиа Групп» — наши акционеры загружают типографию почти на 60%. Спрос на полноцветные газеты в районах области увеличивается. Печатать их пока некому».

Николай Васин добавляет, что в Нижнем Новгороде пустует ниша оперативной печати упаковки. «Загруженность «ПРОМИСа», «Кварца» и «Цитрона Принт» заказами постоянных клиентов почти не позволяет им брать работу со стороны. Спрос на небольшие тиражи упаковки повышается со стороны малого бизнеса».

Рынок цифровой печати также не освоен. Елена Барышкина: «Цифровая полиграфия предназначена для печати переменных данных. Основной клиент цифровых типографий — средний и крупный бизнес. Но большая часть потенциально заказываемой продукции содержит в себе коммерческую тайну». Многие компании предпочитают обзаводиться собственными мини-офсетными машинами. По мнению г-жи Барышкиной, это временная тенденция — рынок цифровой печати
в Нижнем будет развиваться.

Георгий Высоцкий считает, что крупные типографии продолжат специализироваться и усилят экспансию в соседние регионы. Местные многопрофильные типографии будут искать свои узкие ниши в регионе. С данным прогнозом согласен и Евгений Слиняков: «Работа
в одной нише подразумевает получение стабильного дохода». Эксперты «ДК» сошлись во мнении, что количество многопрофильных компаний на рынке будет увеличиваться, конкуренция между ними возрастет, а рентабельность
в этом секторе в ближайшее время будет снижаться.

детали
Развитие отрасли сдерживает дефицит кадров
Главная проблема полиграфической отрасли Нижнего Новгорода — отсут­ствие кадров. Долгое время «кузницей кадров» был «Нижполиграф». Сегодня типографии переманивают лучших печатников друг у друга. Мастеров печатного дела в регионе обучает только нижегородский лицей № 41. На его базе в 2004 г. открылся филиал Санкт-Петербургского издательско-полиграфического техникума. Лицей готовит также специалистов-наладчиков полиграфического оборудования. Но на эту специальность студентов набирают крайне редко и только по заказу нижегородских типографий. В 2006 г. ожидается первый выпуск за последние несколько лет. Заказчиком выпуска выступил «Нижполиграф».
По словам Дмитрия Новикова, выпускников лицея приходится переучивать собственными силами или в иногородних учебных заведениях. Георгий Высоцкий: «Пройдет не меньше трех лет, пока помощник печатника станет самостоятельным специалистом».
 
детали
Фотовывод на аутосорсинг
Крупные типографии предлагают фотовывод (перенос цифрового изображения на пленки для последующей печати на офсетной машине) как самостоятельную услугу. В 2002 г. в городе появилась первая компания, специализирующаяся на работе с пленками   ООО «Макпресс».
Александр Мороз, технический директор компании «Макпресс»: «Конкурентная среда на рынке фотовывода еще не развита, хотя в Нижнем Новгороде порядка 10 типографий предлагают фотовывод в качестве отдельной услуги. В ближайшие 2-3 года ситуация не изменится, пока существует большое количество офсетных типографий».
По словам Николая Васина, развитие фотовывода как самостоятельной услуги снижает порог вхождения на рынок полиграфических услуг: типографиям не нужно приобретать собственное фотооборудование.