Нам нужен закон о лоббизме!
Дмитрий Барыкин генеральный директор ОАО «Красный якорь» Нефть не бесконечна, а потому не стоит забывать о российской промышленности, которая, как ни прискорбно, находится на пещерном уровне по ср
Дмитрий Барыкин генеральный директор ОАО «Красный якорь»
Нефть не бесконечна, а потому не стоит забывать о российской промышленности, которая, как ни прискорбно, находится на пещерном уровне по сравнению с промышленностью США и Европы. Все, что есть у нее, — это результат послевоенного восстановления и последующей индустриализации. Промышленность хочет модернизации и развития, а принимаемые законы не отражают ее интересов.
Я слышу кругом разговоры о промышленной политике, которая вот-вот рванет нашу экономику вверх, на космические высоты. И никто не обращает внимания, что вся наша промышленная политика— это просто набор тезисов, которые никак не подтверждаются законами, а, значит, не работают. Интересы промышленности должны учитываться даже при принятии законов, которые, на первый взгляд, будто бы далеки от нее.
Посмотрите на высокие ввозные таможенные пошлины на оборудование. Я понимаю, что власти хотят защитить отечественных производителей этих станков и машин. Но ведь есть такое оборудование, которое является уникальным— у нас его никогда не производили и, может быть, производить не будут. Как в таких условиях можно модернизировать свое предприятие, то есть идти к повышению качества своей продукции? В итоге модернизация дается немалой кровью. Я уж не говорю об инновационной деятельности, нанотехнологиях, когда нам надо сражаться даже за обычную металлообработку. Почему Россия не может перенять законодательный опыт Европы, где промышленники вкладывают в образование своих будущих работников, решая одновременно кадровую проблему и получая за это льготы и налоговые послабления? Почему региональный закон о компенсации половины кредитной ставки при покупке нового оборудования невыгоден промышленникам?
Происходят удивительные вещи. Все говорят о том, в чем нуждается отечественная промышленность, проводятся круглые столы, произносятся речи, но в итоге законы такие, что минимум — ничего не меняется, а максимум— как бы не стало хуже. Все замечательное, чему промышленники так восторгаются в процессе подготовки законов, выхолащивается. Именно поэтому я убежден, что промышленное лобби нам необходимо. А пока мы только удивляемся эффективности лоббистов таможни или энергетиков, которые могут добиться нужного результата для своих ведомств.
Мне жаль, что в России нет законного института лоббизма, как, например, в США. Крупные российские компании находят выход в привлечении специального человека, который ответственен именно за общение с органами власти. Как правило, он сам бывший чиновник и обладает обширными связями, чтобы помочь своей компании в достижении поставленных задач. Но лоббизм на федеральном уровне— это очень дорогое удовольствие для малого, среднего бизнеса и не самой богатой российской промышленности. Поэтому российский промышленный лоббизм должен вырасти из регионов. В Нижегородской области есть Ассоциация промышленников и предпринимателей, где руководство предоставляет нам все инструменты для того, чтобы промышленники могли озвучить свои позиции. Но без формирования собственного лобби в представительных органах власти это все просто разговоры.
Наиболее эффективной мне видится система проведения открытых тендеров, когда участники понимают, что происходит, все прозрачно и честно. Замечательно, если бы государство отдавало заказы на условиях паритета качества российским производителям, а не иностранцам.
Сейчас наш завод загружен заказами, но я вспоминаю битву за поставку цепей на Выборгский судостроительный завод, который делал две морские нефтегазовые платформы по заказу Газфлота, «дочки» Газпрома. Это был заказ-мечта! Восемь канатов на каждую платформу, в каждом канате 2 тысячи метров цепи, 8 месяцев работы в полном цикле и 20 млн евро! Мы сражались за эти цепи, конкурируя с мировыми производителями. В борьбе за получение заказа нам помогал даже губернатор Шанцев. В итоге 20 млн евро уплыли китайцам, которые выиграли тендер. Мы долго не могли получить информацию, по каким параметрам уступили победителям, не было и речи о прозрачности процесса. А что такое 20 млн евро, если бы они остались в России, в нашем регионе? Это налоги в бюджет Нижегородской области, перечисления металлургам, плата российским транспортникам— цепочка бесконечна. И закон о гостендерах тоже надо лоббировать. Ведь российским промышленникам нужны заказы российских сырьевых монополистов.