эксперты Татьяна Бакулева президент НПФ «Доверие» Александр Галугин исполнительный директор НПФ «ВНИИЭФ-Гарант» Элла Завьялова директор НПФ электроэнергетики в Нижнем Новгороде Александр Скобинев д
эксперты
Татьяна Бакулева
президент НПФ «Доверие»
Александр Галугин
исполнительный директор НПФ «ВНИИЭФ-Гарант»
Элла Завьялова
директор НПФ электроэнергетики в Нижнем Новгороде
Александр Скобинев
директор Нижегородского филиала НПФ «Сталь Фонд»
Ольга Степанова
региональный директор СК «Allianz РОСНО Жизнь»
Стоит ли ждать пристального внимания фондов к розничному рынку?
Нанижегородском рынке НПФ эксперты выделяют 15 фондов. Семь из них — федеральные, такие как «Сталь Фонд», «Социум» и крупные корпоративные фонды: «ЛУКОЙЛ-Гарант», «Благосостояние», НПФ электроэнергетики и др. Остальные НПФ учреждены промышленными предприятиями Нижнего Новгорода и области: «ВНИИЭФ-Гарант», «Доверие», «Железнодорожный». Таким образом, 70% нижегородского рынка НПФ можно отнести к так называемым кэптивным фондам .
Ежегодно рынок НПФ растет минимум на 70%. К примеру, на начало октября 2008 г. в Пенсионный фонд России поступило 1136338 договоров об обязательном пенсионном страховании, заключенных с НПФ. Это в 1,7 раза больше, чем за тот же период прошлого года. Как отмечает президент НПФ «Доверие» ТАТЬЯНА БАКУЛЕВА, несмотря на такой рост, в Нижнем Новгороде дополнительным пенсионным обеспечением охвачено не более 5–7% трудоспособного населения (133 тыс. человек).
Свободный рынок должен привлечь новых игроков, но, по словам экспертов «ДК», этого в ближайшее время не произойдет. Основное препятствие — высокий входной барьер. С 1 января 2009 г. вступают в силу новые нормативные требования ФСФР, предполагающие увеличение собственных средств фондов, работающих на рынке обязательного страхования, с 30 до 100 млн руб. По мнению участников рынка, с одной стороны, поправки увеличат коэффициент надежности НПФ, с другой, мелким и средним предприятиям придется либо примкнуть к крупным фондам, либо покинуть рынок.
Новые правила, по сути, начали действовать еще до вступления в силу. По словам Татьяны Бакулевой, в начале пенсионной реформы в Нижнем Новгороде работало восемь местных НПФ — сейчас осталось лишь три: «Доверие», «ВНИИЭФ-Гарант» и «Железнодорожный». «Число региональных фондов уменьшилось за счет поглощения, в основном московскими компаниями. Например, НПФ «ГАЗ» и НПФ «Арзамасский» были поглощены НПФ «Социум», а НПФ «Норси» влился в группу пенсионных фондов «Лукойла». В то же время увеличилось число филиалов крупных столичных фондов, и сегодня их уже около десяти».
Региональные фонды, не примкнувшие к «федералам», вынуждены справляться своими силами и искать клиентов. Основная их проблема — отстройка от известных организаций «с именем». По словам участников рынка, отстроиться можно только при помощи агрессивной маркетинговой стратегии и широкой рекламной кампании. Но на это у небольших предприятий нет денег. «Учредители выделяют мало средств на продвижение, а тратить на рекламу пенсионные деньги нельзя по закону. Поэтому прирост идет за счет партнеров учредителей фондов или по рекомендации клиентов», — поясняет г-жа Бакулева.
Эксперты утверждают, что в условиях кризиса с корпоративными клиентами работать проще, чем с частными — они не паникуют. Как рассказал исполнительный директор НПФ «ВНИИЭФ-Гарант» АЛЕКСАНДР ГАЛУГИН, юридические лица для его фонда — приоритетная категория: «Физическим лицам мы уделяем меньше внимания, фактически пока только проводим разъяснительную работу». Однако, по словам директора Нижегородского филиала НПФ «Сталь Фонд» АЛЕКСАНДРА СКОБИНЕВА, корпоративные базы клиентов для НПФ — быстроисчерпаемый ресурс. «Поэтому большинство крупных игроков сейчас делают ставку на работу с физическими лицами на открытом рынке. Основная проблема, которая мешает динамичному развитию сегмента, — низкая финансовая грамотность людей», — добавляет г-н Скобинев. Участники рынка проводят бесплатные семинары, на которых разъясняют преимущества НПФ. Потенциальным клиентам рассказывают, что при выборе НПФ стоит обратить внимание на длительность присутствия на рынке, наличие развитой филиальной сети и на доходность фонда, которая за последние четыре-пять лет должна, как минимум, превышать инфляцию. Ольга Степанова, региональный директор СК «Allianz РОСНО Жизнь»: «Клиенты в первую очередь принимают во внимание наличие стратегического иностранного инвестора и высокие места в независимых рейтингах надежности» (см. ТОП-лист «ДК»). Однако усилий, которые предпринимают НПФ, явно недостаточно — разъяснительная кампания будет эффективной, если ее проведут на государственном уровне.
Участники рынка уверены, что финансовый кризис не препятствует росту накоплений на счетах НПФ. «Фонды работают с длинными деньгами, срок инвестирования которых составляет до нескольких десятков лет», — поясняет г-жа Завьялова. Кризис ликвидности НПФ также не грозит, так как доля их текущих обязательств несоизмеримо мала по сравнению с общими объемами пенсионных средств. Александр Галугин: «Несмотря на сложную экономическую ситуацию, количество вкладчиков продолжает расти. С сентября по ноябрь мы заключаем контракты с пятью новыми предприятиями, еще три соглашения с корпоративными клиентами на подходе».
Участники рынка даже видят определенные выгоды в финансовом кризисе. Стоимость ценных бумаг российских компаний сейчас очень низка, в следующие два-три года они вырастут в цене минимум в три раза, соответственно на этом временном промежутке НПФ получат сверхприбыли для пенсионных резервов. Таким образом, их клиенты могут неплохо заработать на нынешнем кризисе. «Доходность любого фонда следует анализировать как минимум за последние пять-семь лет. Сроки выплат пенсий по ОПС (обязательному пенсионному страхованию) для НПФ настанут через 12 лет — в 2020 г. Только тогда на пенсию начнут выходить обладатели накопительной части, родившиеся после 1967 г. За эти 12 лет финансовый рынок уж точно покажет рост», — уверен г-н Скобинев.
По информации директора НПФ электроэнергетики в Нижнем Новгороде ЭЛЛЫ ЗАВЬЯЛОВОЙ, объем свободного рынка обязательного пенсионного страхования в Нижегородской области составляет примерно 1,5 млн человек. По данным ФСФР, в июле — сентябре текущего года объем ОПС на счетах НПФ вырос в среднем на 20–30%, в то время как сегмент добровольного пенсионного страхования показал лишь пятипроцентный прирост. Причины классические: рост экономики и увеличение прибыльности предприятий (по итогам восьми месяцев текущего года) позволяет большему числу организаций финансировать пенсионные программы своих сотрудников. Тем временем, около 90% средств ОПС сосредоточены в карманах так называемых «молчунов» — людей, которые доверяют пенсионные средства государственной управляющей компании — Внешэкономбанку.
Потенциал роста рынка обязательного пенсионного страхования для НПФ огромен. Элла Завьялова: «По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, динамика привлечения клиентов по ОПС в 2008 г. в 2,8 раза превышает аналогичные показатели 2007 г. Негосударственные пенсионные фонды с каждым годом увеличивают свое присутствие в этом сегменте, а внедрение государственной программы софинансирования придаст дополнительный импульс расширению рынка ОПС». Наибольшими возможностями по привлечению средств обладают крупные фонды: у них развитая сеть продаж, квалифицированный персонал и известные бренды.
Несмотря на нестабильность экономической ситуации в стране и многочисленные законодательные изменения, участники рынка прогнозируют, что рост рынка НПФ не замедлится. «Конечно, ситуация на финансовом рынке в IV квартале может и отпугнуть от НПФ часть вкладчиков, но существенного оттока мы не ждем. НПФ — уникальный финансовый институт: он изначально рассчитан на работу в длительной перспективе», — констатирует Александр Скобинев.
Эксперты убеждены, что, несмотря на рост числа граждан, передающих заботу о своих пенсионных накоплениях негосударственным фондам, ждать от пенсионной кампании 2008 г. каких-либо рекордов не стоит. Не исключено, что в последние месяцы люди продолжали переводить свои пенсионные накопления, скорее, по инерции. До конца года значительного притока средств в НПФ, вероятнее всего, уже не будет.
По оценкам экспертов, расстановка сил на рынке пенсионного обеспечения в ближайшее время не изменится: лидерами по-прежнему останутся крупнейшие пенсионные фонды, обладающие развитой филиальной и агентской сетью. Все крупные корпорации уже обзавелись филиалами в регионе. Теперь Нижегородским НПФ остается поделить между собой посткризисный рынок пенсионной розницы.
Кэптивный пенсионный фонд — фонд, созданный для обслуживания интересов материнской компании.
татьяна бакулева: «Учредители выделяют мало средств на продвижение, а тратить на рекламу пенсионные деньги нельзя по закону».
Ольга степанова: «Клиенты в первую очередь принимают во внимание наличие стратегического иностранного инвестора и высокие места в независимых рейтингах надежности».
Александр Скобенев: «НПФ — уникальный финансовый институт: он изначально рассчитан на работу в длительной перспективе».