Меню

Новогодний экспорт

Найти нижегородскую фабрику стеклянных елочных игрушек «Ариель» на карте города не составляет труда. Добраться до нее — почти подвиг. Несколько сот метров вдоль гаражей и заборов с колючей провол

Фабрика «Ариель» производит стеклянные игрушки в здании без канализации и возможности подключения газа, необходимого для работы стеклодувного цеха. Работают с газовыми горелками. Несмотря на это, продукция пользуется спросом в 15 странах мира — от Германии до Австралии.

Елены Терсинских и Аркадия Гаранова

Найти нижегородскую фабрику стеклянных елочных игрушек «Ариель» на карте города не составляет труда. Добраться до нее — почти подвиг. Несколько сот метров вдоль гаражей и заборов с колючей проволокой по дороге, напоминающей раллийный спецучасток, ведут к мрачному зданию. О том, что здесь делают елочные игрушки, возвещает лишь маленькая ржавеющая табличка. Никакого намека на праздник. «Место у нас хорошее, тихое, — иронизирует директор фабрики Аркадий Гаранов, — с одной стороны воинская часть, с другой — образцово-показательная колония №5». Причем исправительное учреждение выглядит симпатичнее фабрики.

Иностранных клиентов фабрика находит на выставках
Фабрика «Ариель» — уникальный в масштабах страны семейный бизнес. Супруги Аркадий Гаранов и Елена Терсинских (директор фабрики и его заместитель соответственно) занимаются им уже более 15 лет. Уникальность — в технологиях. Стеклянные елочные шары выдувают с помощью газовых горелок, работающих от баллонов со сжиженным газом, и расписывают вручную. В Германии, например, на аналогичных производствах используют природный газ. Российский, к слову сказать.
Впрочем, благодаря дедовским технологиям спрос на продукцию фабрики остается стабильным: по словам собственников фабрики, на западе ручной труд всегда в цене. Кроме того, художники, расписывая шары, могут нанести — детально и точно — любое изображение: от логотипа компании до архитектурного объекта.
Большая часть продукции фабрики «Ариель» идет на экспорт. Основные потребители — Германия, Италия, США, Австралия Всего порядка 15 стран.
«Ариель» изначально была ориентирована на работу с зарубежьем. «17 лет назад мы начинали предприятие с польским партнером, — рассказывает Аркадий Гаранов. — Он поставлял нам посуду, мы ее раскрашивали, отправляли обратно. Один из друзей нашего партнера — немец — спросил, можем ли мы сделать и расписать елочные шары. Мы решили рискнуть. Так у нас появился свой стеклодувный цех, и предприятие, по сути, из ремесла стало бизнесом».
Сейчас почти все своих клиентов фабрика находит на международных выставках. Елена Терсинских: «Все выставки у нас расписаны, и на протяжении всего года мы принимаем в них участие. Начинается все в январе в США, потом — Германия и дальше по накатанной». Кстати, нижегородская фабрика «Ариель» — единственное российское предприятие, которое представляет Россию на ежегодной выставке сувенирной продукции во Франкфурте.
Иностранные заказчики хотят видеть на новогодних игрушках, изготовленных в далекой России, современные архитектурные сооружения, исторические зарисовки, корпоративную символику (куда ж без нее), портрет нового президента, в конце концов.
С президентов денег не берем
Именно благодаря заказу на партию шаров с изображением Барака Обамы о фабрике узнала широкая общественность. Нестандартность ситуации — американцы заказывают в Нижнем Новгороде елочные игрушки с портретом Обамы — спровоцировала несколько звонких публикаций и сюжетов по центральным каналам. «Мы поставляем игрушки в крупнейшие магазины елочных украшений в США. С клиентом, который заказал на шарах изображение американского президента, сотрудничали и раньше. Контракт заключили, как обычно, на одной из выставок», — рассказывает г-жа Терсинских. Местные СМИ, узнав о таком заказе, писали, что, дескать, специалисты фабрики чуть ли не полгода рассматривали выступления президента США, чтобы уловить мимику и какие-то особенности внешности. «На самом деле опытный экземпляр нарисовали за 3 дня», — говорит г-жа Терсинских. Обама широко улыбался. Заказчик посмотрел и принял решение, что не нужно американскому президенту во время экономического кризиса так явно радоваться. В итоге в США ушли игрушки, где Обама серьезен.
Елена Терсинских: «Как мы и ожидали, вскоре последовал запрос от частного заказчика из России, который за большие деньги предложил сделать партию шаров с изображением лидеров нашего государства — президента и премьер-министра. Когда поняли, что с соответствующими администрациями частный заказчик ничего не согласовывал, мы отказались». «Просто американцы умеют и готовы из всего сделать шоу, даже из президента. Мы, россияне, в этом плане серьезнее, консервативнее и суевернее: не дай бог, шарик с портретом разобьется!» — добавляет Аркадий Гаранов.
Впрочем, с администрацией Владимира Путина, когда он занимал должность президента РФ, фабрика сотрудничала. «Это был даже не госзаказ, — вспоминает г-жа Терсинских. — Нас попросили изготовить чемоданчик шаров с видами Москвы и Санкт-Петербурга. Набор г-н Путин преподнес в подарок тогдашнему канцлеру Германии Герхарду Шредеру». «Просто изготовили и отправили, даже денег не взяли. Так и сказали: с президента денег не берем», — продолжает рассказ Аркадий Гаранов. В благодарность супругам прислали духи, на коробках которых выгравировано: «От президента России Владимира Путина». Один экземпляр супруги продемонстрировали. Аромат, кстати, на любителя.
Спрос позволяет увеличить производство в 2 раза
Несмотря на кажущуюся сезонность бизнеса, фабрика работает круглогодично. В Америке, говорят собственники, есть магазины, которые продают елочные украшения круглый год. К тому же западные заказчики начинают оформлять заказы заблаговременно. Российские клиенты этим похвастаться не могут. Во время интервью, которое пришлось на конец ноября, городские и мобильные телефоны руководителей не умолкают. Менеджеры по продажам умудряются разговаривать по двум аппаратам одновременно, плюс разгребать заявки на сайте. Елена Терсинских: «Вот особенность нашего менталитета. Такое ощущение, что у российских заказчиков нет 100% уверенности, что Новый год наступит. Они просыпаются в ноябре — декабре, осознав неотвратимость надвигающегося события и потребность в сувенирах. Мы не отказываемся, поэтому работаем в конце года почти круглосуточно».
Сейчас на фабрике ежедневно выдувают от 300 до 400 шаров в день. По словам собственников, фабрике необходимо увеличивать производственные мощности — в 2–2,5 раза. Для этого имеются все предпосылки. Конкуренции как таковой нет: китайские и современные отечественные предприятия в основном делают упор на массовую продукцию. Спрос со стороны иностранных клиентов остается стабильным, со стороны российских — растет. Аркадий Гаранов: «Мы понимаем, что бизнес необходимо развивать. Готовы встраиваться в туристические маршруты, сами организовывать экскурсии и мастер-классы на предприятии. Подумываем об открытии розничного магазина при фабрике».
Все планы руководителей по развитию бизнеса упираются в острую необходимость переезда в новое здание. «Когда начался кризис, заговорили о социальной ответственности бизнеса и тому подобных вещах. В итоге аренду нам подняли единовременно в четыре раза», — говорит Аркадий Гаранов. К тому же, само здании фабрики, которое находится в федеральной собственности (собственник — ФГУП «ФТ-центр»), находится в неудовлетворительном состоянии, малодоступно для транспорта. Это мешает наладить поток экскурсий на предприятие и открыть здесь розничный магазин.
Интерес к предприятию в этом году проявили нижегородские чиновники. Обещают помочь. В конце ноября фабрику посетил губернатор Нижегородской области. «У предприятия очень много заказов, и ему не нужна помощь в поиске рынков сбыта. Необходимо помочь фабрике создать нормальные условия для работы. Мы предложили руководству на выбор два здания с более доступной арендной платой», — отметил глава региона.
По словам владельцев фабрики, предложенные варианты они готовы рассмотреть, однако пока конкретных предложений не поступило.

Фабрика стеклянных елочных игрушек «Ариель» в цифрах

51 сотрудник
персонал
300–400 шаров в день
мощность производства
90–3000 руб.
стоимость 1 шара
более 20 млн руб.
ежегодный оборот

Источник: «ДК».