«Раскаиваюсь, что после частного садика не водила ребенка на подготовительные занятия в школу. Однажды он встал на уроке, повернулся спиной к учителю и стал общаться с товарищами. Все были в шоке!».
Многие родители критически относятся к российскому школьному образованию, особенно — государственному. Но далеко не все. Супруга владельца мебельного салона «Калипсо» (Нижний Новгород), мать двоих детей Светлана Пустовая рассказала DK.RU о том, почему довольна таким образованием и своим активным участием в том, как воспитываются и учатся ее дети.
— В нашей семье два ребенка школьного возраста. Средний сын учится в третьем классе, старший — в одиннадцатом. Старший сын выбрал военное направление, он учится в кадетском корпусе. Младшего мы отдали в гимназию №1, и выбор этот был не случаен.
Во-первых, мы старались с мужем выбирать для него учебное учреждение с максимально адекватными и заинтересованными в своей работе педагогами. Ведь в первых классах учителя прививают любовь к учебе и дают базу, на которой строится все остальное образование. И если на этом этапе ребенка отпугнуть, отбить у него желание учиться, потом будет очень сложно убедить его снова взяться за гранит науки.
Но усилий одних педагогов недостаточно. Родители тоже должны мотивировать своих детей учиться, потому что являются для них авторитетом. На мой взгляд, родитель — вообще главный человек в жизни ребенка. И дети многое повторяют за нами. Если папа будет грубо выражаться — ребенок начнет делать то же самое. Если папа ходит на спорт — он привьет ребенку интерес к спорту. Лежать на диване и говорить: «Иди, делай уроки, а я почитаю газету» — это неэффективно.
Правда, иногда приходится пускаться и на стандартные родительские уловки. Спрашивать: «Сынок, тебе нравится путешествовать? Нравится! Но ты же понимаешь, что если ты хочешь путешествовать, то тебе нужны на это деньги? А чтобы заработать деньги, нужно сначала хорошо учиться. Не хочешь? Ну, если не хочешь, тогда мы сегодня в школу не идем, а ты идешь помогать нашему дворнику. Он, наверняка, не откажется от помощника…». И это работает.
Во-вторых, немаловажную роль играла шаговая доступность школы от центра, чтобы нам — родителям — было удобно забирать ребенка после учебы, так как работаем рядом. При этом мы с мужем принципиально не стали отдавать сына в зарубежную или частную школу. На мой взгляд, базовое образование ребенок должен получать там, где живет. Мы с супругом и свою жизнь, и жизнь наших детей связываем с Россией. Если российского образования окажется недостаточно для карьеры, то можно будет получить дополнительное образование за рубежом — магистратура, аспирантура и т. п.
В-третьих, посетив несколько нижегородских частных школ, я поняла, что это не то образование, которое я хочу дать своему ребенку. Меня смутил их излишний пафос, внушение родителям и детям, что они «особенные» и «не такие, как все». Я не хочу, чтобы мой ребенок чувствовал себя избранным с младых ногтей и смотрел на других людей свысока. Это неподходящие ценности для юного сердца. Я хочу, чтобы он сам выбрал свой путь. Мог жить без этого высокомерия, не ограничивая себя в каких-то стремлениях из-за комплекса «я слишком крут для этого».
«Ребенку нужна помощь с домашним заданием. Это нормально»
Со школой мы не прогадали. Но изначально я не совсем осознавала, чем обернется для нашей семьи словосочетание «гимназия с языковым уклоном». Сын сейчас учит немецкий язык, который мы с мужем не знаем. И чтобы поддержать ребенка в освоении этого языка, мне приходится учить немецкий параллельно с сыном. Ведь мама должна понимать, что делает ребенок, помогать даже в мелочах. Например, мы вместе с сыном учим слова, отчитываем тексты. Может, конечно, и есть такие третьеклассники, которые могут осознанно что-то зубрить, но, наверное, их немного. Большинство мам, чей ребенок учит иностранный язык, садятся, берут словарик и бесконечно повторяют слова вместе с детьми… В итоге обучаются языку сами.
С другими уроками мы тоже помогаем сыну. Подчеркну, что это обычно не попытка что-то сделать за него. Чаще всего я просто даю ему советы, занимаясь параллельно домашними делами. Ведь детям не всегда важна и нужна буквальная помощь. Их вдохновляет даже то, что родители рядом.
К репетиторству я тоже отношусь положительно. Когда в классе 30 человек, просто невозможно объяснить всем тему одинаково детально. Да и дети все разные: кто-то может сесть и не крутиться 40 минут, а кто-то нет. К счастью, для родителей младшеклассников услуги репетиторов в Нижнем Новгороде недороги. Мы платим около 500 руб. за час. А вот когда дети готовятся к ЕГЭ, суммы за занятия с репетиторами возрастают и составляют более 1 тыс. руб.
«Учителя и родители: учимся воспринимать проблемы детей спокойно»
Хорошо, что у нас в школе выстроена понятная и адекватная система взаимодействия родителей с учителями. В начале учебного года проходит собрание, а если у нас есть какие-то вопросы, то можно в частном порядке подойти к учителю и спросить, что происходит: почему оценки вниз покатились, отчего страдает поведение и т. п.
Вполне возможно, что маленький человек просто потерялся: не понимает какую-то тему в классе, а сказать старшим об этом стесняется. Я как родитель столкнулась уже с десятками таких ситуаций — это бесконечный процесс и абсолютно нормальный.
Также для получения информации о жизни класса у нас есть чат класса и чат группы по немецкому языку. Но мы там общаемся строго по делу. Родители и педагоги у нас понимают ценность чужого времени.
А вот со старшим ребенком ситуация другая. Чат периодически невозможно читать из-за родительских споров. Например, недавно там решили обсудить выпускной. Начали с первого сентября. Обсуждали расходы на него, для некоторых кошельков просто неподъемные. Это ожидаемо закончилось долгой дискуссией. Вообще в школах, где достаток родителей сильно разнится, сложнее урегулировать такие вопросы быстро.
Что касается проблемных ситуаций в школе, то они иногда возникают. И я всегда сердцем на стороне своего ребенка. Да и кто его защитит, если не самый главный человек в жизни? Но все-таки разбираться считаю нужным. И если он не прав, то помогаю ему признать свои ошибки. Мне кажется, это нормально, что дети, в силу возраста, не всегда умеют правильно реагировать на конфликтную ситуацию и конструктивно воспринимать критику.
А еще ему сложно было привыкнуть к новой модели поведения. Например, наш сын учился в частном садике по методике Монтессори, где можно было встать посреди урока, пойти по своим делам, а потом вновь вернуться к занятиям. Позже мы с мужем поняли, что совершили ошибку, когда не стали водить ребенка на подготовительные занятия в школу. Ребенок не умел в первом классе сидеть спокойно за партой и постоянно отвлекался.
А однажды встал во время урока, повернулся спиной к учителю и решил пообщаться с товарищами. Учитель была в шоке! Нам потребовалось время, чтобы объяснить сыну, почему так делать нельзя. И я навсегда запомнила его полные искреннего удивления глаза. Но это не первый и не последний опыт, которому ему нужно научиться.
Каждый день наш сын становится старше, умнее, и я уверена, что он вырастет в хорошего, вежливого и образованного молодого человека.