Нижегородская область переплатила 6% по госзакупкам на здравоохранение
Составлен рейтинг добросовестности госзакупок российских регионов на здравоохранение. Нижегородская область оказалась среди отличников.
Рейтинг составлен журналом «Коммерсантъ-Деньги» совместно с проектом «Антирутина» на основе открытых данных сайта «Госзакупки». Анализировались госбюджеты за 2016 г., которыми распоряжались профильные региональные министерства и подчиненные им госструктуры и медучреждения. Эксперты «Антирутины» подсчитали, какие регионы почти не переплачивают за лекарства, инструменты и медицинскую технику, а какие покупают все это слишком дорого.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Самые крупные госзакупки Нижегородской области в 2016 г.
Согласно рейтингу, Нижегородская область вошла в пятерку самых добросовестных российских регионов-лидеров в сфере медицинских госзакупок. Общая сумма госзакупок в сфере здравоохранения в 2016 г. в регионе составила 972 млн руб., при этом переплата составила только 6 млн руб.
Регионом с самой высокой переплатой в денежном выражении стала Москва (объем госзакупок – 74,139 млрд руб., переплата – 24,182 млрд руб.). Далее следуют Московская область, Татарстан, Челябинская область и Ханты-Мансийский автономный округ.
При этом регионами с самой невысокой переплатой в денежном выражении стали: Забайкальский край, Байконур, Крым, Калмыкия и Нижегородская область. У соответствующих ведомств первых трех субъектов очень маленькие бюджеты на медицинские госзакупки — 108 млн, 18 млн и 34 млн руб. соответственно, что в 700-2000 раз меньше, чем у Москвы и области.
Если же измерять не в деньгах, а в процентах, то есть в доле, которую сумма переплаты составляет в затратах региона на медицинские госзакупки, то картина будет несколько иной. Меньше всего перерасход, а значит, вероятнее всего, более добросовестная закупка у Башкирии (2%), Забайкальского края (4%), Калининградской области (5%) и Нижегородской областей (6%).
«Рейтинг подтверждает, что здравоохранение — одна из самых коррумпированных отраслей в РФ. Поживиться есть с чего: с 2006 г. консолидированный госбюджет на здравоохранение вырос в 4,2 раза — с 690 млрд руб. до 2,8 трлн руб. в 2016 г. (правда, рубль только вследствие официальной инфляции за эти десять лет обесценился в пять раз). Страну регулярно сотрясали скандалы с переплатой по госзакупкам медоборудования и лекарств (правда, без особых последствий). Федеральная антимонопольная служба обнаружила за 2015 г. признаки картельных сговоров в ходе свыше 2 тыс. аукционов на госзакупках медпрепаратов и техники с превышением стартовых цен на 3 млрд руб. Прозрачные торги позволяют снизить стартовую закупочную цену на 10-30%. Но, как показал рейтинг, госзакупки в здравоохранении могут быть и честными», - пишут составили рейтинга.
Управление Федеральной антимонопольной службы по региону неоднократно предъявляло претензии к министерству здравоохранения Нижегородской области. «Возможно, в таких крупных регионах, как Татарстан и Москва, в которых зафиксирован наибольший перерасход, могли бы взять на вооружение наш опыт в сфере закупок лекарств, но дело в том, что у нас затяжной конфликт с Управлением федеральной антимонопольной службы. И очень много судебных дел по поводу проведенных нами торгов», - говорит кандидат юридических наук, бывший мэр Нижнего Новгорода Дмитрий Бедняков.
По его словам, антимонопольное ведомство считает, что Законодательное собрание региона определило неконкурентный способ поставки по 44 закону единственного поставщика.
«Нижегородская фармация» - это государственное предприятие, специально созданное, с огромным колоссальным оборотом, которое прекрасно работает и справляется. УФАС пошел спорить в областном суде и проиграл. Пошел оспаривать решение областного суда в Верховном суде – тоже проиграл. И теперь, несмотря на это, настаивает и требует, чтобы Законодательное собрание отменило этот закон. Регионы наблюдают за этими перипетиями. К нам обращаются люди и говорят: насколько хороша ваша схема, и как мы ее сможем применить? Мы абсолютно убеждены в правильности, правомерности этой схемы. И в решениях судов подчеркнуто, что это наше право самим определять способ этого обеспечения. Мы можем или лекарства закупать, как в Кирове, и потом все везти на склад, с которого будем развозить их по аптекам. Что там купят, в каком количестве, какого качества – логиста не интересует. А мы говорим: «мы закупаем услугу» - тот, кто выиграл на торгах, тот и закупает лекарства, их хранит, и за них отвечает. И он обеспечивает своевременность, чтобы не было просроченных рецептов и всего остального. С моей точки зрения, у нас классная схема обеспечения населения лекарственными препаратами, лучше ее нет».
Расходы на логистику в Нижегородской области в 2015 г. составляли 14,87%, в 2016 – 14,74% от стоимости закупленных препаратов. При этом лекарства закупаются не впрок, а по мере необходимости.
«Поэтому речь идет в данном случае о своевременном получении качественных лекарств без просрочки сроков годности. Фактически, у нас в регионе нет потерь из-за того, что закупленные лекарства перестали быть востребованы, поскольку идет адресное регулирование потребности в препаратах. Это даже важнее, чем экономическая выгода», - заключил Дмитрий Бедняков.