Меню

«Надоело тратить ресурсы на рост доходов собственника». Как превратить хобби в бизнес?

Наталья Маянская. Иллюстрация: из личного архива

«Люди приезжают к нам со всех концов света. Для меня реально важно, что помимо получения прибыли мой бизнес дарит радость». Бизнес-история Натальи Маянской и «Керамиссы».

В 2017 г. Наталья Маянская открыла в Нижнем Новгороде магазин керамики и подарков «Керамисса», который быстро обрел популярность. За плечами основательницы богатый бизнес-опыт. Свое первое дело она запустила еще будучи студенткой, а также успела поработать в торговле ювелирными украшениями, медицине и даже СМИ. Наталья Маянская рассказала NN.DK.RU об опасном бизнесе 90-х, метаниях между своим делом и наймом, открытии «Керамиссы» и планах по ее развитию.

«Думала, закатают в цемент»

— Первый свой бизнес по производству салатов мы с одногруппницей открыли в 90-е. Эта ниша была не занята, а мы с подругой понимали, что работать ни на кого не хотим. На месте торгового центра «Этажи» тогда находилась столовая, где и готовились наши салаты. Поставляли продукцию в универсам «Советский», «Нижегородский», магазин «Европа». Потом я осталась в бизнесе одна и добавила новый продукт — корпоративные обеды.

Но 90-е — это страшные времена: даже в самых дорогих ресторанах и сегодня бывают отравления, а тогда общепит и вовсе был неуправляемым. Я поставляла свои обеды в казино «Мечта» — первое казино города, расположенное напротив ТЮЗа. Там крутились бешеные деньги, ставки в ВИП-зале начинались от 100 тыс., там даже были живые питоны. И моими салатами тогда отравились две смены сотрудников казино — 42 человека. Сложно даже подсчитать, какие убытки были у собственника казино. Тогда я реально три дня не спала, думала, сейчас придут и закатают в цемент. Не знаю, как меня оставили и в живых и без выплаты убытков, наверное, пожалели из-за возраста и маленького ребенка.

Вскоре на рынок вышел «Бобров и Ко» (производитель салатов, компания депутата городской думы VI созыва Алексея Боброва — ред.), я с облегчением вздохнула и закрыла свое производство. Если бы не конкуренты, я, может, и продолжила дело. Но с тех пор решила, что больше никогда не свяжусь со сферой общепита.

«Интересно запустить что-то новое, но становится скучно»

Потом Вячеслав Шабалин пригласил меня на работу в «Волжский ювелир». Он пришел на психологический факультет, где я тогда училась, и просто попросил выдать ему самого дельного студента. Работа с ним — это моя школа. Я до сих пор никогда не видела такого подхода к предпринимательству как у него.

В разное время у меня был магазин детской одежды, магазин чая и кофе, дома обсуждали с мужем открытие диагностической лаборатории «Гемохелп», где он был соучредителем, работала в журнале «Я покупаю»… Словом, часто металась между своим бизнесом и работой в качестве наемного сотрудника. Когда появлялась хорошая рабочая идея для своего проекта — делала свое, когда звали в найм на интересные задачи и в хорошую команду — соглашалась, потому что это тоже отличный опыт! По сути, я стартапер: мне интересно открыть, запустить что-то новое. А через полтора года становится скучно.

Идея «Керамиссы»

Последнее место моей работы — сеть медицинских клиник и лабораторий «Ника Спринг».

Мне исполнилось 40 лет. Сижу в собственном кабинете, на меня работает много подчиненных, мы открываем трехэтажную клинику на ул. Ошарской — вроде бы все прекрасно. И тут я задаю себе вопрос: «Что я приношу этому миру, в чем мой личный вклад?». С грустью поняла, что каждый день с 9 до 18 трачу все свои ресурсы, накопленный опыт, личные силы на рост доходов собственника бизнеса. Филиалы приносят пользу людям, но их могут открыть и без меня. Сказала себе, что хочу нести радость обществу собственным делом, и решила снова изменить свою жизнь.

На тренингах по личностному росту поняла, что надо заниматься тем, что любишь. Села дома и посмотрела на свою жизнь, а у меня повсюду керамика. Думаю: «Окей, керамика — это красиво, но нерентабельно, хендмейд — вообще ни о чем», — и вдруг муж дарит мне уникальную посуду. В каждом городе России и Европы, в Марокко, Тунисе, и еще в сотне мест лепят керамику, но есть старинная немецкая фабрика, которая после войны вошла в территорию Польши, с особым видом работ. Рядом с предприятием расположено древнее месторождение очень прочной белой глины, лепят и расписывают посуду вручную.

Каждый предмет выдерживает температуру в 250 градусов, то есть в любом буквально предмете можно спокойно запекать любое блюдо. Форм для запекания у нас около 30 видов. Хит продаж. Любая керамика со временем трескается, смывается, скалывается, а немцы придумали покрытие с закаленным двойным стеклом. Еще важный плюс: это единственная керамика ручной работы в мире, которая имеет гарантию на использование в посудомоечной машине. Все предметы комплекта продаются раздельно, всего 900 наименований: от пробки к бутылке для вина до раковины в ванную. У меня все сошлось: посуда практичная, красивая, да еще и эксклюзив. Искусство сочетается с качеством.

Открытие как по волшебству

Сразу пришли нужные люди, инвестором стала моя подруга: я просто поделилась идеей, и она сказала: «Делаем». Я подготовила бизнес-план, сразу знала, что необходимо будет дополнить ассортимент еще и изделиями из дерева, а также сувенирной продукцией. Заказ на фабрике нужно было делать за полгода, я тогда сидела с валерьянкой и коньяком, потому что деньги нужно вложить уже сейчас, а будет ли все это продаваться — неизвестно. Да и как выбрать, когда там 180 тыс. вариантов?! На 1,5 млн руб. нужно было купить то, чего я в глаза не видела.

Помещение нашли как по волшебству. В этом здании на Пискунова, 30В раньше был магазин здорового питания. Я понимала, что мне нужен этот домик, и всё тут. В центре города он такой один: отдельно стоящий, с парковкой, площадью около 30 кв. м, а мне больше и не надо. Я нашла собственника, сказала, что я заинтересована в этом помещении и попросила записать мой номер. В ответ услышала: «Да зачем мне это? У меня люди уже год работают».

По бизнес-плану в августе 2017 г. у магазина уже должно быть помещение, и 7 августа мне звонит собственник и говорит: «Домик ваш. Не знаю, как вы это сделали». Так мы арендовали нужное нам пространство, сделали ремонт и открылись. В целом инвестиции в магазинчик составили 2 млн руб.

Работа с художниками

Если основной товар приходит из Польши, то оставшиеся 30% от общего ассортимента — это хендмейд-работы российских художников. Я была фанатом керамики много лет, ездила по выставкам, знакомилась с мастерами России, поэтому я легко сформировала пул художников, которых хочу представлять. Одну стену «Керамиссы» занимают полки с авторскими вещами, представлено около 40 мастеров нашей страны: от Москвы до Перми. Тут стоят черные бокалы для шампанского из Питера, а рядом фарфоровая ваза в форме головы лошади от члена Союза художников из Москвы.

Личное общение с творческими личностями — это трудоемкая работа. Магазину два года, а мне до сих пор трудно: иногда они не соблюдают сроки поставок, рисуют не той бирюзой или присылают не те предметы, что обговаривали. Например, я получила самолетик, и вдруг он стал хитом продаж. Но художник — творец — не хочет больше делать самолетики, надоели они ему, и всё тут. Но этот особый творческий мир того стоит.

О покупателях

У меня много фантастических историй про то, как люди приезжают в «Керамиссу» со всех концов света. Недавно пришли три новых предмета: фигурка ангела, уточки и заварник, и их сразу же забрали во Владивосток. Люди приезжают в Нижний Новгород раз в полгода и сразу идут к нам.

Влюбленная пара итальянцев приехала сюда на отдых и за неделю побывала в «Керамиссе» три раза, говорят: «Это наш любимый магазин».

Многие предпочитают фарфор и белую минималистичную посуду. Заходит как-то женщина и говорит: «Я люблю фарфор, а это все слишком цветасто». Я предложила ей взять нашу форму для запекания. Через несколько дней она меня благодарила. Не знаю, как это объяснить, но керамика делает приготовленную еду вкуснее.

Для меня реально важно, что помимо получения прибыли мой бизнес дарит радость людям. Как недавно сказала одна женщина, мы «обуючиваем».

«Чемпионат мира не принес ничего»

В 2018 г. я добавила сувенирную продукцию к Чемпионату мира по футболу, но это закончилось полным крахом. Хорошо, что я ничего не закупала, а только брала на реализацию. Оказалось, что болельщикам не надо ничего, кроме шапок-ушанок и пива.

Туристический поток в город сейчас растет. Хотелось бы, чтобы у нас появился коммерческий путеводитель по городу, в который могли бы попасть предприниматели, такие как я. Это бы привлекло новую аудиторию в «Керамиссу».

Я пробовала флайеры, но это уже давно не работающий метод. И с местными экскурсоводами наладить сотрудничество не получилось. Хотя во всем мире это работает: экскурсовод приводит к тебе людей, а ты платишь ему процент от покупки. Но «Керамисса», увы, находится не на туристическом маршруте.

Еще я очень хочу, чтобы у Нижнего Новгорода появились красивые не китайские авторские сувениры. У нас уже есть красивые кофейные наборы и многое другое. Сейчас хочу развивать и это направление.

Что дальше?

Меня часто спрашивают по поводу франшизы, и сейчас я решила развивать это направление. Мы делаем два формата: «сити» (для миллионников) и «таун» (для небольших городов). Паушальный взнос составит 400 и 300 тыс. руб. соответственно.

Здесь, в Нижнем Новгороде, многие меня знают и приходят в «Керамиссу» лично ко мне. То есть продажи построены на моем личном бренде. Покупателей франшизы буду учить делать то же самое: становиться душой «Керамиссы».

Кроме того, в планах открыть интернет-магазин, чтобы потенциальным покупателям было проще выбрать подходящую посуду.