Нижний Новгород вырвался в лидеры по обеспеченности торговыми площадями
Нижний занимает второе место в стране среди городов-миллионников по обеспеченности качественными торговыми площадями. При этом Москва и Санкт-Петербург лишь вошли в Топ-5, пишет Cushman & Wakefield.
В 14 городах-миллионниках России (исключая Москву) сконцентрировано 38% (7 млн кв. м) торговых площадей от общего стока. Такой же объем площадей приходится на остальные города. В Москве расположена почти четверть всех торговых площадей страны — 4,6 млн кв. м.
Лидером по обеспеченности торговыми площадями среди миллиоников, по версии Cushman & Wakefield, является Самара (562 кв. м на 1000 жителей).
Интересно, что Нижний Новгород, по этим данным, находится на втором месте, обогнав и Екатеринбург, и Санкт-Петербург, и Москву, которая занимает 5 позицию в рейтинге с показателем в 376 кв. м на 1000 человек.
Однако у небольших городов показатели обеспеченности торговыми площадями гораздо более внушительны: например, в подмосковных Мытищах эта цифра превысила 900 тыс. кв. м на 1000 жителей, а после ввода в эксплуатацию заявленных площадей в этом году выйдет за 1000 кв. м. на 1000 человек.
Средний размер торгового центра в городах-миллионниках примерно на 20% превышает среднюю площадь ТЦ в городах с меньшим населением (39 835 кв. м и 33 007 кв. м соответственно), причем в Москве он равен 36 438 кв. м.
Девелоперы переходят от строительства крупномасштабных проектов к проектам меньшего размера, строя не "супер-региональные" или региональные торговые центры, а объекты районного масштаба. Наибольшая средняя площадь вводимых ТРЦ в России была зафиксирована в 2009 году — более 50 тыс. кв. м.
Около четверти объема ввода новых торговых площадей в этом году займут новые фазы уже существующих торговых центров.
«После периода бурного развития рынка торговой недвижимости в миллионниках внимание девелоперов стали привлекать города с меньшей численностью населения. Тем не менее активность в крупных городах остается высокой. Это обусловлено не только большей емкостью рынков крупных городов, но и рисками, которые девелоперы видят в локациях с меньшей численностью населения», — считает Татьяна Дивина, старший директор и заместитель руководителя отдела исследований Cushman & Wakefield.
Напомним, что по данным консалтинговой компании Colliers International, по итогам 2015 г. Нижний Новгород обогнал Москву по обеспеченности населения торговыми площадями (540 кв. м на 1000 человек против 465 кв. м на 1000 человек в столице) и занял четвертое место после Самары (567 кв. м на 1 000 человек), Санкт-Петербурга (555 кв. м на 1000 человек) и Екатеринбурга (555 кв. м на 1000 человек).
Инфографика: Cushman & Wakefield