«Коронавирус спровоцировал в мире в некотором смысле новый экономический кризис. Но мини-нефтяная война между Россией и Саудовской Аравией — это другое».
Во вторник,10 марта Московская биржа зафиксировала рекордное падение рубля. NN.DK.RU поговорил с финансовым советником (больше 20 лет стажа), членом Американской ассоциации финансового планирования и автором 12 книг Натальей Смирновой о причинах «черного вторника» и его вероятных экономических последствиях.
— На мой взгляд, к обвалу рубля не стоит относиться так, словно со дня на день начнется апокалипсис.
Просадка рубля началась еще в феврале 2020 г., когда ряд крупных стран (особенно Китай) столкнулись с масштабным распространением коронавируса, что привело к изоляции этих стран, снижению их экономической активности.
Мировые инвесторы, наблюдая за распространением вируса, запаниковали, что подобная эпидемия может в принципе обрушить крупнейшие экономики мира, и начали распродавать акции и сырье, уходя в самые безопасные на сегодня инструменты — гособлигации США. Развивающиеся страны столкнулись с более сильным оттоком инвесторов, т.к. развивающиеся рынки и их валюта традиционно считаются более рискованными.
Стремясь минимизировать экономические последствия от новой инфекции и поведения инвесторов, государства пытаются согласовать между собой какие-то действия и поддержать экономику, чтобы она не ушла в пике. Например, в США снизили базовую процентную ставку. Из этих же соображений 6 марта страны-члены ОПЕК и крупнейшие экспортеры нефти пытались договориться о сокращении добычи «черного золота» в грядущем году, чтобы поддержать на него цены. Причем сократить объемы добычи нужно было еще дополнительно к тому сокращению, которое произошло в 2017 г.
Но Россия заявила, что делать этого не будет. Максимум, пойдет на сохранение действующего соглашения. В ответ представители Саудовской Аравии отметили, что если российские компании не хотят сократить объем добычи, то, как только в апреле кончится соглашение, саудиты увеличат добычу нефти и будут продавать ее еще дешевле.
Однако ущерб от падения нефтяных доходов правительство России может покрыть с помощью Фонда национального благосостояния. И если мы будем тратить деньги так же, как их тратим сейчас, этого фонда нам хватит на четыре года. Все это время дефолт нашей стране не грозит.
Также важно, что у нас себестоимость добычи нефти ниже, чем $35+ за баррель. Да, нефтянка начнет зарабатывать меньше, но все равно будет в плюсе. В минусе от происходящего, по моим прогнозам, могут оказаться только сланцевые компании США. У них, если нефть долгое время будет стоить ниже $30, начинается то же, что и в 2016 г.: постепенный уход с рынка мелких и средних производителей, а также сокращение добычи у крупных. Что это значит для нас? Это значит, что из-за сокращения объемов добычи нефти в Америке цена барреля пойдет вверх. И российский рубль автоматически начнет укрепляться. Как это, собственно, и было в 2016 г. Восстановление в 2016 г. заняло порядка шести месяцев.
И если эпидемия коронавируса пойдет на спад, мы вскоре снова получим сильный рубль.
В общем, коронавирус уже спровоцировал в мире в некотором смысле новый экономический кризис: границы закрываются, и все это негативно отражается на кооперации между странами и мировой экономике. Но мини-нефтяная война между Россией и Саудовской Аравией — это несколько другое. Это скорее попытка бизнеса укрепить и увеличить долю рынка. И наши экспортеры, и саудиты могут добывать дешевле, чем американцы.
Как в такой ситуации быть инвесторам?
Первое — не паникуйте. Второе — не надо срочно на все деньги закупаться долларами. Это точно опасно. В ближайшее время доллар может и не продолжить рост, а наоборот, немного подешеветь, по мере успокоения рынков.
Кроме того, проанализируйте свое состояние, определите, готовы ли вы к риску и насколько. Если в голове только что-то вроде «Какой ужас! Что же будет? Боюсь, боюсь, боюсь», то поступайте старым проверенным способом — открывайте индивидуальный инвестиционный счет (при наличии у вас официального дохода, облагаемого налогом под 13%, кроме дивидендов), кладите на него до 400 тыс. руб. в год, чтобы не превышать размер вычета, и покупайте на эти деньги гособлигации. Средняя доходность с учетом вычета будет порядка 12% годовых. В этом случае даже если доллар будет стоить 80 руб., вы останетесь в плюсе с точки зрения покупательной способности рубля. Также важно, что вы успеете закрыть счет до того, как страна израсходует Фонд национального благосостояния. Отличная консервативная стратегия, в которой не надо думать: взял, открыл, купил и можешь не париться.
Если есть желание попробовать заработать на нынешней ситуации, то существует гораздо больше вариантов поведения.
Многое зависит от того, сколько у вас денег и насколько вы опытный инвестор. Новичкам, которые хотят зарабатывать в рублях, но ничего не понимают в рынке, лучше открыть брокерский счет и купить на обвале рынка на нашей Московской бирже два рублевых биржевых фонда: один — с акциями российских крупных компаний (например, фонд FXRL), а второй — на индекс американского рынка S&P 500 (например, FXUS). Оба фонда берите в равных долях. Для подстраховки, на случай, если саудиты вдруг к апрелю нарастят добычу и снизят цену на нефть, можно сумму разбить на две части, и вторую инвестировать в эти же фонды в апреле. А затем на год забыть об этих деньгах.
Инвестиции в долларах тоже возможны. Абсолютным консерваторам я бы посоветовала взять на российском рынке долларовые облигации, например, Внешэкономбанка, которые погасятся к 2023 г. Тем, кто готов к риску, можно также приобрести в два захода (март и апрель) долларовые биржевые фонды. К примеру, выгодным приобретением может стать покупка биржевых фондов акций на индекс S&P 500 и компаний американского IT-сектора (так как они более волонтальны), например, это валютные фонды FXUS и FXIT. Это более агрессивная стратегия.
Более спокойный вариант — покупка долларового фонда на индекс S&P 500 (FXUS) и фонд на глобальные акции (FXWO), повторяем в апреле, если будет просадка. В общем, инвесторам есть, где себя проявить, даже в кризисные времена.