Обзор: Архитектурные и дизайнерские мастерские
Александр Дехтяр заместитель директора, главный архитектор проектов компании «Архстрой» Светлана Князькова руководитель нижегородского представительства компании «8 Марта» Наталья Коновалова директ
Александр Дехтяр
заместитель директора, главный архитектор проектов компании «Архстрой»
Светлана Князькова
руководитель нижегородского представительства компании «8 Марта»
Наталья Коновалова
директор дизайн-бюро «Понимание»
Наталья Крылова
директор компании «Формула стиля»
Григорий Миллер
директор компании «Ваш дом»
Юрий Немцов
руководитель программы «Строй!»
Дмитрий Пермяков
директор творческой мастерской архитектора Д.Г. Пермякова
Наталья Романченко
директор компании In Decor
Елена Филянова
начальник отдела маркетинга и PR компании «ИКЕА в Нижнем Новгороде»
Отчего известные архитекторы отказываются проектировать коттеджи
Как удержаться на рынке архитектуры и дизайна
Сколько стоит создание дизайнерского бюро
Эксперты «ДК» отмечают: чтобы закрепиться в сфере архитектуры и дизайна, не обязательно быть хорошим бизнесменом. Главное — творческий подход к делу, дизайнерский талант и знание психологии заказчика. Солидные вложения в масштабные рекламные акции здесь проигрывают хорошему вкусу.
Крупные здания и комплексы в Нижнем Новгороде проектируют около 30 компаний. Примерно половину из них эксперты относят к числу лидеров, указывая на сложность и количество реализованных ими архитектурных проектов.
Из-за активизации строительства в регионе архитектурные мастерские едва справляются с объемом заказов, а их руководители рассчитывают на долгосрочный рост спроса. Заместитель директора, главный архитектор проектов компании «Архстрой» Александр Дехтяр: «Нижегородский рынок архитектурных мастерских сформирован и достаточно стабилен. Благодаря активизации инвестиционного процесса спрос на проектные услуги вполне устойчив». Другие участники подтверждают: работы хватает для всех. Крупнейшие нижегородские застройщики в основном уже определились, с какими архитектурными мастерскими они будут работать, между архитектурными мастерскими и застройщиками образовались устойчивые связи. Директор компании «Ваш дом» ГРИГОРИй МИЛЛЕ : «Мы уже давно работаем с компанией «Волговятстрой» — притерлись друг к другу, нашли взаимопонимание. Мы знаем, что они хотят от нас, а они — чего мы хотим от них». Борются между собой архитектурные мастерские только за самые престижные объекты. Григорий Миллер: «Престиж определяется, в первую очередь, географией объекта и заказчиком. Чем солиднее девелопер, тем больше желающих с ним работать. Недавно серьезную борьбу архитекторы вели за проектирование крупного общественного здания на улице Минина». Эксперты указывают, что с коммерческой точки зрения работать с такими проектами не выгоднее обычного, но в случае исполнения заказа на высоком уровне мастерская может претендовать на региональную или федеральную архитектурную премию и повысить свою репутацию.
По словам г-на Миллера, новые игроки на рынке появляются крайне редко. Эксперты «ДК» объясняют это нехваткой квалифицированных кадров. «Открыть еще одну мастерскую можно, но где взять квалифицированных архитекторов? — недоумевает г-н Миллер. — Кадры, которые сейчас выпускает наша строительная академия, — это, скорее, управленцы, менеджеры, но не архитекторы. Им придется много поработать, чтобы на практике понять, что такое СНИПы и другие нормативные документы».
Александр Дехтяр отмечает, что вместе с крупными федеральными застройщиками в регион приходят и московские архитекторы: «С приходом крупных инвестиций в области появились иногородние девелоперы, зачастую со своими проектировщиками. Но они не пытаются конкурировать с нижегородскими архитекторами на внутреннем рынке, а выполняют только проекты федералов. Есть и прецеденты сотрудничества».
Нижегородские архитекторы не опасаются конкуренции со стороны федералов в обозримой перспективе. По словам Григория Миллера, расценки москвичей при сопоставимом качестве проектов как минимум на 20–30% выше, чем у нижегородских архитекторов. Впрочем, эксперты отмечают, что ценовая конкуренция на рынке развита слабо. Как утверждает Александр Дехтяр, большинство архитектурных мастерских для расчета цен либо используют справочник Госстроя, либо определяют цену в проценте от стоимости строительства. Гораздо важнее для застройщика — быстро утвердить проект у городских чиновников. Поэтому главные конкурентные преимущества архитектурных мастерских — их репутация на местном рынке, опыт выполнения качественных проектов и связи в Градостроительном совете.
Эксперты «ДК» отмечают, что количество участников ежегодно серьезно увеличивается в другом сегменте рынка — проектировании небольших зданий кафе, ресторанов, коттеджей. Чаще всего такие заказы выполняют недавние выпускники ННГАСУ. Как сообщил руководитель программы «Строй!» ЮРИЙ НЕМЦОВ, крупные архитектурные мастерские их проектированием и дизайном их интерьеров почти не занимаются: «Для них дизайн помещения — скорее хобби, чем серьезная работа. Такие заказы они выполняют либо для клиентов, с которыми у них сложились дружеские отношения, либо из соображения «почему бы в свободное от основной работы время не взять да и не выполнить что-то такое необычное, интересное». Руководитель «Творческой мастерской Д.Г. Пермякова» ДМИТРИЙ ПЕРМЯКОВ обращает внимание, что коттеджное проектирование в регионе развито слабо еще и потому, что федеральные компании предлагают на рынок готовые архитектурные проекты. Приобрести их можно в том числе через интернет. Это обходится в несколько раз дешевле, чем заказывать индивидуальный проект. На привязке же коттеджей к местности много не заработаешь. Дмитрий Пермяков: «Мы выполняем один-два проекта коттеджей в год, так что говорить об этом направлении как о серьезном, стабильном источнике доходов не приходится. Чаще всего мы отказываемся от таких заказов, поскольку на их выполнение не хватает времени».
По словам г-на Пермякова, на рынке архитектурных услуг для частных и мелких корпоративных заказчиков в регионе сейчас работает около 200 малых компаний. Несмотря на большое количество участников, работы хватает всем. По его словам, рост спроса, который на этом рынке достигает 70% в год, спровоцирован развитием коттеджного строительства и бизнеса в регионе. В малые архитектурные мастерские обращаются не только те, кто возводит новые здания, но и те, кто переводит жилое помещение в нежилое, открывает магазины или офисы на первых этажах зданий. Ищут архитекторов предприниматели чаще всего по рекомендациям знакомых.
По словам экспертов «ДК», сейчас регион переживает начало «ремонтного бума». Спрос на отделочные материалы несколько лет подряд растет на 30% ежегодно (см. «ДК» № 13). Спрос на разработку интерьеров жилых и общественных помещений увеличивается даже большими темпами — до 40% в год. Наталья Коновалова отмечает, что развитию рынка способствует и расширение ассортимента мебельных магазинов, магазинов отделочных материалов и другой продукции, использующейся в дизайне и отделке. Семь лет назад компания г-жи Коноваловой только вышла на рынок, и реализовать задумку дизайнера было крайне сложно. Сейчас полет фантазии создателя интерьера практически ничем не ограничен. Сложность дизайнерских решений возросла, и среднеобеспеченные нижегородцы, еще несколько лет назад предпочитавшие копировать интерьеры у соседей, стали обращаться к специалистам.
Юрий Немцов отметил, что в последнее время состоятельные сограждане меньше стали уделять внимания внешнему виду жилья и сосредоточились на внутреннем убранстве: «Несколько лет назад нижегородцы любили строить коттеджи, больше похожие на замки, со всевозможными наворотами. Сейчас в моде простота. Зато внутри коттеджей или квартир они хотят видеть что-то ну очень сложное! Если речь идет о потолке, то он обязательно должен быть многоуровневым, со сложным освещением». ЕЛЕНА ФИЛЯНОВА, руководитель отдела маркетинга и PR «ИКЕА в Нижнем Новгороде»: «Культура обустройства дома развивается. Все больше клиентов требуют повышенной комфортности, функциональности и эксклюзивности». Юрий Немцов считает, что во многом росту спроса на услуги дизайнеров способствуют популярные телевизионные передачи. Как отмечает директор дизайн-бюро «Понимание» НАТАЛЬЯ КОНОВАЛОВА, сейчас на рынке спрос превышает предложение.
Участники рынка отмечают, что спрос на дизайн помещений увеличивается и за счет роста доступности услуги. НАТАЛЬЯ КРЫЛОВА, директор компании «Формула стиля»: «Сейчас воспользоваться услугами дизайнера может человек и со средним достатком». Эксперт добавляет, что дизайнеры не снижали расценки. Они даже росли, но незначительно — на уровне инфляции. Зато выросли доходы населения, качество и соответственно средние цены на используемые отделочные материалы. На фоне общей стоимости ремонта средняя цена услуги дизайн-бюро в городе составляет 400–500 руб. за кв.м и уже не кажется потребителям чрезмерной. Наталья Романенко отмечает, что в элитных дизайнерских мастерских цены достигают и нескольких тысяч рублей за кв.м. Как правило, популярность таких мастерских держится на имени известного дизайнера. К ним выстраиваются целые очереди. Но клиентов это не отпугивает: они готовы ждать, чтобы получить дизайн от «звезды».
Руководитель нижегородского представительства компании «8 Марта» СВЕТЛАНА КНЯЗЬКОВА поделилась, что год назад ее компания проанализировала, кто и почему приобретает мебель в магазинах высокого ценового уровня. Она выяснила: основные поставщики клиентов — именно дизайнеры. Клиенты, которые могут позволить себе приобретение дорогой мебели, не подбирают отделочные материалы и обстановку самостоятельно, а отдают это в руки профессионалов. Г-жа Князькова провела презентацию коллекций магазина для дизайнерских бюро, пригласив компании, найденные по телефонному справочнику. Со многими из них удалось установить партнерские отношения. Сейчас у компании около 50 партнеров-дизайнеров. По словам эксперта, объем продаж в магазине значительно вырос: «Это сотрудничество выгодно и для нас, и для дизайнеров. Мы предоставляем им скидки, которыми они могут делиться с клиентами или нет». Эксперты констатируют, что до 30% прибыли дизайнерские мастерские получают за счет комиссионных от строительных бригад и профильных магазинов: отделочных материалов, мебельных...
Существует и обратная тенденция: магазины отделочных материалов и мебели сами предлагают услуги дизайнеров. По словам Елены Филяновой, в магазине «ИКЕА» существует служба «Ваш личный консультант». Ее специалисты помогают покупателям спланировать интерьер комнаты, квартиры или дома: от цветового решения напольных покрытий и обоев до аксессуаров для готового интерьера. Такие услуги в магазинах бесплатны. Дизайнерские бюро не рассматривают подобные отделы в магазинах как серьезных конкурентов — их услугами пользуются менее обеспеченные клиенты.
Популяризация услуги спровоцировала рост числа игроков. Наталья Крылова: «На рынок выйти несложно, главное — удержаться и развиваться, нарабатывать свою клиентуру». Для открытия архитектурной мастерской нужно получить лицензию, в числе условий выдачи которой значатся высшее профильное образование, опыт выполнения проектов, наличие рекомендаций от лицензированных архитекторов. Для открытия дизайнерского бюро лицензия не нужна. Директор компании In Decor НАТАЛЬЯ РОМАНЕНКО считает, что росту числа игроков способствует увеличение количества разнообразных дизайнерских курсов. Проучившись на них два-три месяца, новоявленные дизайнеры открывают собственные мастерские. Сегодня это не требует серьезных вложений. Если новичок с самого начала решает работать «по-взрослому», он снимает помещение под офис, нанимает двух-трех сотрудников и дает рекламу в глянцевых журналах и тематических передачах на телевидении. Если предпочитает обойтись меньшими средствами — работает в одиночку, рекламируясь в газетах частных объявлений. По данным Натальи Крыловой, в городе работает около 200 дизайнерских компаний. Другие эксперты считают, что их может быть гораздо больше: на рынке много теневых игроков. Один из экспертов заявляет, что многие дизайнерские компании не регистрируют предприятие, а стоимость услуг и доходы скрывают даже от своих сотрудников.
Наталья Коновалова отмечает, что процветанию мелких игроков мешает плохая осведомленность потребителей о дизайнерских услугах: «Многие нижегородцы уже знают, что можно нанять дизайнера, но еще не понимают, за что они платят ему деньги». Поэтому мастерские предлагают самые разнообразные услуги, от банальной консультации по выбору отделочных материалов и мебели до полного сопровождения проекта. Клиентов находят все — разница лишь в стоимости услуги. Наталья Крылова отмечает, что конкуренция по цене почти отсутствует: «Ценовая политика внутри сегментов у всех почти одинаковая, каждый берет своим». По ее словам, расширяясь, компании обеспечивают больший набор услуг: «Много фирм предлагают дизайн в комплексе: готовят дизайн-проект, выбирают отделочные материалы (элитные обои, краски, полы и т.д.), обеспечивают объект строительными бригадами, комплектуют оборудованием и мебелью, контролируют качество исполнения на всех этапах ремонта. Наша фирма — молодая, и мы пока можем предложить только услуги дизайна и отделочных работ».
Как отмечает Наталья Романенко, чтобы удержаться на рынке, необходимо постоянно посещать выставки и презентации, отслеживать модные тенденции в сфере дизайна интерьера и по возможности узнавать о модных новинках первыми. Г-жа Крылова: «Хотелось бы привезти в Нижний интересные интерьерные вещи, которых здесь нет. Для этого я посещаю выставки, но пока не нахожу подходящего для нашего покупателя, хотя наметки есть».
Эксперты «ДК» уточняют, что основное конкурентное преимущество мастерской — талант дизайнеров. Даже если имя молодого дизайнера еще не раскручено, но он удачно выполнил несколько заказов, в студию придут новые клиенты. Наталья Крылова: «На рынке эффективно работает «сарафанное радио». Если наши услуги понравились заказчику, он обязательно посоветует знакомым обратиться к нам».
По мнению экспертов «ДК», стоимость входа на рынок дизайна останется низкой еще несколько лет. Спрос будет расти во всех ценовых сегментах. Крупнейшие, предлагающие широкий спектр услуг дизайнерские бюро сосредоточатся на борьбе за крупных частных клиентов и владельцев коммерческой недвижимости, высвобождая место в среднем ценовом сегменте, куда устремятся компании попроще. Низший ценовой сегмент еще долго будет свободен для новичков.