Изменения в законодательстве в этом году коснулись практически всех отраслей экономики. С одной стороны, эти инициативы были ожидаемыми, с другой — только усилили непростую ситуацию на рынке.
Для многих бизнесменов в 2014 г. изменения федерального и регионального законодательства оказались не так существенны. Управляющий партнер юридической компании Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov Олег Тимофеев отмечает, что общая экономическая ситуация в стране оказывает большее влияние на развитие бизнеса, чем изменения в законодательстве.
«Хотя стоит признать, что весь 2014 г. прошел под знаком ужесточения требований миграционного законодательства к работодателям, привлекающим иностранных работников. Суммы штрафов возросли в разы, что очень негативно сказывается на бизнесе производителей в самых разных отраслях», — добавляет он.
Все же названы самые острые вопросы, на которые пришлось находить ответы нижегородскому бизнесу.
Законы времени
Управляющий партнер юридической компании «Аудит и Право» Павел Замятин полагает, что изменения в законодательстве, которые произошли в 2014 г., выражают общую тенденцию законодателей.
Можно отметить уменьшение излишних требований в части предоставления сведений в контролирующие органы.
«В этом году сняты требования о необходимости сообщать сведения об открытии и закрытии счетов в налоговые органы, пенсионный фонд, фонд социального страхования. Положительными моментами можно назвать сохранение льготных тарифов по заработной плате для малого бизнеса, увеличение порога дохода для плательщиков УСН, снятие обязанностей по оповещению об открытии и закрытии расчетных счетов в контролирующие органы», — отмечает г‑н Замятин
А вот изменения в Налоговом кодексе значительно изменят правила игры. «Введен ряд ограничений, которые будут тормозить экономическую свободу предпринимателей», — продолжает эксперт.
«Это касается обязанности с 2014 г. обжаловать любые акты налогового органа не сразу в суд, а первоначально в вышестоящий налоговый орган. Установлен запрет открывать новый банковский счет в любом банке, если налоговым органом наложены ограничения на существующие счета» — добавляет он.
В сфере налогового законодательства Павел Замятин подчеркнул увеличение налоговой нагрузки на бизнес:
«Прослеживается тенденция к увеличению налога на имущество. За счет введения расчетной величины для объектов недвижимости (кадастровой стоимости), а не фактической (покупной). Кстати, одним из негативных введений с точки зрения бизнеса можно назвать возможность возбуждать уголовное дело по налоговым преступлениям без решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Все предприниматели на следующий год ожидают изменений в налоговом законодательстве: увеличение налогового бремени как на федеральном, так и на местном уровне».
Управляющий партнер юридической компании «Регард» Елена Замыслова в продолжении темы замечает, что уже в этом году приняты изменения в Налоговый Кодекс, которыми с 2015 г. увеличивают размеры государственной пошлины, налог на имущество. Перспективным остается вопрос относительно ставок налога на прибыль и НДС.
По себе знают
Изменения в законодательстве не всех обходит стороной. Зачастую из‑за незнания или неосведомленности в последних изменениях федерального и регионального законодательств бизнесменам приходится обращаться к юристам. Управляющий партнер юридической компании «Т.М. Сервис» Юлия Крузе отмечает, что в 2014 г. наиболее частыми были обращения в сфере земельного права и имущественных отношений. Продолжается земельная реформа, поэтому усложняется порядок снижения кадастровой стоимости земельных участков до рыночной через работу специальной комиссии.
«Частотны обращения в сфере корпоративного права, так как появился новый институт заверения протоколов и списков участников ООО, присутствующих на собрании», — уточняет г‑жа Крузе.
С января 2014 г. вступил в силу новый закон о государственных закупках. Принятие нового закона, с одной стороны, было необходимо, с другой — он принес как ряд нововведений, так и трудностей для участников госзакупок.
«Новый закон выставил новые требования к участникам, но так и не справился с нарушениями и махинациями в сфере госзакупок. Например, среди нижегородских бизнесменов есть мнение, что имеет место искусственное укрупнение заказа, что выводит закупку на конкурс, а не электронный аукцион. А конкурсы с ограниченным участием проводят под «своего» подрядчика путем произвольного установления заказчиком требований к материальным ресурсам», — делится своим опытом управляющий партнер компании «Регард» Елена Замыслова.
Она продолжает, что данным законом, так и не удалось отрегулировать существующую тенденцию при проведении госзакупок, особенно в строительстве: победителя выбирают не по соотношению «цена‑ качество», а по принципу «низкая цена зачастую в ущерб качеству». Возникает ситуация недобросовестной конкуренции.
В октябре текущего года президентом РФ был подписан закон, согласно которому правоохранительные органы получили право возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях в общем порядке, предусмотренном уголовно‑процессуальным законодательством. До 2011 г. эти нормы уже содержались в УПК РФ, затем были отменены. Теперь снова возвращается ранее действовавший порядок.
«Законодатель объясняет принятие этого закона тем, что данные изменения были одной из основных причин низкой эффективности раскрытия налоговых преступлений», — продолжает г‑жа Замыслова. Предпринимательское сообщество же выступало против данной инициативы, но закон был подписан.
Было, но не заметили
Юлия Крузе отмечает, что в сфере изменения законодательства, которое коснулось бизнеса, следует обратить внимание и на Трудовой кодекс РФ.
«В сфере трудового права появились новые критерии квалификации формально гражданско‑правовых отношений на трудовые. Это касается всех работодателей и показывает, что работники стали еще более дорогим удовольствием», — отмечает она.
Так, что за текущий 2014 г. ТК РФ претерпел серьезные изменения: исключены или признаны утратившими силу более 40 статей, появились новые, а также увеличены штрафы за нарушения ТК до 1 млн руб. за каждое нарушение. Все это требует от работодателей внести серьезные коррективы в работу кадровых служб во избежание штрафов и приостановления деятельности организации.
«В связи с глобальными изменениями в корпоративном блоке Гражданского кодекса, коммерсанты стали более внимательно и трепетно относиться к модели функционирования своего бизнеса», — дополняет Олег Тимофеев.
Он продолжает, что отмечается тенденция реструктуризации внутри крупных холдинговых структур, реорганизация и преобразование юридических лиц, изменение системы органов управления.
«Самое время провести ревизию неэффективно работающих бизнес —институтов, используя юридический инструменты», — заключает он.
Регион не спит
Стоит отметить, что на региональном уровне законодательство продемонстрировало высокую активность в пользу бизнеса, при чем, в основном, малого и среднего. Так, например, в законе Нижегородской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области» теперь названы критерии отнесения к субъектам МСБ, стало более точным понятие «инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».
Еще одним примером региональной инициативы стал закон «О розничных рынках на территории Нижегородской области» и закон «О торговой деятельности в Нижегородской области», которые были приведены в соответствие с федеральным законодательством в части уточнения круга лиц, которому предоставляются места для продажи товаров на ярмарке.
Кроме того, законодательным собранием подготовлены предложения и замечания к государственным программам «Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области на 2014 — 2016 гг.», «Развитие промышленности и инноваций Нижегородской области на 2015‑2020 гг.» и «Развитие инвестиционного климата Нижегородской области». Создана также рабочая группа комитета законодательного собрания по экономике, промышленности и поддержке предпринимательства по законодательному обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Нижегородской области.
Результатом работы региональных законотворцев в области развития инвестиционной деятельности на территории области стали шесть законов о государственной поддержке приоритетных инвестиционных проектов. Ими стали, например, проект совместного предприятия «Бозал‑ГАЗ» по производству компонентов выхлопной системы, проекты строительства производства восковых составов «Эфтек НН», «Строительство отеля Courtyard by Marriott на 150 номеров в г. Нижний Новгород по адресу Ильинская ул., д.46» компании «Отель Волга Центр». Кроме того, список пополнили проекты, которые реализуют политику импортозамещения: проект компании «Полипластика» по созданию производства трубной продукции из полиэтилена для нужд холодного водоснабжения, газоснабжения, труб для кабельных линий, проект Торгового Дома «Дизель‑Т» по «Организации производства импортозамещающей тары из полиэтилена низкого давления».
Также региональное законодательство за текущий год неоднократно вступало инициатором в совершенствовании федерального законодательства. В настоящее время комитет по экономике, промышленности и поддержке предпринимательства ЗС НО подготовил поправки к проекту федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации», приятого в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 7 октября 2014 г. Данные поправки были рассмотрены на заседании регионального парламента 30 октября 2014 г. В проекте федерального закона «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» региональное законодательство выступило с инициативой обеспечения единства требований регулирования деятельности в этом направлении.
Законодательным собранием Нижегородской области были поддержаны четыре проекта федеральных законов. Например, «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам исключения избыточных требований при оказании государственных услуг и осуществлении государственных функций». Последний направлен на уменьшение объема административных издержек субъектов предпринимательской деятельности.
Юлия Крузе замечает, что на региональном уровне, по сравнению с другими субъектами РФ, используются доступные механизмы поддержки малого бизнеса по различным направлениям, механизмы государственного, муниципально‑частного партнерства.
«Однако усилия налоговых органов по наполнению бюджета концентрируются на секторе среднего бизнеса. Это относительно небольшое число успешных региональных производственных и торговых предприятий, которые имеют не малые по сравнению с многочисленным и малым бизнесом, активы, обороты и применяют разной степени рискованности механизмы понижения налоговых выплат», — заверяет она.