эксперты Вячеслав Буньков старший аналитик компании «АТОН» Дмитрий Герасимов директор дополнительного офиса ЗАО фондовый центр «Инфина» Николай Громазин соучредитель компании «Аккорд-Трейдинг» Андр
эксперты
Вячеслав Буньков
старший аналитик компании «АТОН»
Дмитрий Герасимов
директор дополнительного офиса ЗАО фондовый центр «Инфина»
Николай Громазин
соучредитель компании «Аккорд-Трейдинг»
Андрей Зайцев
генеральный директор ООО «УК Райффайзен Капитал»
Андрей Иванов
вице-президент ООО «Компания «Брокеркредитсервис»
Дмитрий Капаев
руководитель, финансовый консультант КГ «Ваш Финансовый Консультант»
Аким Касимов
заместитель директора Нижегородского филиала ОАО «Банк Москвы»
Руслан Нечаев
директор нижегородского филиала ИК «Тройка Диалог»
Зачем банки открывают финансовые супермаркеты?
Почему «классические брокеры» не боятся растущей конкуренции?
Какие новые инструменты появятся на фондовом рынке?
Российский фондовый рынок в 2007 г. снизил темпы роста по сравнению с предыдущими годами. Директор компании «Аккорд-Трейдинг» НИКОЛАЙ ГРОМАЗИН: «Если 2006 г. индекс ММВБ, отражающий цены на акции ведущих российских эмитентов, вырос на 67,5%, то в 2007 г. — всего на 11%». Разочарование, появившееся у части инвесторов, вызвали частичный отток вложений в фондовый рынок. По данным Investfunds, за первое полугодие 2007 г. открытые ПИФы собрали 16,5 млрд руб., за аналогичный период годом раньше — 24,8 млрд. Однако эксперты по-прежнему считают рынок перспективным. Руслан Нечаев, директор нижегородского филиала ИК «Тройка Диалог»: «Период стагнации закономерен. На мировых фондовых рынках он случается раз в 10 лет и не носит характера чудовищного обвала. Есть клиенты, которые относятся к фондовому рынку как к казино: поставил — сразу выиграл. Они уходят. Но основная масса нацелена на долгосрочное инвестирование, они остаются». Эксперты отмечают, что глобальных изменений на фондовом рынке не произошло. Никто из игроков не «умер», не ушел с рынка. Операторы адаптируются под текущую ситуацию — расширяют и корректируют линейки продуктов и услуг и продолжают развиваться. Директор дополнительного офиса ЗАО фондовый центр «Инфина» ДМИТРИЙ ГЕРАСИМОВ отмечает: «По покупкам и продажам акций лидерами на нижегородском рынке среди инвестиционных компаний остаются «Риком-Траст», ЦФО «Тантьема», «Алор-Трейд», на рынке продажи ПИФов — «Тройка Диалог» и «КИТ Финанс». Генеральный директор ООО «УК Райффайзен Капитал» АНДРЕЙ ЗАЙЦЕВ основными конкурентами считает УК «Альфа Капитал», УК «Тройка Диалог», УК Банка Москвы, «КИТ Фортис Инвестментс».
Старший аналитик компании «АТОН» ВЯЧЕСЛАВ БУНЬКОВ констатирует: «В 2007 г. показатели доходности по многим ПИФам действительно снизились. Однако средняя доходность по рынку все равно превышает главную альтернативу ПИФам — депозиты». Андрей Зайцев подтверждает, что даже в этом году ожидаемая доходность инвестиций крупнейших управляющих компаний (УК) вдвое превысит доходность банковских депозитов. По словам экспертов, часть пайщиков-спекулянтов, не настроенных на долгосрочные инвестиции, ушла с фондового рынка, но ПИФы стали приобретать «долгосрочные клиенты» банков.
Эксперты утверждают, что инвесторы начали более внимательно интересоваться положением дел на фондовом рынке. Вячеслав Буньков: «Граждане стали покупать не просто фонды акций, а фонды конкретной отрасли, обладающей наибольшими перспективами». Руслан Нечаев: «Замедление роста процентов заставило людей более вдумчиво подходить к выбору инвестирования объекта». Идя навстречу «спросу», УК создают, а продавцы включают в ассортимент более востребованные продукты. Как обращает внимание Андрей Зайцев, увеличивая линейку ПИФов, операторы дают пайщику возможность диверсифицировать свои вложения. Вячеслав Буньков отмечает, что инвесторы стали чаще фиксировать прибыль, продавая паи, и покупать их обратно после снижения рынка. УК «Райффайзен Капитал» в этом году сделала доступными операции с паями через интернет с помощью системы удаленного доступа.
У всех крупных УК линейка состоит минимум из пяти фондов, в которых есть классические (индексовый фонд акций, наименее рисковый фонд облигаций) и различные «актуальные варианты». К последним эксперты «ДК» относят в первую очередь отраслевые ПИФы. Вячеслав Буньков отмечает наметившуюся тенденцию роста спроса на ПИФы с отраслевой направленностью: «В этом году на фоне публичных размещений двух крупнейших российских банков стали популярными ПИФы именно финансового сектора».
Руслан Нечаев: «В общей массе «бегунов» обозначились лидеры. В первые пять месяцев этого года энергетические активы и фонды выросли на 25–30%, а по итогам года — на 20–25%. Во втором полугодии хорошую динамику показали акции металлургических компаний и потребительский сектор — рост составил около 30%. Клиенты интересуются фондами, которые инвестируют в телекоммуникации, в нефтегаз, финансовый сектор... Каждая компания учитывает это, формируя предложения. Однако говорить следует скорее не о «расширении ассортимента», а о перетоке чистых активов из стагнирующих фондов в более динамичные».
По словам заместителя директора Нижегородского филиала ОАО «Банк Москвы» АКИМа КАСИМОВа, за последние четыре месяца Банк Москвы вывел на рынок два новых фонда и сейчас формирует фонд, ориентированный на денежный рынок. ЗАО «УК «Инфина» завершила формирование Открытого ПИФа «Инфина — Фонд акций». «Тройка Диалог» совместно со страховой компанией запустила фонд «Жизнь», каждый пайщик которого подключается к программе страхования жизни.
Большинство банков работают с ПИФами не только своей УК, но и «различных производителей». Как заявляет вице-президент ООО «Компания «Брокеркредитсервис» АНДРЕЙ ИВАНОВ, все больше УК заключают агентские соглашения с банками, снижая дополнительные затраты на открытие собственных точек продаж: «Банкам такое партнерство позволяет расширить количество услуг и, по сути, работать в формате финансового супермаркета, предоставляя также инвестиционные услуги». Банкиры считают данное направление перспективным. «Наши инвесторы получают дополнительную информацию и о других банковских продуктах, — подчеркивает Аким Касимов. — Поэтому мы считаем работу на фондовом рынке одним из приоритетных направлений, позволяющих расширить клиентскую базу Банка Москвы».
По мнению экспертов, финансовые супермаркеты по продаже ПИФов в России только начинают развиваться, не все игроки спешат отдавать туда ПИФы «на реализацию». Андрей Зайцев: «Сейчас более эффективны продажи через собственную агентскую сеть — там есть возможность влиять на процесс продаж и контролировать качество обслуживания. Существующие в России финансовые супермаркеты, на наш взгляд, пока недостаточно профессиональны».
Заместитель директора ООО «Нижегородский фондовый интернет-центр «Группы компаний «Алор» РОМАН ОРЕХОВ, напротив, видит тенденцию роста спроса на услуги финансовых супермаркетов — инвесторы могут выбрать нужный им продукт и получить профессиональную консультацию по любому ПИФу. В доказательство эксперт приводит данные крупнейшей в России Сети Паевых СуперМаркетов ГК «Алор», работающей сегодня со 117 ПИФами под управлением 28 УК. Объем продаж ПИФов через сеть за девять месяцев текущего года составил 666 млн руб. За аналогичный период прошлого года Сеть Паевых СуперМаркетов привлекла 456 млн руб.
В 2007 г., по словам экспертов, возрос спрос на услугу индивидуального доверительного управления (ИДУ). Как считает Андрей Зайцев, причиной этого стало увеличение числа состоятельных инвесторов: «При ИДУ спектр инвестиционных возможностей клиента расширяется, появляются новые инструменты, к примеру, деривативы, которые зачастую недоступны пайщику ПИФов. Соответственно, улучшается соотношение риска и доходности».
Николай Громазин сетует на то, что из-за высокого порога передающихся на ИДУ инвестиций услуга пока недостаточно развита в регионах. Андрей Зайцев уверен, что при ИДУ снижать минимальный порог инвестиций бессмысленно — это может сказаться на качестве формирования инвестиционного портфеля и управления им. Поэтому большинство игроков продолжает ориентироваться на состоятельных клиентов. Однако мелкие компании уже снижают порог вхождения, пытаясь сделать это конкурентным преимуществом. Николай Громазин: «По сравнению с ведущими московскими компаниями, порог вхождения которых составляет примерно $250 тыс., в нашей компании «входной билет» на услугу ИДУ снижен до 100 тыс. руб. Сегодня ни у одного из конкурентов нет такого преимущества». Региональный игрок рассчитывает, что, протестировав качество услуг и доходность ИДУ, клиенты увеличат инвестируемую сумму и рекомендуют компанию своим знакомым.
Для привлечения клиентов операторы рынка активно используют результаты всевозможных рейтингов. По мнению Дмитрия Герасимова, конкурентным преимуществом ЗАО ФЦ «Инфина» выступают данные РТС BOARD за III квартал текущего года: согласно им, компания заняла второе место по объемам торгов и вошла в число ведущих операторов биржевого рынка РТС. Информацию о своих успехах игроки активно продвигают в интернете, размещая на собственных ресурсах и выпуская пресс-релизы для специализированных сайтов и изданий.
Изменение ситуации на инвестиционном рынке дало толчок классическому брокерскому обслуживанию. Руслан Нечаев: «Многие инвесторы уходят с рынка недвижимости, где нельзя ожидать прежних доходов. Ставка по вкладам тоже не покрывает инфляции. Они переключают внимание на фондовый рынок».
Эксперты «ДК» отмечают, что стратегия крупных инвесторов не изменилась — они исповедует классический способ диверсификации: инвестиционный портфель должен включать все три компонента — недвижимость, вклады, ценные бумаги. Но доля фондового рынка в этом портфеле как наиболее доходного растет.
Главной особенностью инвестирования 2007 г. эксперты считают увеличение средней суммы первоначального вклада. Руслан Нечаев: «У нас изначально планка вхождения была «недемократичной» — от $100 тыс. Большинство клиентов начинало именно с этой суммы. Сейчас планка сохранилась, но средний размер счета новых клиентов — $200–500 тыс.».
Игроки пытались конкурировать ценой предоставляемых услуг, хотя, по мнению экспертов, клиентов интересует прежде всего их качество. Руслан Нечаев: «Индивидуальное брокерское обслуживание построено на двух основах: аналитическая база (это доступ клиента к пониманию ситуации на рынке) и профессионализм аналитиков». Поэтому брокеры развернули «охоту» за квалифицированными консультантами. Качественные улучшения важны компаниям для удержания постоянных клиентов и привлечения новых. Руслан Нечаев: «Примерно 60% клиентов приходят к нам по рекомендации наших инвесторов».
Из первой пятерки российских компаний, которые занимаются «классикой» (данные Рейтингового Агентства НАУФОР), в Нижнем Новгороде присутствуют две: «Атон» и «Тройка Диалог». Эксперты полагают, что новых лидеров в ближайшем времени не появится. Руслан Нечаев: «Пока здесь недостаточно состоятельных клиентов, чтобы другие крупные компании проявляли интерес к региону».
Конкуренция в сегменте брокерского обслуживания несмотря ни на что усиливается — эта сфера услуг привлекает участников смежного рынка. Руслан Нечаев: «Уже можно говорить об агрессивной политике компаний, изначально ориентированных на другое направление, например «БКС» или «Алор-Трейда», лидеров интернет-трейдинга». Активизировали брокерскую деятельность и банки. Однако лидеры пока не считают новых игроков серьезными конкурентами. «Аналитическое брокерское обслуживание подразумевает очень дорогой штат профессиональных аналитиков и дорогую аналитическую платформу, — замечает г-н Нечаев. — Большинство банков пока не готовы вкладывать в это направление серьезные деньги». Эксперты все же считают, что имеющие дочерние УК кредитные организации могут со временем составить серьезную конкуренцию лидерам. Аким Касимов: «Все крупные банки и управляющие компании стараются максимально охватить рынок. Среди конкурентных преимуществ банка можно выделить постоянно растущий перечень предлагаемых продуктов, широкий территориальный охват пунктов подачи заявок на проведение операций и более дешевые кредитные ресурсы». По мнению экспертов, брокерское обслуживание — для банков хороший способ удержать богатеющего клиента. Однако эксперты считают, что новичкам потребуется как минимум три–пять лет, чтобы достичь одного из главных конкурентных преимуществ — наработать аналитическую базу.
Эксперты считают, что в ближайшие годы профессиональные участники фондового рынка будут отказываться от жесткой специализации. Руслан Нечаев: «Игроки, занимающие устойчивые позиции по одному направлению, будут осваивать и другие. Например, лидеры в брокерском обслуживании активно пойдут на территорию, которую занимают инвестиционные дома, развивать ПИФы в рамках своих УК, и доверительное управление. Другие будут вторгаться на территорию брокерского обслуживания. Даже идти в сегмент инвестиционно-банковских услуг, которым они изначально не занимались». Характеризуя стратегию развития компании «Инфина», Дмитрий Герасимов считает расширение спектра финансовых и инвестиционных услуг способом привлекать как можно больше клиентов.
По мнению экспертов, рост доходов граждан и расширение спектра финансовых инструментов повысит интерес к услугам независимых финансовых консультантов, дающих частным лицам рекомендации по размещению капитала, формированию долгосрочного инвестиционного портфеля. Руководитель КГ «Ваш Финансовый Консультант» ДМИТРИЙ КАПАЕВ утверждает, что клиентов, основательно подходящих к вопросам управления личным капиталом, пока единицы: «Сегодня наиболее востребована услуга не формирования сбалансированного инвестиционного портфеля, а выгодного размещения капитала, т.е. получения максимальной прибыли за относительно небольшой промежуток времени. Клиент говорит: «У меня есть такая-то сумма, через такое-то время будет столько-то. Помогите раскидать, чтобы на выходе было столько-то». И все. Даже состоятельные нижегородцы пока плохо информированы о возможностях рынка долгосрочных инвестиций». По мнению Дмитрия Капаева, положительные результаты размещения капитала формируют имя консультанта, повышают доверие, привлекают новых клиентов и увеличивают спрос уже существующих. Клиент лучше узнает о возможностях инвестиционного рынка и начинает более грамотно распоряжаться своими деньгами, нацеливаясь на долгосрочные инвестиции. По данным «ДК», количество независимых финансовых консультантов в Нижнем Новгороде пока не превышает десятка. Большинство из них еще не наработали достаточную клиентскую базу и не сформировали имя на рынке. Это новая услуга.
Андрей Зайцев: «Само понятие «финансовый консультант» в России пока размыто. Четких критериев для оценки качества их работы нет». Большинство профучастников рынка имеют штатных финансовых консультантов. «По закону профучастники фондового рынка сегодня могут работать только с лицензируемыми агентами, — добавляет Дмитрий Капаев. — Обычно независимые финансовые консультанты не имеют лицензий — они не соприкасаются с денежными средствами клиентов, а лишь помогают их грамотно инвестировать». Эксперты полагают, что рост клиентской базы финансовых консультантов и повышение ее качества привлекут к ним внимание участников фондового рынка, и они найдут возможные формы сотрудничества. Фактически на фондовом рынке повторится ситуация, сложившаяся с ипотечными и кредитными брокерами на рынке кредитном.