Наш стрит-ритейл отдает вещевым рынком
Наряду с огромным количеством известных брендовых магазинов в нашем регионе активно работают и небольшие магазинчики, которыми владеют частные предприниматели. Это в основном та категория бизнесмен
Наряду с огромным количеством известных брендовых магазинов в нашем регионе активно работают и небольшие магазинчики, которыми владеют частные предприниматели. Это в основном та категория бизнесменов, которые в свое время торговали на вещевых рынках. Они устояли благодаря своим вкусовым предпочтениям и гибкости ассортимента. Но тенденции сегодняшнего дня таковы, что неорганизованная торговля постепенно исчезает из нашей жизни и появляется так называемый стрит-ритейл, который постепенно осваивают частные предприниматели. Властями для них созданы льготные условия — упрощенные правила налогообложения и кассовой дисциплины. Надо же поддерживать малое и среднее предпринимательство.
И все бы ничего, пусть себе работают на здоровье! Но как они это делают? Начнем с персонала, который очень важен в таких магазинах. И что мы видим? Как правило, это дама средних лет, некогда торговавшая на рынке. Извините, но у нее и вид, и манеры поведения соответствующие. И владельцы думают об этом, как в старом классическом фильме «Два товарища» про коня с 1917 года, с которым жалко расстаться. А ведь в этих магазинах зачастую продают дорогие товары, рассчитанные на vip-клиентов. Мало того, хозяева не задумываются об элементарном обучении своих продавцов, не говоря уже о внедрении корпоративной культуры. И в итоге от этих продавщиц, по-другому их трудно назвать, можно услышать все что угодно. Например: «Вы это не берите, оно вам не пойдет». Или: «Да это вам не налезет, если уж мне не налезает». Да какое твое собачье дело?
Поэтому проблема персонала остро стоит перед маленькими магазинчиками. Либо продавцы слишком навязчивые, либо абсолютно неадекватные. Особенно это заметно, когда приходишь покупать какие-нибудь дорогие вещи. Ты ждешь к себе соответствующего отношения, а взамен получаешь не пойми что.
Чем от этих предпринимателей отличаются те, кто работает по франшизе? У них есть корпоративная культура и определенные правила поведения. В этих магазинах часто предлагают скидочные и подарочные карты. А труженики ЧП этого делать не хотят.
Более того, в магазинах ЧП продавец, как правило, не только продает, но и совершает клининг. И это может происходить в самый прайм-тайм. И они не задумываются о покупателях — у них время мыть полы. Но это же неправильно и неэстетично.
Еще одна проблема, которая существует в таких магазинах, — это ассортиментная линейка товара: она никогда не бывает полной. Если в брендовом магазине ты сможешь найти любой размер, то в частных — как максимум три-четыре. И если ты не успел застать свой размер, — извините.
В подобных магазинах также зачастую отсутствует понятие о мерчендайзинге. Они знают только понятия торговли на вещевых рынках, то есть надо вывесить какую-нибудь старую вещь на видное место — вдруг возьмут. Это может сработать на рынке, но не в магазине.
Но почему-то не все владельцы частных магазинов понимают, что клиент является еще и их рекламой, а пиар обиженного покупателя быстро распространяется по друзьям и знакомым. Поэтому сложно рассчитывать на то, что «чепешники» в помещениях стрит-ритейла с непродуктовыми группами товаров долго продержатся. Да, они будут существовать, но при таком подходе к бизнесу он будет на грани рентабельности. Хорошо, что пока еще арендные ставки достаточно низкие — рынок коммерческой недвижимости еще не до конца оправился после кризиса. Но это временно.
Как заставить владельцев частных магазинов зашевелиться? Нужно четко усвоить правила: гибкая ассортиментная и ценовая политика, квалифицированный персонал, активные реклама и пиар. Чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции, такие магазины должны по качеству обслуживания, как минимум, не уступать брендовым бутикам. То есть в первую очередь необходимо поменять в голове отношение к покупателю. И не надо их всех считать людьми своего уровня.
Татьяна Романчева, директор Нижегородского Центра научной экспертизы