Меню

Обзор: Страховые компании - 01.12.2008

эксперты Александр Григорьев генеральный директор ОСАО «Ингосстрах» Ирина Калашникова руководитель отдела страхования СК «СОГАЗ» Илья Ломакин-Румянцев руководитель Федеральной службы страхового над

Характеризуя рынок страхования, его участники ставят четкие временные границы: до августа 2008 г. и после. В первом полугодии все было замечательно — КАСКО, ДМС и страхование по ипотеке тащили рынок вперед с мощью локомотивов. Сейчас банковский канал продаж страховых продуктов закрыт, корпоративное ДМС уже не востребовано. Страховщики срочно перекраивают структуру предложения, разрабатывают недорогие полисы с франшизой, сокращают филиальную сеть в регионах и надеются, что в среднесрочной перспективе спрос на страховые продукты вырастет.

эксперты
Александр Григорьев
генеральный директор ОСАО «Ингосстрах»
Ирина Калашникова
руководитель отдела страхования СК «СОГАЗ»
Илья Ломакин-Румянцев
руководитель Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзор)
Владимир Паршаков
директор Приволжской дирекции ОАО «РОСНО»
Ирина Рева
директор Нижегородского филиала СК «ЭРГО Русь»
Алексей Самарин
генеральный директор Нижегородского филиала Первой страховой компании

Сколько страховых компаний уйдет с рынка?
На какие продукты делают ставку страховщики?
Почему пришло время для полиса с франшизой?

На нижегородском страховом рынке работает 127 страховых компаний. Здесь представлены все федеральные игроки, кэптивные компании, иностранные страховщики. Доля нижегородских компаний на рынке малозаметна — их всего четыре: СК «Гранит», СК «Диалог», «Страховой фонд Железнодорожный» и СК «Магистраль».

По итогам девяти месяцев 2008 г. страховщики, работающие в России, собрали 699,9 млрд руб., что на 23,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Региональный рынок страхования развивался в том же темпе, что и общероссийский — классические виды страхования росли на 20–25% в год.

В течение года игроки активно осваивали новые сегменты, появившиеся за счет изменений в законодательстве. В начале 2007 г. вступили в силу требования закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», согласно которым адвокат обязан страховать риск своей профессиональной имущественной ответственности. С июня 2007 г. аналогичные изменения коснулись и сферы туризма — теперь все туроператоры должны либо приобрести банковскую гарантию, либо застраховать свою ответственность.

Процесс расширения интересов страховщиков мог продолжиться: в этом году открылись перспективы в сфере страхования ответственности строительных компаний — членов саморегулируемых организаций. Уже внесен в Госдуму РФ законопроект «Об обязательном страховании жилых помещений». Кроме того, страховое лобби не раз поднимало вопрос о введении обязательного страхования ответственности компаний, эксплуатирующих объекты повышенной опасности. Однако к концу года стало ясно: туристы, адвокаты и промышленники не смогут компенсировать страховому рынку потери от сократившегося страхования по автокредитам и ипотеке.

Страховой рынок готов к снижению тарифов

В октябре глава федеральной службы страхового надзора (ФССН) ИЛЬЯ ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ рекомендовал страховщикам снизить прогноз по премии в будущем году на 50%. Он призвал участников рынка разработать меры, которые позволят им пережить неспокойное время. По мнению главы Росстрахнадзора, самый оптимистичный прогноз на два-три года — ежегодный рост рынка на 5%.

Снижение премий затронет в первую очередь страхование, связанное с банками. Именно этот сегмент рос наибольшими темпами — по итогам прошлого года он составил 55–60%. По словам генерального директора ОСАО «Ингосстрах» АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВА, банковский канал был катализатором роста страхового рынка. «В следующем году он закроется: кредиты будут выдавать только некоторые иностранные кредитные организации, Сбербанк и ВТБ. На всех страховщиков этого канала не хватит. Более того, эти банки будут работать только с крупнейшими и надежнейшими страховщиками», — прог­нозирует г-н Григорьев.

По мнению эксперта, сложнее всего придется тем страховщикам, которые строили свою деятельность на продажах через посредников, в первую очередь сопровождая банковские сделки. «Динамика по видам страхования, завязанным на банках, заметно падает — особенно в части автострахования», — констатирует генеральный директор Нижегородского филиала Первой страховой компании АЛЕКСЕЙ САМАРИН.

«В первую очередь снизятся показатели по ипотечному страхованию, по страхованию предметов залога — имущества юридических лиц и автомобилей, приобретаемых в кредит. Замедление темпа коснется и добровольного медицинского страхования», — отмечает генеральный директор «ЭРГО-Русь» Ирина Рева.

Компании, которые не делали ставку на банковский канал продаж и диверсифицировали портфель, сейчас надеются на страхование имущества физических лиц. «В нашем портфеле тоже есть страхование по банковским кредитам, но это далеко не единственное направление. В 2009 г. можно ждать снижения объема рынка в секторе ДМС приблизительно на 10%. КАСКО замедлит рост — он составит не более 5–10%. В секторе корпоративного страхования имущества, скорее всего, будет наблюдаться стагнация. А вот по имуществу физических лиц мы прогнозируем рост рынка примерно на 15–20%», — отмечает директор Приволжской дирекции ОАО «РОСНО» ВЛАДИМИР ПАРШАКОВ.

В Первой страховой компании также делают ставку на страхование имущества. «Мы считаем этот сегмент перспективным. Конечно, общее снижение спроса есть, но многие из тех, кто привык платить по страховке, продолжают это делать. Квартиры, дачи и загородные дома по-прежнему важны для людей», — поясняет Алексей Самарин. «Страхование имущества физических лиц: квартир, домов, дач, их отделки, домашнего имущества — самый перспективный и актуальный вид страхования, так как обеспечивает реальный источник финансирования для его восстановления хозяевами при возникновении страховых случаев», — убеждены в компании «ЭРГО-Русь».

Кроме «кредитных страховок», экс­перты прогнозируют замедление роста на рынке страхования жизни: продвижение этого продукта требует экономической стабильности и доверия общества к финансовым институтам. «Рынок страхования жизни будет и дальше развиваться, но очень медленно. На мой взгляд, в 2009–2010 гг. темп его роста еще больше замедлится», — отмечает Александр Григорьев.

Страховщики приостановили планы по освоению рынка медицинских услуг

В первом полугодии этого года сборы страховщиков по добровольному медицинскому страхованию (ДМС) составили 53 млрд руб. — больше собрало только КАСКО. Рынок ДМС бурно развивался, все больше предприятий включали страхование в социальный пакет, используя его в качестве конкурентного преимущества на рынке труда.

Рост показателей по ДМС привел к тому, что крупные страховщики объявили о строительстве собственных медицинских центров. Так, в конце прошлого года «Ингосстрах» заявил о планах по созданию сети клиник в регионах, а в июне этого года «РОСНО» сообщила о строительстве медицинского центра в Нижнем Новгороде. По мнению экспертов, планы были связаны со стремлением страховщиков контролировать финансовые потоки и качество услуг в сфере медстрахования, а также с высокой маржинальностью медицинского бизнеса. «Динамика роста цен на рынке врачебных услуг – просто гигантская. Думаю, что из этого исходят компании, инвестирующие в медцентры: там просто маржа очень большая», — отмечает директор нижегородского филиала ERGO Русь Ирина Рева.

Однако кризис заставил страховщиков свернуть непрофильную деятельность. По словам Александра Григорьева, его компания пока приостановила реализацию проекта по строительству сети клиник «на неопределенное время». От своих планов не отказалась только компания «РОСНО». «Мы не собираемся замораживать строительство клиники — в декабре начнем рыть котлован», — заявил Владимир Паршаков.

По прогнозам страховщиков, востребованность ДМС в условиях кризиса снизится, но в долгосрочной перспективе интерес к этому виду страхования будет расти. Как рассказал Алексей Самарин, «план по ДМС до октября мы выполнили, дальше будет сложнее — у многих предприятий сейчас ощутимые сложности с финансами». «ДМС никогда не было дешевым видом страхования. Эти продукты даже в условиях кризиса не могут упасть в цене, поскольку их стоимость напрямую зависит от тарифов на медицинские услуги», — объясняет Владимир Паршаков.

Участники рынка вводят экономичные версии страховых продуктов

В связи со снижением платежеспособности клиентов страховщики активно продвигают продукты с франшизой. В этом случае страховщик не оплачивает ущерб, если он не превышает установленного минимума. Стоимость таких полисов, в зависимости от размера франшизы, может быть снижена на 10–50%. Подобные продукты были в линейке почти у всех крупных компаний, но до недавнего времени они не пользовались особой популярностью: люди предпочитали приобретать полисы, покрывающие любой ущерб, даже минимальный. «Сейчас настал момент, когда люди будут покупать эти продукты охотнее, потому что они экономичнее. Поэтому мы планируем использовать франшизу и в автостраховании, и в ДМС», — отмечает Владимир Паршаков.

По мнению экспертов, появится множество экономичных продуктов — например, полис ДМС, включающий только экстренную медицинскую помощь. Его стоимость может составлять всего 10–20% от полных программ ДМС, включающих стоматологию и поликлиническую помощь.

Кроме франшизы, страховщики предлагают своим клиентам комплексное страхование. Так, «Ингосстрах» запустил новый продукт комплексного страхования имущества и автомобиля «Домобиль», который позволяет клиенту компании защитить одновременно квартиру, загородный дом и автомобиль дешевле, чем с помощью отдельных полисов.

В сфере страхования бизнеса тоже появились комплексные продукты. Например, «РЕСО-гарантия» предлагает коробочные продукты «РЕСО-индустрия», «РЕСО-предприниматель» и «РЕСО-офис», которые содержат типовой полис с постоянным набором рисков и дополнительными возможностями, которые включаются в договор по желанию страхователя.

«При страховании имущества юрлиц мы делаем клиентам расширенные предложения, чтобы повысить их лояльность в меняющихся условиях. Заключая договор страхования от одних рисков, они получают защиту от других рисков в комплексе. В результате спада по премиям пока нет», — рассказала руководитель отдела страхования СК «СОГАЗ» ИРИНА КАЛАШНИКОВА.

Страховщики собирают запасы резервов

По мнению участников рынка, в ближайшие три года число страховых компаний уменьшится в разы. Александр Григорьев считает, что более чем из 800 страховщиков останется около 300 компаний. С более осторожными прогнозами выступил Илья Ломакин-Румянцев. Он считает, что с рынка уйдет множество компаний и «счет им будет даже не на десятки». «Сейчас в страховых компаниях нач­нется внутреннее структурирование, оптимизация бизнес-процессов. После кризиса рынок очистится — те, кто останется, будут вынуждены измениться», — убежден г-н Паршаков.

Как прогнозируют страховщики, главные сложности для них еще впереди. Даже финансово-устойчивые компании сейчас сокращают издержки. «Мы снижаем расходы на деятельность региональной сети — 170 нерентабельных офисов будут закрыты. В следующем году ожидаем падения продаж по банковскому каналу, за ним последует сокращение персонала. «Заморожены» все бюджеты развития, «урезаны» рекламные бюджеты. Мы хотим спокойно встретить основной удар кризиса. Если идет дождь — нужно взять зонтик», — резюмирует г-н Григорьев. По его прогнозам, кризис продлится до 2010 г., и нужен большой запас резервов, чтобы пережить этот период.

Владимир Паршаков: «После кризиса рынок очистится — те, кто останется на нем, будут вынуждены измениться».

Ирина рева: «Замедление темпа коснется и добровольного медицинского страхования».

Александр Григорьев: «Сейчас в России более 800 страховых компаний, но скоро их останется не более 300».