Скорость устаревания концепций коммерческих объектов растёт. В России процесс подстёгивают кризисы. Чтобы не кануть в лету, ТРЦ обязаны меняться так же стремительно, как и жизнь, считает эксперт.
На конференции «Торговый центр будущего» в Нижнем Новгороде глава российского филиала консалтинговой компании «Мунитор Группе» (Москва) Вальдемар Вайсс рассказал, как эволюционирует недвижимость и почему до сих пор вместе с homo sapiens в бизнесе присутствуют homo erectus и неандертальцы.
«Смерть» наступает раньше
Процесс устаревания концепций коммерческих объектов ускоряется. В России катализатором выступают кризисы. Времена, когда следом за строительством объекта возникала очередь из арендаторов (пчёл, которые несут мёд), прошли.
«Сейчас прежде, чем строить объект, все смотрят, насколько эффективным он будет, а главное – каким должен быть состав арендаторов, чтобы люди не скучали и могли приходить вновь и вновь», - добавляет Вальдемар Вайсс. Если раньше срок устаревания объекта составлял 10-15 лет, то теперь он сократился до 5-7 лет. «Не уследив за рынком, можно потерять его вовсе. Сейчас мы видим это сплошь и рядом», - добавляет он.
Человечеству понадобилось около 2000 лет, чтобы переселиться из пещер в города, ещё семь поколений, чтобы освоить космос. Эволюция есть во всех отраслях, в том числе и в недвижимости. Однако наряду с homo sapiens в бизнесе по-прежнему присутствуют homo erectus и неандертальцы. Это особи мы постоянно встречаем, в том числе и в недвижимости.
«Наряду с умными, продвинутыми объектами мы видим и бестолковые, которые продолжают строиться. Лучший довод – железобетонное «Мы поставим, а потом разберёмся», - отмечает эксперт.
Сегодня управление недвижимостью – это активный процесс, в котором не последнее место занимает постоянный анализ происходящего на рынке. Два кризиса: 2008 и 2014 годов - ускорили развитие недвижимости. «Сердце человека там, где его кошелёк. Спортивные, торговые объекты, гостиницы воюют за него, - поясняет Вальдемар Вайсс. - Недвижимость должна быть sexy, привлекательной для потенциальных посетителей. Тогда они будут возвращаться вновь и вновь».
Эволюция. От простоты к многофункциональности
Офисные здания становятся более функциональными. Появляются бизнес-центры со стилобатами, в которых располагается ритейл, фитнес-клубы, точки продажи цветов и так далее. Гражданам предлагают расстаться с деньгами «здесь и сейчас». Этот формат особенно востребован в городах, где есть сложности с перемещением (из-за пробок, как в Нижнем Новгороде).
Спортивная недвижимость нового поколения представлена многофункциональными стадионами, при проектировании которых уже продумана коммерческая составляющая. Яркий пример – Arena O2 в Лондоне, где проводят 385 мероприятий в год. «Утром детское мероприятие, днём взрослое, вечером – хоккей, футбол, бокс. Все мероприятия выстраиваются в одном пространстве. В течение 3-4 часов полностью переделывают зал. Цель одна – борьба за кошельки», - рассказывает Вальдемар Вайсс.
В спорткомплексе Сингапура представлены самые разные виды развлечений: спорт, театр, выставки, концертная площадка. За счёт функциональности появляется дополнительный денежный поток (cash flow), объект недвижимости становится более успешным.
Складская недвижимость теряет свою сингулярность. На складах размещаются офисы; общежития, хостелы, гостиницы для рабочих. Вокруг складов выстраивается соответствующая инфраструктура: торговые розничные и оптовые точки, склады индивидуального хранения (для граждан).
Гамбургский Gross Market – это обычный склад для хранения овощей и фруктов. Однако правила здесь жёсткие, как армейский устав. Основная составляющая – это местные производители. Комплекс создан для большой агломерации (трёх немецких земель). В границах Gross Market существует Институт питания, который тестирует местную продукцию, обучает школьников и студентов определять плохие и хорошие товары, проводит экскурсии и так далее. Объект является центром ритейла: склад имеет специально выделенные места в районах, где проводятся открытые ярмарки.
Торговая недвижимость: ТЦ становятся центрами общения. Появляются фудкорты нового типа: в одной точке вы выбираете продукты, вам их готовят, вы их едите. Популярен формат try and buy – когда можно примерить кроссовки, слазить в них на стену и уже потом решить, нужна ли покупка. В ТРЦ появляются фермерские рынки (объект в объекте), которые становятся центром притяжения. Когда есть свободные площади, можно разместить антикафе: они не приносят большой прибыли, но создают атмосферу. В Екатеринбурге очень популярны батутные парки. Входят в моду объекты типа «Пилотаж-арены» - детского центра моделирования самолётов: можно собрать его, запустить, устроить соревнования, прийти снова – поучиться и поиграть. Есть также площадки для коворкинга, города профессий типа «Кидбурга» - в общем, всё, что заставит посетителя провести с удовольствием как можно больше времени.
Фото Вальдемара Вайсса - ekbrealty.ru.