КПРФ предлагает регулировать торговые наценки на некоторые группы продовольственных товаров. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму. Эксперты считают, что необходимости в "заморозке" цен нет.
Законопроект предполагает наделить правительство РФ правом устанавливать предельные размеры торговых наценок на отдельные виды сельхозпродукции, включая товары первой необходимости. При этом на сельскохозяйственные потребкооперативы эта мера распространяться не будет.
Предполагается, что для зерна, молока, овощей и другой первичной продукции наценка составит для производителей 45% от себестоимости, для переработчиков - 15%, для оптовиков - 10% и для розничной торговли - 15% от отпускной цены производителя или оптового продавца. Регионы депутаты планируют наделить правом расширять перечень товаров, подпадающих под ограничение. По сути, законопроект предлагает возврат к советскому госрегулированию цен.
Как передают СМИ, аналогичное предложение Минсельхоза на днях было заблокировано Федеральной антимонопольной службой (ФАС) из-за некоторых "технических деталей".
ФАС ссылался на отрицательную практику прошлых лет.
"Отрицательный отзыв не связан с предложением в целом, он касался технических деталей этого предложения. Там есть некоторые вопросы, которые, с нашей точки зрения, нужно дополнительно проработать, и если это будет сделано, то, как это было в 2007 и 2010 гг., такое постановление может быть принято", - отметил замруководителя ФАС Андрей Цыганов.
По мнению опрошенных "НТА-Приволжье" нижегородцев, государственно регулирование цен на продукты питания нецелесообразно.
"Торговые сети обязательно будут протестовать против введения государственного контроля за ценами на продукты. Но, с другой стороны, кто их спросит? Вообще, по данным аудиторов, в России это миф, что всю наценку съедают торговые сети и вообще торговля. На самом деле прибыль в торговле где-то 2-3%, а у производителей где-то 15-17% - это факт. И то, что в повышении цен виноваты только торговые сети, не соответствует истине", - прокомментировал руководитель Ассоциации предпринимателей Нижнего Новгорода Максим Старостин.
В свою очередь председатель комитета Законодательного собрания Нижегородской области (ЗС НО) по бюджету и налогам, председатель правления НБД-Банка Александр Шаронов считает, что целесообразности в госрегулировании цен нет из-за наличия жесткой конкуренции в этом секторе экономики.
"Регулировать нужно там, где есть предмет монополии, но там, где уже есть конкуренция, целесообразности в этом нет. Торгово-продуктовые сети ведут жесткую борьбу за своего покупателя. Они сами заинтересованы в снижении цены, если есть такая возможность", - подчеркнул он.
По мнению Александра Шаронова, если Госдума примет этот закон, то производители понесут убытки, так как им достаточно сложно конкурировать с сетями.
Справка:
В 2007 г. в преддверии президентских выборов правительство проводило кампанию по сдерживанию роста цен на продовольствие. Кабинет министров Виктора Зубкова договорился с крупнейшими производителями и торговыми сетями о том, что до конца года цены на хлеб, яйца, растительное масло, молоко и кефир не будут повышаться. На волне ожиданий последующего скачка цен потребители принялись скупать товары, причем не только из этого списка, что вызвало в итоге постепенный рост цен на весь спектр продуктов. В 2008 году замораживание цен было признано неэффективным и программа отменена. С октября 2007 по май 2008 гг. продукты, цены на которые были "заморожены", подорожали от 5 до 27%. Аналогичные меры применялись на фоне засухи 2010 г., но тогда торговая наценка не фиксировалась.