"Вы взвалили на себя кучу обязанностей, прямо не связанных с вашей должностью? Зачем? Вы можете адекватно оценить качество выполняемой вами работы?"
Юрий Кузьмичев, совладелец "Бугров хостел", директор "Магазина готового бизнеса"
Опыт встреч с более чем тысячей предпринимателей позволил мне выявить несколько часто повторяющихся обстоятельств, из-за которых происходят конфликты и проблемы внутри бизнеса, приводящие к ужасным последствиям. Я пытаюсь сформулировать некоторые правила, которые могут помочь начинающим предпринимателям «навести порядок в голове».
1. Договоритесь «на берегу».
Бизнес – это брак не по любви, бизнес – это брак по расчету. В момент старта бизнеса должно быть все прописано, особенно четко – процесс развода. Возможно, вы никогда не захотите продать свой бизнес (или, возможно, это случится раньше, чем вы думаете), но правила развода (выхода из бизнеса) должны быть написаны заранее. Когда в бизнес уже все плохо (по каким-то причинам) или , наоборот, все очень хорошо (настал день продажи бизнеса), увы, собственники часто уже не могут договариваться и менять ранее установленные правила игры.
2. Все работают за деньги.
Даже если вы со своим партнером вместе начинаете новый бизнес и у вас нет денег платить себе зарплату, четко оговорите, когда вы начнете ее получать , и как будет компенсироваться период бесплатной работы. Также не стоит забывать, что зарплата вас (директора) и вашего партнера-друга (например, коммерческого директора) должна оплачиваться по–разному и на рыночных условиях. Это важно, чтобы никогда не возникла ситуация, когда кто-то кому-то в вашем бизнесе сказал: «Я пахал в нашем бизнесе, а ты прохлаждался». Запомните: внутри бизнеса вы все работаете на должностях наемных сотрудников, и ДОЛЖНЫ ЗА ЭТО ПОЛУЧАТЬ ЗАРПЛАТУ. Особенно это важно в случае, когда одни партнеры работают в бизнесе, а другие – вкладывают только деньги.
3. Или друзья и родственники или бизнес.
Хотите, чтобы ваши близкие друзья оставались ими и дальше? Хотите хороших отношений с родными? НЕ ВЕДИТЕ С НИМИ БИЗНЕС или, на крайний случай, научитесь разграничивать: «до 9:00 и после 18:00 я – друг, муж, брат, а в рабочее время я – ваш руководитель». Не можете так? Не начинайте с ними совместный бизнес. Вы сможете депремировать свою жену (например, по совместительству главного бухгалтера вашей компании) за ошибки в работе? Вы можете уволить своего лучшего друга (например, коммерческого директора) за невыполнение плана продаж? Вы сможете повысить в должности не своего брата, а лучше работающего сотрудника, не обидив родственника? Вы уверены, что ваш родственник-друг, работающий на вас, получает справедливую зарплату и работает лучше, чем бы это делал нанятый с улицы специалист? И, вообще, зачем вам все это?
4. Заведите «мальчика», его хотя бы наказать можно.
Вы взвалили на себя кучу обязанностей, прямо не связанных с вашей должностью? Зачем? Вы можете адекватно оценить качество выполняемой вами работы? Вы можете себя материально наказать за плохо сделанную работу? Ну, наградить-то вы точно можете. Совет: научитесь делегировать некоторые обязанности на наемного работника. Да, это будет стоить денег, но результат превзойдет все ваши ожидания.
5. Ведите учет доходов-расходов с первого дня работы вашего бизнеса.
Записывайте сами или пусть это делает нанятая «девочка». Записывайте ВСЕ! В тетрадке в клеточку, в телефоне, в компьютере — не важно. Без этого вы просто не сможете адекватно оценивать ситуацию в бизнесе, плюс, статистика, накапливаясь, дает картину в динамике.
6. Научитесь в своей голове четко делить время, когда вы нанятый управленец, а когда вы владелец бизнеса.
Часто цели в бизнесе у собственников и наемного управляющего сильно расходятся, иногда они прямо противоположны. Вы умеете сидеть на двух стульях сразу? Всегда ли вы принимаете управленческие решения, четко понимая, в чьих интересах вы это сейчас делаете? Идеально: с 9:00 до 18:00 в рабочие дни вы всегда НАНЯТЫЙ ТОП-МЕНЕДЖЕР. И очень важно этому же научить остальных своих партнеров, исполняющих какие-то функции в вашем бизнесе на должностях наемных сотрудников. Такой должности как «совладелец бизнеса» не существует, за нее не платят зарплату и за плохое исполнение этой работы нельзя человека уволить. Разговоры ваших партнеров во время работы, типа: «Чего ты меня отчитываешь, я такой же совладелец, как и ты», должны пресекаться на корню. Сотрудники все это видят, не подкладывайте под бизнес мину замедленного действия.
7. В бизнесе нет ничего бесплатного. Как и в жизни.
Какой-то ваш сотрудник делает что-то «за идею» и вы ему это не оплачиваете? Может быть, вы сами работаете без зарплаты? Ваш бизнес располагается на собственных площадях, и вы не платите себе (как владельцу помещения) за аренду? Вы пользуетесь собственных автомобилем в служебных целях, но не учитываете ГСМ, ремонт, налоги и т.д. в структуре затрат? Вы смогли взять у друзей деньги на бизнес без процентов и считаете, что это деньги как бы бесплатные? Вы занимаетесь самообманом. Вы видите искаженную картину доходов-расходов, и вы, возможно, на основании этого принимаете ошибочные управленческие решения. Проблема в том, что вся эта «халява» внезапно может кончиться, и выяснится, что вся ваша прибыль и состояла из этих «как бы сэкономленных денег». А бывает, что прибыль, которую вы получаете с вашего бизнеса, меньше, чем ваша рыночная стоимость как наемного специалиста. Может лучше пойти работать на кого-то другого?
8. Ваш бизнес – это не ваш ребенок, ваш бизнес – это продукт на продажу.
Я много видел разных бизнесов: больших, средних, маленьких, даже состоящих из одного человека. Но достаточно четко видно, когда Предприниматель создает Бизнес, он всегда помнит о возможности его продать. Такой бизнес финансово и юридически прозрачен, в нем понятная структура, сотрудники в нем не привязаны к конкретным собственникам, они работают на результат и за адекватные деньги, такой бизнес автономен от своих владельцев. Такой бизнес всегда имеет интерес со стороны инвесторов и покупателей. Возможно, нынешние собственники никогда его и не будут продавать, но понимание того, что ты движешься в бизнесе очень важно.
9. Помните о принципе «зеленого диванчика».
Этот принцип придумал мой знакомый, известный московский бизнес-брокер Алексей Москвич. Как-то он продавал в Подмосковье небольшой завод. Собственник-директор привел Алексея к себе в кабинет и указал ему на зеленый диванчик, стоявший в углу: «Вот на этом диванчике я жил первый год становления моего бизнеса. Сейчас я ищу нового хозяина своему диванчику». Мне кажется, это отличная метафора. Вы сомневаетесь, стоит ли затевать бизнес? Представьте зеленый диванчик, и скажите себе, готовы ли вы год спать у себя на работе на таком вот диванчике? Готовы? Тогда вперед, у вас все получится!