Меню

Научиться водить автомобиль по интернету нельзя. Как и стать бизнесменом, купив франшизу

Начитавшись историй успеха и горя желанием иметь свой бизнес, молодые люди берут кредит, покупают франшизу, а через какое-то время – разочарованные и с долгами — распродают оборудование.

Объявлений о продаже готового бизнеса и предложений в стиле «открой франшизу в своем городе» на просторах интернета много. Чаще всего продавец или франчайзер обещает «окупаемость за 2-6 месяцев», «минимум первоначальных вложений», «быстрый запуск», «отличную идею для стартапа». Воодушевившись такими радужными перспективами, люди покупают франшизу, не представляя, насколько их представления о «легком бизнесе» отличаются от реальности.

В Нижнем Новгороде, по данным Avito, спрос к готовому бизнесу стабильно высок. Чаще всего нижегородцы покупают предприятия в сфере услуг, торговые компании и заведения общепита.  Средняя цена готового бизнеса составляет 1,5 млн руб. Это втрое ниже, чем в Москве, где его цена превышает 4,6 млн руб.

Предприниматель Александр Сиюков, обладающий успешным опытом перезапуска убыточного бизнеса, рассказал об основных ошибках начинающих бизнесменов:

Множество объявлений о продаже готового бизнеса кричат об одном: «Стань бизнесменом, это просто. Пара-тройка сотен тысяч  рублей на покупку франшизы, еще столько же — для закупки оборудования и у тебя есть свое дело».  На самом деле человек покупает не бизнес, а папку с логотипами и мифическую поддержку франчайзера. При этом деньги, которые он вкладывает в приобретение бизнеса, чаще всего, кредитные.

Подойдя к вопросу формально, вдохновившись красивыми картинками и словами о быстрой окупаемости и легкости ведения своего дела, столкнувшийся с реальностью человек в короткие сроки разоряется. И бизнес заканчивается, по сути, так и не начавшись. Горький опыт и долги по аренде и по зарплате — вот, что остается в сухом остатке у таких предпринимателей.

Я знаю ребят, которые купили проект федеральной сети. Они открыли около десяти точек в разных районах города, и все сначала вроде бы шло хорошо. Но в какой-то момент франчайзер поднял роялти, а поставки товара стали нерегулярными. При этом поддержки со стороны владельца франшизы как таковой не было (общий сбор всех франчайзи раз в год не в счет). Итог печален — ребята дело закрыли.

Покупатели готового бизнеса, чаще всего, до этого работали наемными сотрудниками, которые не имели как опыта управления, так и опыта финансового и бизнес-планирования. Понятно, что посмотрев видеопособие о том, как управлять автомобилем, научиться водить невозможно. Нужно знать правила, а самое главное — регулярно ходить на уроки вождения. Молодые миллиардеры, об историях успеха которых так любят писать СМИ, начинали не с франшизы, а с разработки своей идеи.

Предпринимательский дух есть не у всех. Но его можно развить. И это хорошая новость.  С другой стороны — если идея заслуживает внимания, инвестора на нее найти гораздо проще, чем кажется. Уже есть примеры привлечения средств в стартап с помощью социальных сетей.

Копирование бизнеса без адаптации и собственной идеи – заранее проигрышный ход. Поэтому людям без предпринимательского опыта, которые хотят развивать собственный бизнес, я бы посоветовал придумать что-то свое, а не использовать чужие идеи.