Лариса Гузанова директор компании «Конфид-Аудит» Валерий Гутин директор ООО «Экспертиза-Консалтинг-Оценка-Столица Поволжья» Павел Замятин начальник отдела аудиторских услуг компании «Аудит и право»
Лариса Гузанова
директор компании «Конфид-Аудит»
Валерий Гутин
директор ООО «Экспертиза-Консалтинг-Оценка-Столица Поволжья»
Павел Замятин
начальник отдела аудиторских услуг компании «Аудит и право»
Татьяна Лобова
директор ООО «Премьер-Аудит»
Дмитрий Павленко
генеральный директор «Фин-Аудит»
Татьяна Петрова
ведущий аудитор фирмы «Фин-Аудит»
Нэлли Тронина
директор компании «Аудиторский центр»
Почему снижается доходность аудиторских компаний?
Как повлияют на рынок аудиторских услуг изменения законодательства?
В Нижнем Новгороде работает около 130 аудиторских компаний. При этом все опрошенные «ДК» эксперты указывают, что серьезных игроков в городе не больше десяти-пятнадцати. Остальные практически не заметны. Наиболее известные, по словам экспертов, — «Премьер-Аудит», «Аудит и право», «Юмита», «Финансы НН», «Конфид-Аудит», «Информ». Лидеры рынка, такие как «Премьер-Аудит» и «Рус-аудит-Нижний Новгород», зарабатывают более 10 млн руб. в год. «Обычно годовая выручка аудиторской компании составляет до 5 млн руб., в лучшем случае — 6-7 млн, а нередко и не выше трех. Вряд ли местные аудиторы могут рассчитывать на большее», — констатирует ведущий аудитор фирмы «Фин-Аудит» Татьяна Петрова. Новичкам, по единодушному мнению экспертов, пробиться на рынок уже нереально. Нижегородский рынок аудиторских услуг заполнен и поделен.
Спрос на услуги аудиторов ежегодно растет на 30-40%. Как утверждает начальник отдела аудиторских проверок компании «Аудит и право» Павел Замятин, этому способствует развитие бизнеса (в первую очередь, крупного и среднего) и внедрение топ-менеджментом современных управленческих технологий. Но нижегородские аудиторы из-за близости столицы проигрывают конкуренцию федеральным и международным компаниям в сегменте крупного бизнеса. Эксперты убеждены, что данная ниша занята москвичами почти полностью. Татьяна Лобова, директор ООО «Премьер-Аудит»: «Владельцы корпораций, холдингов, а также крупных аудиторских фирм находятся в столице, часто лично знакомы друг с другом. При этом ни те, ни другие не видят проблемы приехать проверить предприятие холдинга за 400 км. Это не в Красноярск или Иркутск лететь». Валерий Гутин, директор ООО «Экспертиза-Консалтинг-Оценка-Столица Поволжья»: «Рынок захвачен вертикально интегрированными структурами. Конкуренция высокая, причем это конкуренция неравных». На нижегородском рынке работают такие крупные федеральные компании как «Финансовые и бухгалтерские консультанты», «Финэкспертиза», «КПМГ», «Аюдар», обороты которых исчисляются сотнями миллионов рублей.
Эксперты полагают, что противостоять компаниям с общероссийским или мировым именем бессмысленно и сотрудничают с ними в качестве субподрядчиков. Татьяна Петрова приводит пример: для выполнения аудита в нижегородском представительстве компании «Кока-Кола» были приглашены московские и западные специалисты. А консультационное сопровождение поручили нижегородским аудиторам. Участие в подобных проектах — важная для аудитора «работа на имя». Директор компании «Аудиторский центр» Нэлли Тронина отмечает в совместной деятельности с москвичами и другой положительный момент: «Надо признать, спектр услуг, предоставляемых московскими компаниями, значительно богаче. И мы можем видеть, к чему нужно стремиться».
Эксперты подчеркивают, что по профессиональному уровню столичные игроки отнюдь не превосходят местных, но оплата их услуг отличается в разы. Татьяна Петрова: «Если москвичи нанимают наших специалистов, то платят им в шесть раз меньше». Г-жа Петрова приводит для сравнения такие цифры: зарплаты нижегородских аудиторов не превышают $2 тыс. в месяц, в то время как московские получают до $10-12 тыс., а американские — $100 тыс.
Нижегородские аудиторы работают в сегменте среднего и малого бизнеса, со стороны которого спрос на аудиторские услуги растет. Нэлли Тронина: «Из-за роста среднего бизнеса и желания руководителей привлекать дополнительные финансовые ресурсы компании становятся более прозрачными и привлекательными для инвесторов». «Еще несколько лет назад многие воспринимали слово «проверка», т.е. то, чем занимается аудитор, и последствия проверок негативно, — рассказывает Павел Замятин. — Теперь постепенно складывается положительный образ аудитора, предпринимателям стали ясны его цели и задачи». Процессы реформирования — слияние, поглощение, выделение дочерних фирм и др. — также способствуют увеличению спроса на услуги, связанные с постановкой бухгалтерского, налогового учета, организацией управленческого учета, разработкой и внедрением финансовых стратегий. По словам г-жи Трониной, все больше руководителей начинают понимать: «Вложив в аудит от $1000, предприятия снижают штрафы и финансовые потери на десятки и сотни тысяч долларов в год».
В то же время эксперты отмечают, что, работая с предприятиями малого и среднего бизнеса, они не могут повышать расценки. Нэлли Тронина: «От руководителей некоторых фирм мы слышим: «Когда у нас появятся деньги, сделаете нам по-настоящему качественный аудит. А пока — как-нибудь». Стоимость аудиторской проверки для малой компании начинается от 50 тыс. руб., а средней — от 100 тыс. руб. Предприниматели нередко просят выполнить ее за 15-20 тыс. руб. «Сильная конкуренция между участниками рынка ведет к тому, что некоторые из них демпингуют, резко снижая цены на свои услуги», — подчеркивает г-жа Тронина. Директор фирмы «Конфид-Аудит» Лариса Гузанова добавляет: «Фирмы, которые работают на более высоком уровне, оцениваются так же низко, как и слабые. Получается, что работать хорошо не выгодно». Татьяна Петрова: «В 2006 г. ГАЗ объявил конкурс, предложив за аудиторскую проверку цеха 10 тыс. руб. И было немало желающих работать за эти деньги! Конечно, солидный аудитор на такую благотворительность не согласится». Обычно подобные проверки, по словам экспертов, стоят в 5-10 раз больше.
До сих пор рынок не очищен от «черных» аудиторов, выдающих формальные заключения. Нэлли Тронина: «Существующий сегодня низкий государственный контроль вводит некоторых в искушение вообще не проводить проверок».
Предприятий, готовых приобрести «бумажки» за 10-15 тыс. руб., по оценке экспертов, еще много, но по мере изменения управленцев и стабилизации бизнес-среды число их идет на убыль. «Некачественный, или серый аудит — это проблема компании, которая его выбирает. Если вместо ремонта вашей машины вам выдали справку, что все работает нормально, то не надо удивляться, почему на скорости отказывают тормоза. На мой взгляд, это явление скоро исчезнет», — полагает Павел Замятин.
Эксперты констатируют рост спроса на качественные аудиторские услуги. Еще несколько лет назад основным требованием к аудиторской проверке было снижение налоговых рисков на предприятии — теперь наряду с налоговым аудитом компании все больше требований предъявляют к качеству аудита бухгалтерского учета и отчетности, поскольку бухгалтерская отчетность — источник информации для собственника. Татьяна Лобова отмечает появление клиентов, которые смотрят на аудитора как на специалиста, способного оказать реальную помощь в организации бизнеса, повышении его стоимости и эффективности. Для этого аудиторские компании привлекают на работу финансовых аналитиков, юристов, оценщиков и иных специалистов, готовых предоставить поддержку бизнеса на любых стадиях его развития. Кроме того, качественный аудит предполагает наличие в фирме целого штата персонала, который не принимает непосредственного участия в аудиторских проверках, но помогает аудиторам оказывать услуги, — это консультанты, контролеры качества, приглашенные эксперты и т.д.
Возрастают и требования к подготовке аудиторов. Специалист с экономическим образованиеи и хорошей бухгалтерской школой проходит трехмесячные курсы при ННГУ им. Лобачевского и сдает пятичасовой экзамен комиссии из Минфина. В целом же подготовка специалиста, как считает Павел Замятин, занимает три года. ДМИТРИЙ ПАВЛЕНКО, генеральный директор фирмы «Фин-Аудит», отладил процесс внутрифирменного взращивания аудиторов за два года: «Кадровый вопрос тяжело решается. Брать «готового» аудитора страшно: почему он ушел с предыдущего места? Лучше взять неспециалиста и за два года сделать из него профессионала. У меня все сотрудники пришли не аудиторами, но выросли». Как отмечают эксперты, расходы на содержание персонала растут на 20-30% в год. Поэтому рентабельность аудиторского бизнеса, по словам экспертов, постоянно снижается. Сейчас она составляет 15-20%.
В соответствии с действующим законодательством, аудиторская компания не может иметь в штате менее пяти аттестованных аудиторов. Руководители компаний считают это требование излишне жестким. Дмитрий Павленко поясняет: «Порог вхождения на рынок явно высокий. Пять аудиторов, каждому полагается зарплата минимум 20 тыс. руб. (а высококвалифицированным специалистам — 40 тыс. руб.), каждого ежегодно нужно отправлять на обучение». Как рассказывают эксперты, незаконопослушные компании пока обходят данное требование закона, принимая на работу «мертвые души»: один и тот же аудитор может числиться в штате сразу нескольких компаний, поскольку государство слабо контролирует деятельность аудиторских компаний. В отсутствии должного контроля недобросовестные компании предлагают «заказные» отчеты или проводят проверки по демпинговым расценкам.
Эксперты считают, что избавить рынок от «черных» аудиторов и демпингующих игроков поможет закон об аудиторской деятельности, который Государственная Дума РФ планирует принять летом 2008 г. В проекте закона требования, предъявляемые к аудиторской деятельности, увеличиваются на порядок. «Это и переаттестация, и вступление в саморегулируемые организации (СРО), и перенос ответственности с аудиторской фирмы (юридического лица) на аудитора (физическое лицо), подписавшего заключение», — перечисляет Нэлли Тронина. В идеале, после принятия закона рынок аудиторских услуг должен стать более цивилизованным, качество услуг — более высоким, а имидж аудитора — более весомым. Татьяна Лобова: «СРО будут вести реестр аудиторов и аудиторских организаций, проводить обучение и повышение квалификации аудиторов». По словам г-жи Лобовой, возрастут требования к контролю качества и документированию аудита.
Игроки считают, что вступление в СРО приведет к росту издержек аудиторских компаний. Они как неизбежности ожидают высоких членских взносов в СРО и существенных расходов на переаттестацию. Поэтому, по мнению экспертов, после введения в действие нового закона многие аудиторские фирмы прекратят свое существование. Татьяна Лобова: «Ряд мелких и средних фирм уйдут с рынка классического аудита и перепрофилируются на консалтинг и аутсорсинг бухгалтерского учета». Но к устранению конкуренции это не приведет. Эксперты прогнозируют расширение и укрупнение аудиторских фирм в результате их слияний и поглощений.
Ожидая усиления конкуренции в ближайшие годы, участники рынка нарабатывают дополнительные конкурентные преимущества. По словам Валерия Гутин, игроки активно осваивают различные консалтинговые услуги. Татьяна Лобова уверена, что проекты с включением налогового, управленческого и бухгалтерского консалтинга более рентабельны, чем классический аудит. Сейчас, по данным ТОП-листа «ДК», доход от консалтинговых услуг не превышает 20% в обороте аудиторских компаний. Эксперты говорят, что нередко оказывают консалтинговые услуги бесплатно, используя их лишь для привлечения клиентов.
По прогнозам экспертов, в перспективе окажутся востребованными новые услуги в области аудита: оценка корпоративных финансов, проектное финансирование, постановка бюджетирования, управленческий учет и контроль. Одним из наиболее актуальных направлений станет составление и аудит отчетности по международным стандартам. Нэлли Тронина: «Переход на МСФО неизбежен в условиях глобализации экономики, прихода иностранных инвесторов на региональный рынок». МСФО, по ее словам, будет активно использоваться также «для выхода на внешний рынок, биржевую площадку иностранных государств». Правда, эксперты не уверены, что закон об аудиторской деятельности вступит в силу летом этого года — Государственная Дума откладывала его принятие уже несколько раз. Как отмечает Татьяна Петрова, задержка принятия закона о СРО может оставить рынок в переходной стадии еще на несколько лет.