Меню

Нельзя превращать школы в коммерческие структуры

Василий Пушкин, генеральный директор ТД «Народный» Сколько бы мы ни учили историю России, патриотов мы не вырастим, имея такое отношение к учителям, прежде всего к оплате их труда Банальная фра

Василий Пушкин, генеральный директор ТД «Народный»
Сколько бы мы ни учили историю России, патриотов мы не вырастим, имея такое отношение к учителям, прежде всего к оплате их труда


Банальная фраза — «Советское образование было лучшим в мире». И никто не спорит с этим. Это образование давало всестороннее представление о нау­ках, воспитывало ребенка идеологически, нравственно и физически. С 8-го класса учителя ориентировали и ребенка, и его родителей на дальнейшее обучение в проф­техучилищах, в техникумах, в институтах в зависимости от способностей ученика. Что же нас не устраивало в старом законе об образовании? Видимо, все из лучших побуждений: чтобы прийти в конечном итоге к единому диплому, иметь возможность поступать в любой вуз в мире, получить больше знаний в той области, в которой будешь работать, и так далее. Хотели как лучше...
Из международного опыта видно, что ни одна страна не смогла провести модернизацию, если она тратила на это меньше 7% от валового внутреннего продукта. Такими были наши расходы, по данным мирового банка, в 70-е годы, а в 50-е— 10%. Сейчас я слышал о 3,6%. Что можно модернизировать с такими деньгами? Можно только мечтать о модернизации.
Я много читал и выслушивал мнений о новом законе об образовании. К сожалению, мало положительных откликов. Недавно на федеральном телеканале выступал министр образования РФ Андрей Фурсенко и как-то очень вяло оправдывался, что закон не так подали, что мы его не так прочитали, не так поняли. Как же этот закон нужно было написать, что такая масса людей не так его поняла? Профессор Московского физико-технического института Георгий Малинецкий считает, «что мы находимся в чрезвычайном положении, у нас произошла образовательная катастрофа». Я могу привести множество мнений известных людей России, наших директоров школ, рядовых учителей и, к сожалению, все говорят в один голос, что непонятно, куда ведут наше образование, каким его хотят видеть, а самое главное — какое общество мы хотим воспитать.
Те четыре обязательных предмета в школьной программе, перечень которых уже заучила вся страна, ничего не изменят. Сколько бы уроков физкультуры мы ни вводили, дети здоровее не станут. Спортивные секции стали практически все платными и менее доступными, питание оставляет желать лучшего, а о наркомании, алкоголизации молодежи можно говорить бесконечно. Сколько бы мы ни учили историю России, патриотов мы не вырастим, имея такое отношение к учителям, прежде всего к оплате их труда. Труд педагога должен хорошо оплачиваться.Сейчас в России зарплата учителя— это 64% от средней оплаты труда по стране. А в США это показатель составляет 129%.
Сказать, что ничего не делается, нельзя. Начали строить физкультурно-оздо-ровительные комплексы, стадионы, так как абсолютно все поняли, что в спорте мы отстали основательно. Мы пытаемся поднять престиж учительской профессии, устраивая конкурсы, проводя Год учителя. Но без достойных денег все это выглядит жалко и грустно. Между тем коррупция добралась и до школ, и до вузов. Посмотрите молодежные сайты: там четко прописано, кто, сколько и за какой экзамен берет. Правда, там же с огромным уважением пишут и о тех «преподах», которые не берут ни при каких обстоятельствах, а потому этот предмет придется учить.
Поэтому я считаю, что новый закон об образовании нужно отправить на доработку, потому что нельзя превращать школы в коммерческие структуры, нельзя закрывать сельские школы, нельзя утверждать нормативно-подушевое финансирование, по которому образовательные учреждения будут выживать. Эти нормативы должны позволять образовательным учреждениям полноценно функционировать, а это значит воспитывать наших детей в любых уголках России. С 2000 года было фактически уничтожено 18 тысяч школ. И во всем этом оставляет надежды на лучшее только то, что обсуждение закона затронуло практически все общество, значит, не все так плохо, значит, нам не все равно, что с нами будет завтра.
Колонка написана специально для «Делового квартала»