Нижегородская область— регион индустриальный. Существенную долю в экономике региона занимает обрабатывающая промышленность. Как отметил губернатор области Валерий Шанцев, до кризиса на три отрасл
Нижегородская область— регион индустриальный. Существенную долю в экономике региона занимает обрабатывающая промышленность. Как отметил губернатор области Валерий Шанцев, до кризиса на три отрасли— нефтепереработку, металлургию и автомобилестроение— приходилось около 70% объема обрабатывающих производств.
В кризисный 2009 г. регион пережил значительный спад всей промышленности. По оценкам экспертов, область упала сильнее, чем Россия в целом: 20% у нас против 10,8% в РФ. В 2009 г. нижегородские обрабатывающие производства отгрузили продукции на 534,5 млрд руб.— на 15,7% меньше, чем в 2008 г.
Снижение объемов производства сказалось на доходах области. В целом за 2009 г. в консолидированный бюджет области поступило 97,4 млрд руб., тогда как в 2008 г. — 106,9 млрд руб.
Однако, по мнению властей, все не так плохо. Вице-губернатор Владимир Иванов, подводя итоги года, заявил: «При такой структуре промышленности, которая представлена в нижегородском регионе, результат можно назвать удовлетворительным». 2010 г. область начала с роста. Промышленные флагманы кризис пережили и в ближайшее время будут наращивать объемы, считают эксперты. «Выксунский металлургический завод значительно улучшил свое финансово-экономическое положение,— отметил директор Нижегородского филиала ООО «АТОН» Александр Юдин.— ВМЗ имеет долгосрочные контракты с крупнейшими предприятиями России, а с запуском литейно-прокатного комплекса предприятие станет самым крупным в Нижегородской области». «ООО «ЛУКОЙЛ—Нижегороднефтеоргсинтез» в 2010 г. должен запустить комплекс каталитического крекинга. За счет этого производство автомобильных бензинов увеличится на 1,2 млн т в год, дизельного топлива— на 450 тыс. т»,— сообщил в интервью «ДК» министр экономики Нижегородской области Геннадий Баландин.
Опасения вызывает только положение ГАЗа. Автомобилестроение «просело» в 2009 г. сильнее всего— почти на 70%. Нижегородское правительство всеми силами поддерживает ГАЗ, понимая всю значимость предприятия для региона— как экономическую (в связке с ГАЗом работает более 100 предприятий региона), так и социальную (на предприятии трудится ок. 30 тыс. человек— преобладающая часть жителей Автозаводского района Нижнего Новгорода).
Включившись в федеральную программу по утилизации старых машин, областные власти пошли на беспрецедентные меры. В конце марта 2010 г. губернатор подписал документ, согласно которому премия за покупку по утилизационной программе продукции Горьковского автозавода увеличивается с 50 тыс. до 100 тыс. руб. То есть теперь житель любого российского региона при обмене в Нижегородской области старого автомобиля любой марки на новую «ГАЗель» может получить скидку 150 тыс. руб. (включая компенсацию, ранее утвержденную соответствующей федеральной программой). Сейчас ГАЗ разрабатывает дополнительные выгодные условия участия в утилизационной программе для потребителей: дотацию в 150 тыс. руб. можно будет использовать в качестве первоначального взноса при кредитовании по программам ГАЗа. Последствия таких мер предприятие уже ощутило: в первую неделю действия федеральной утилизационной программы дилеры ГАЗа приняли заявки на покупку более 1 тыс. единиц техники.
Последнее предприятие эксперты все чаще называют в числе наиболее возможных лидеров в ближайшие годы. Сейчас «Русполимет» активно модернизируется, внедряет инновации, определяет новые рынки сбыта.
Ставка на инновации и атомную энергетику
Подведя итоги года, правительство задумалось о перекосе в экономике региона. «Дальше так продолжаться не может,— заявил губернатор.— Для обеспечения устойчивости экономики необходимо развивать другие виды промышленности». В числе приоритетов— пищевая промышленность, развитие инновационных производств и создание в регионе крупного логистического центра.
Одним из перспективных для области направлений развития промышленности станет атомная энергетика, считает заместитель генерального директора Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей (НАПП) Геннадий Хомутов. «У Саровского ядерного центра огромный потенциал, который, несомненно, будет развиваться. Большие заказы на строительство атомных электростанций получил «Атомэнергопроект»,находящийся в Нижегородской области— это наша перспектива». Уже сейчас некоторые предприятия области начали вовлекаться в производство комплектующих для атомной промышленности. Тот же «Русполимет» в начале года заявлял о возможности производить комплектующие для атомной энергетики.
О другом перспективном направлении— развитии инновационных технологий— говорят многие эксперты. На территории области уже ведется строительство двух технопарков— «Сатис» в Сарове и «Анкудиновка» в Нижнем Новгороде. Кроме того, в Нижнем Новгороде уже несколько лет работает бизнес-инкубатор. По мнению исполнительного директора областной Торгово-Промышленной палаты Дмитрия Краснова, чтобы инновационная деятельность начала приносить прибыль в бюджет региона, сейчас необходимо как следует проработать правовую базу и создать инфраструктуру, которая поможет связать разработчиков и предприятия— пока в регионе этого нет.
Кризис изменил традиционный список крупнейших налогоплательщиков
По данным Управления федеральной налоговой службы по Нижегородской области, десятка лидеров по налоговым сборам за кризисный год изменилась. Правда, первые два места остаются неизменны на протяжении уже нескольких лет. Возглавляет список ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» (НОРСИ), за ним следует ОАО «Выксунский металлургический завод» (ВМЗ). Эти же предприятия возглавляют рейтинг нижегородских компаний по объему отгруженной продукции. Третью и четвертую позицию в списке налогоплательщиков в 2007 г. занимали предприятия «Группы ГАЗ». Но уже в 2008 г.автомобилестроение почувствовало влияние кризиса: спрос на продукцию предприятия значительно сократился. В итоге сократилась выручка и отчисления в бюджет. Предприятия Группы выбыли из тройки лидеров. При этом, как отмечают в министерстве экономики Нижегородской области, по объемам отгруженной продукции ГАЗ как и прежде оставался в тройке лидеров. 2009 г. изменил ситуацию куда значительнее. По налоговым отчислениям ГАЗ переместился на девятую строчку. Автомобильный гигант уступил место не только транспортным предприятиям (филиалу ОАО «РЖД» — ГЖД, ООО «Газпром Трансгаз Нижний Новгород» и др.), но и представителям пищевого производства — ООО «Сордис» (выпускают алкогольную продукцию). По прогнозам налоговиков, в 2010 г. в число крупнейших налогоплательщиков войдет ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и, возможно, «Волгателком» (это предприятие замыкало 10-ку в 2008 г.).