Меню

Обзор: Страховые компании - 19.02.2007

эксперты Антон Александров директор Нижегородского филиала ООО «СК «Нефтеполис» Алла Арефьева государственный инспектор отдела контроля финансовых рынков, рекламной деятельности и защиты от недобро

Нижегородский рынок страховых услуг следует федеральным тенденциям — слабые и недобросовестные операторы уходят, оставшиеся повышают качество услуг и свою ответственность. Растет интерес к добровольному страхованию, чему способствуют успешное «тестирование» обязательных страховых продуктов и возросшее благосостояние нижегородцев.

эксперты
Антон Александров
директор Нижегородского филиала ООО «СК «Нефтеполис»
Алла Арефьева
государственный инспектор отдела контроля финансовых рынков, рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции УФАС по Нижегородской области
Владимир Бабий
директор по страхованию филиала «Оранта — Нижний Новгород» ООО «СК «Оранта»
Борис Башмаков
директор Нижегородского филиала Московской акционерной СК ЗАО «МАКС»
Анатолий Кашицын
директор департамента по страхованию Нижегородского филиала ООО «Русско-Балтийское страховое общество»
Оксана Коваленко
директор ООО «СБ «Группа К-Центр»
Елена Кононыхина
директор департамента страхования лизинговой компании ООО «Каркаде»
Татьяна Рудыка
начальник отдела андеррайтинга центра страхования имущества и ответственности Волго-Вятской дирекции ОАО «РОСНО»
Артур Сизов
зам. директора по развитию ООО «Нижегородский фондовый интернет-центр» (ГК «АЛОР»)
Татьяна Смирнова
менеджер по развитию бизнеса Нижегородского филиала ЗАО «АИГ-Лайф»
Виктор Тимофеев
директор Нижегородского филиала СК «ГУТА-страхование»

Почему исчезают региональные страховые компании?
Как изменения законодательства влияют на рынок страховых услуг?
Для чего компании развивают убыточные виды страхования?
Почему страховщики не хотят работать с малым бизнесом?Зачем страховые компании платят комиссию брокерам?

Нижегородские страховые компании продолжают сдавать позиции — за год с рынка ушли компании «АРИЭЛЬ» и «НАДЕЖДА-НН». Доля страховых взносов нижегородских операторов сократилась, составив 40% взносов по Нижегородской области против прошлогодних 43%. 96,4% всех страховых взносов региональных компаний собрало ООО «Росгос­страх-Поволжье». Вместе с тем рынок растет. По данным Инспекции страхового надзора по Приволжскому федеральному округу (ИСН ПФО), в 2006 г. страховые компании (СК) на территории области собрали страховых взносов на 16,557 млрд руб. — на 23,5% больше, чем годом раньше. АЛЛА АРЕФЬЕВА, государственный инспектор отдела контроля финансовых рынков, рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции УФАС по Нижегородской области: «Объемы страхования по каждому сегменту рынка растут от года к году». Крупные компании стремятся застолбить перспективные участки, поэтому предлагают все новые виды страхования.

Темп развития рынка задает обязательное страхование

За 2006 г. рынок обязательного страхования вырос на 16,6% и достиг 3,58 млрд руб. Самые большие премии, как и в предыдущие годы, — по ОСАГО. Автомобильный рынок продолжает расти, средняя стоимость автомобилей увеличивается. Высокая убыточность данного вида страхования не отпугнула игроков. За 2006 г. появилось 10 новых операторов, занимающихся ОСАГО, — теперь их 55. Эксперты «ДК» отмечают, что обязательное автострахование — «крючок», позволяющий привлечь внимание клиентов к другим страховым продуктам. Перспективные направления обязательного страхования эксперты связывают с кредитным бумом и изменениями в законодательстве. Условия многих кредитных договоров делают некоторые виды добровольного страхования по сути обязательными. Прежде всего это касается автомобильного кредитования и ипотеки. Алла Арефьева: «Ипотечное кредитование увеличило количество договоров личного страхования и страхования имущества, числящегося в залоге у банков на период действия кредита. Это уже долгосрочная перспектива развития страхования». Начальник отдела андеррайтинга центра страхования имущества и ответственности компании «РОСНО» ТАТЬЯНА РУДЫКА объясняет стремление СК привлекать большое количество клиентов: «Убыточность по так называемым ипотечным видам страхования невысокая. Но даже два-три страховых случая за год влекут за собой значительные расходы. Размер премии по договору — от 5 до 15 тыс. руб., а размер убытка — от 1 млн руб. Если у компании будет 300 клиентов, она перекроет риск, на десяти клиентах — нет». Количество заключенных ипотечных договоров страхования в нижегородском представительстве РОСНО за 2006 г. увеличилось на 90% по сравнению с 2005 г. Татьяна Рудыка: «Мы планируем серьезные поступления и в этом году. Компания заключила соглашения о сотрудничестве с 15 банками, выдающими ипотечные кредиты. У этого направления высокий потенциал, хотя развитие тормозит рост цен на недвижимость».

Нижегородский бизнес активно осваивает промышленные площади, подталкивая развитие страхования ответственности за эксплуатацию помещений. Татьяна Рудыка: «Большинство крупных арендодателей, таких как IKEA, «Этажи», «Республика», требуют от компаний страховать ответственность при заключении договора».

С 1 января 2007 г. вступил в силу закон, обязывающий туроператоров ежегодно обеспечивать банковскую либо страховую гарантию своей деятельности. Из 200 нижегородских игроков туристического рынка туроператоров около 20%. Директор филиала СК «Гута-страхование» в Нижнем Новгороде ВИКТОР ТИМОФЕЕВ отмечает: «Большинство туроператоров работает в Москве — на развитие нижегородского рынка страхования закон практически не повлияет».

Закон о страховании профессиональной ответственности с 1 января коснулся адвокатов. Как сообщила Татьяна Рудыка, нижегородские правозащитники не спешат покупать страховые полисы, ссылаясь на несовершенство формулировок закона. П. 6 ст. 7 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» не оговаривает даже размер страховой суммы. Вскоре вступит в силу также положение о страховании профессиональной ответственности оценщиков, нотариусов. По мнению Татьяны Рудыка, механизмы реализации закона их профессиональных рисков более совершенны. Малорисковые виды профессионального страхования привлекут игроков, занимающихся демпингом. «Крупные компании не смогут позволить себе снижать цены ниже допустимого уровня. Для большинства клиентов страхование профессиональной ответственности — пока только формальность, страховой полис от известной компании не служит конкурентным преимуществом, поэтому мелкие СК привлекут многих клиентов». Страхование профессиональной ответственности востребовано среди риэлторов, однако СК пока не рискуют работать с ними — слишком высок риск наступления страхового случая.

Крупные игроки делают ставку на развитие закона об обязательном страховании опасных объектов (ОПО), таких как подъемные краны, эскалаторы, лифты, химические производства. Сумма страхового полиса по этим объектам возрастет в разы, тарифы станут едиными. Татьяна Рудыка: «Критерием выбора будет выступать надежность компании, ее способность обеспечить выплаты при наступлении страхового случая. Предприниматели не понесут большие деньги страховщику без имени. Клиенты и большие страховые премии придут в крупные компании».

Обязательное страхование повышает интерес к добровольному

Сумма сборов по добровольному страхованию в регионе за 2006 г. выросла на 37% и достигла 6,946 млрд руб. Сейчас услуги добровольного страхования предлагают 68 СК. Годом раньше их было 60. «Наша компания 12 лет занимается добровольным страхованием. В последнее время прирост по этому направлению составляет 25­30% в год», — иллюстрирует перспективность данного вида услуг директор по страхованию филиала «Оранта — Нижний Новгород» ВЛАДИМИР БАБИЙ.

Среди видов добровольного страхования по-прежнему лидирует страхование имущества — сумма сборов за прошлый год увеличилась на 40%. Директор Нижегородского филиала СК «Нефтеполис» АНТОН АЛЕКСАНДРОВ: «ОСАГО дало толчок развитию страховой культуры — люди увидели, что страхование работает, и протестировали, как оно работает. Не только высший, но и средний класс пересел на иномарки, соответственно, возросло количество желающих застраховать машину по полной программе. КАСКО лидирует и развивает весь рынок добровольного страхования». Виктор Тимофеев отмечает, что многие СК считают КАСКО первым шагом к приобретению других полисов добровольного страхования: «Клиенты начинают страховать имущество. Первым, как правило, они страхуют автомобиль. Потом — недвижимость, бизнес. Когда имущество застраховано, начинают думать о страховании жизни, здоровья. С ростом благосостояния людей увеличивается количество страховых услуг, которые им интересны. Поэтому компании важно выстраивать с клиентом долгосрочные отношения».

Эксперты «ДК» отмечают рост добровольного страхования гражданской ответственности, вызванный ремонтным бумом: если у соседа снизу дорогой паркет, протечка труб может обойтись в копеечку. Ремонтный бум, приватизация и сложные судебные разбирательства по гражданским искам заставили многих владельцев квартир застраховать помещение и имущество от порчи третьими лицами. Стоимость медицинского обслуживания и его несовершенство подтолкнули развитие добровольного медицинского страхования (ДМС). Татьяна Рудыка: «В последнее время увеличилось количество страхований от болезней и несчастных случаев, в том числе и страхования детей. Все чаще к нам обращаются бизнесмены и крупные руководители, желающие застраховать себя на большие суммы на случай потери трудоспособности».

Объемы страхования жизни снизились перед ростом

Несмотря на то что сборы по страхованию жизни за 2006 г. снизились на 5,5% по сравнению с 2005 г., все эксперты «ДК» делают ставку на развитие этого направления, объясняя временное снижение показателей сокращением «серых схем» выплаты заработной платы.

Менеджер по развитию бизнеса «АИГ-Лайф» ТАТЬЯНА СМИРНОВА уверена, что страхование жизни — один из наиболее сложных, но и перспективных видов страхового бизнеса: «В Нижнем Новгороде мы работаем пятый год. Количество страховых полисов у нас ежегодно удваивается. Рынок растет как снежный ком, перспективы огромные. Всего в России добровольно застраховано 3% населения. 97% рынка свободно». Страхованием жизни в регионе занимаются девять компаний. Крупные операторы — «AIG-Россия», «Росгосстрах-Поволжье», «Ренессанс Жизнь». Низкую конкуренцию г-жа Смирнова объясняет тем, что в первые годы страхование жизни приносит убытки, поскольку формируется страховой резерв, компания не имеет прибыли, но должна выплачивать клиентам компенсации по страховым событиям. Развивать данное направление могут только крупные операторы — они вкладывают деньги, чтобы «снимать сливки» потом. С другой стороны, вступивший в силу с 1 июля 2006 г. закон обязал компании, занимающихся страхованием жизни, иметь уставный капитал не менее 40 млн руб. и очистил рынок от мелких конкурентов.

Сегодня существует более 60 программ страхования жизни, которые различаются по срокам, степени риска, количеству участников. «Компании ежегодно пересматривают линейку продуктов, адаптируя ее под запросы клиентов, — рассказывает Татьяна Смирнова. — Например, осенью мы запустили новый продукт по диагностике смертельно опасных заболеваний. Когда ставят страшный диагноз и срочно требуются деньги на операцию, взять кредит в банке, как правило, очень трудно». Антон Александров уверен, что лет через пять, когда люди застрахуют имущество, они начнут страховать жизнь и этот рынок станет активным.

Страховщики развивают розницу и работают с крупным бизнесом

По замечанию Виктора Тимофеева, СК в основном предлагают малому бизнесу минимальный набор продуктов, не очень убыточных, доступных по цене, понятных и отличающихся простотой заполнения полиса — типа «экспресс-полисов». Антон Александров: «Все понимают, что работа с малым бизнесом — работа на будущее. Сегодня она прибыли не принесет. В этом бизнесе пока малые капиталосбережения и высокая степень риска. Направление станет интересно компаниям после того, как они поделят рынок перспективной розницы, среднего и крупного бизнеса. Эти клиенты уже встали на ноги, им есть что терять, и они намерены не только сохранить, но и приумножить то, что имеют». По словам г-на Александрова, кэптивные компании, работавшие ранее с представителями своей отрасли, постепенно выходят в другой бизнес, где есть перспективные клиенты. С другой стороны, представители крупного бизнеса «расширяют круг знакомств», устраивают тендеры, «допуская к телу» и неотраслевые компании с именем, которые могут предложить более выгодные условия страхования. В выборе страховщика большую роль по-прежнему играют личные отношения, доверие. Антон Александров: «Заниматься детальной проработкой каждого договора страхования очень долго, только договор КАСКО занимает около 30 страниц, его надо прочесть и сравнить с другими такими же «талмудами». На это придется бросить весь юридический отдел и не факт, что он выявит все «подводные камни». Выстроив доверительные отношения с руководителями компаний, страховщики поделили крупных клиентов.

Бизнес все больше востребует страхование финансовых рисков. Директор департамента по страхованию нижегородского филиала «Русско-Балтийского страхового общества» АНАТОЛИЙ КАШИЦЫН: «Однако СК не всегда готовы брать на себя эту ответственность — слишком велика вероятность наступления страхового случая». Главные трудности развития данной услуги г-н Кашицын видит в неотработанности процесса: «Услуга пока молодая. Иногда не только клиенты, но и даже банки не знают сути финансового страхования — например, они требуют от СК выплаты задолженности, если клиент задержит внесение денег, а мы можем оплатить страховку, если счета компании-должника заморожены или она официально объявлена банкротом». При заключении договора о финансовой ответственности страховщики отдают предпочтение надежным клиентам, которые имеют устойчивый бизнес и хорошую страховую историю. Как правило, это крупные компании.

Виктор Тимофеев видит будущее за ритейлом: «В 2006 г. мы активизировали работу с физлицами. Отладили каналы продаж, максимально приблизили их к клиентам. За год мы существенно расширили сеть допофисов как на территории Нижнего Новгорода, так и в области. Сборы страховых премий за год мы увеличили в 3,5 раза. В этом году мы планируем открыть еще три-четыре точки». Г-н Тимофеев отмечает срост страховой культуры нижегородцев: «Резкий рост, вызванный ОСАГО, постепенно перешел в устойчивое развитие».

На рынок страхованиявышли брокеры

Рост рынка страхования вызвал увеличение количества страховых брокеров. Эксперты «ДК» относят к страховым брокерам не только специализированные компании, предлагающие услуги по всем видам страхования, но и фирмы, занимающиеся только ипотекой или автострахованием, а также страховых агентов, работающих на несколько компаний. Поэтому точных данных о количестве страховых брокеров не существует. Эксперты отмечают, что многие работающие на смежных рынках компании сами начинают оказывать своим клиентам услуги страхового брокера. ЕЛЕНА КОНОНЫХИНА, директор департамента страхования лизинговой компании ООО «Каркаде»: «За 11 лет работы на российском рынке мы опробовали много вариантов страхования предметов лизинга. С 1996 г. по 2003 г. страхование находилось в руках лизингополучателей, однако для улучшения качества страхования нам потребовались централизация и контроль за этим процессом». В 2003 г. CARCADE подписала соглашение с одним из крупнейших страховых брокеров. «Работа по такой схеме оказалась неудобной для нас и лизингополучателей, мы теряли в скорости. Данные о клиентах получало третье лицо». Компания организовала и отладила новую схему взаимодействия. «Сегодня CARCADE отчасти выполняет функции страхового брокера для лизингополучателей, — рассказывает г-жа Кононыхина. — Мы не обязуем лизингополучателей страховаться в той или иной компании, чтобы получать наибольшую агентскую комиссию. Мы консультируем клиентов и предлагаем им на выбор несколько СК. Наш опыт переняли и другие лизинговые компании, признав эту схему оптимальной и подконтрольной».

АРТУР СИЗОВ, зам. директора по развитию Нижегородского фондового интернет-центра (ГК «АЛОР») делится наблюдениями: «За 2006 г. количество игроков увеличилось раза в два — сейчас их около 15, различного формата, различного уровня. Крупных игроков — не больше пяти». Большинство брокеров работает только с продуктами «массового спроса» — автострахованием, ипотекой. Директор СБ «Группа К-Центр» ОКСАНА КОВАЛЕНКО иллюстрирует развитие данных услуг на примере своей компании: «Мы работаем с 1999 г. по всем видам страхования. Я не могу говорить о всплеске интереса к брокерским услугам — скорее, это ровное движение в гору. По сравнению с первыми годами работы мы увеличили выручку раз в десять». По мнению Артура Сизова, среднегодовой рост числа клиентов у страховых брокеров по Нижнему Новгороду составляет примерно 20%. Причем, по мнению Оксаны Коваленко, с ростом рынка страховых услуг клиентов хватает всем страховым брокерам. Тем не менее брокерские компании работают на перспективу — они заинтересованы в постоянных клиентах. Они не только консультируют клиента, где выгоднее и надежнее приобрести страховку, но и сопровождают его на всем протяжении договора страхования — могут ускорить платежи или урегулировать конфликт со страховой компанией. Артур Сизов: «Мы контролируем качество услуг страховой компании, представляя интересы клиента, — нам нужно наращивать клиентскую базу». По словам г-на Сизова, более 80% клиентов обращаются к нему повторно. Оксана Коваленко замечает, что для повышения ответственности перед клиентом брокеры следят за качеством услуг страховых компаний и при необходимости исключают СК из списка партнеров. Многие страховые компании заинтересованы в работе со страховыми брокерами. Как утверждает Оксана Коваленко, если раньше в основном страховые брокеры предлагали страховым компаниям сотрудничать, то с 2006 г. те сами стали предлагать работать вместе. Сумма вознаграждения страхового брокера — 1020% стоимости полиса. Анатолий Кашицын подтверждает, что работа со страховыми брокерами — перспективное направление: «Мы работаем с пятью брокерами. От них к нам приходят около 1520% клиентов». Оксана Коваленко уверена, что со временем страховые брокеры возьмут на себя функции продавцов страховых продуктов: «Я приветствую зарубежную модель, где компании только разрабатывают продукты, а продают их брокеры. Компании не содержат затратные агентские сети».

Эксперты «ДК» прогнозируют развитие и улучшение страхового рынка. Когда выйдет третья часть положения о повышении уставного капитала СК, с рынка уйдут мелкие игроки, активное внимание контролирующих органов заставит оставшиеся компании повышать качество услуг — рынок станет цивилизованнее. Владимир Бабий: «Рынок страхования хоть и напряженный, о жесткой конкуренции говорить пока рано. Мы еще много лет будем соперничать только условиями и культурой обслуживания клиентов». Директор Нижегородского филиала Московской акционерной СК ЗАО «МАКС» БОРИС БАШМАКОВ согласен, что конкуренция на нижегородском рынке высока только в массовом сегменте. С ростом конкуренции и страховой культуры потребителей возрастет количество индивидуальных страховых продуктов. Вступление в ВТО откроет двери для иностранных компаний. Однако эксперты «ДК» считают, что существующие игроки уже укрепились на главных направлениях — страхование имущества, ответственности. Новичкам достанутся неосвоенные ниши.