«Я разговаривала на эти темы с ними так, словно передо мной взрослые люди, а не дети. Это очень важный элемент доверия между родителем и ребенком — умение обсуждать что-то, словно вы равные».
Далеко не всем родителям удается вовремя научить ребенка бережно обращаться с деньгами и рационально их тратить. Мать троих детей, директор благотворительного фонда НОНЦ Елена Крупнова в колонке для NN.DK.RU рассказывает, как воспитывает в своих детях ответственное отношение к деньгам.
«Любая купленная ребенку вещь должна быть для него желанной»
— На самом деле я против того, чтобы дети были избалованными, то есть задаренными вещами, пресыщенными. Когда ребенка заваливаешь игрушками, он перестает понимать их ценность. Ребенок должен дожидаться подарка, мечтать о нем. Тогда радости от него будет намного больше.
И сына, которому сейчас уже 27 лет, и своих дочерей − 13-летнюю Марию и 8-летнюю Лилию − я учу, что любая вещь должна быть нужной и желанной. Узнавать, что хотели бы получить мои дети в подарок, я начинаю уже где-то за полгода до праздника, обращая внимание на то, чем они интересуются, о чем думают и к чему присматриваются.
С другой стороны, став мамой, я поняла, что ребенка больше всего радуют игрушки, а не одежда. И сколько бы игрушек у них ни было, они всегда рады новой. Например, Маша у меня очень любит куклы. Сначала мы с мужем ей покупали обычные, потом постепенно ее заинтересовали коллекционные. К счастью, дочка их очень бережет и гордится своей коллекцией.
Были такие времена, когда я не могла позволить себе баловать детей частыми подарками. Мой сын Роман родился в 1992 г., когда было особо нечего покупать и возможности у меня были другие. Случалось, мне приходилось это ему объяснять. Надо отдать должное сыну: он всегда относился к моим словам с пониманием. И говорил: «Ладно, мам, можно я зайду в магазин, просто посмотрю?». А потом не закатывал истерик, не донимал никого. Просто заходил в «Детский мир» и смотрел на игрушки…
Мне повезло, потому что с моими детьми не сложно договариваться. И если я вижу, что они просят лишнее, мне удается до них донести, что деньги не валяются на дороге, это труд, и его стоит уважать. Но принципиально я разговаривала всегда на эти темы с ними так, словно передо мной взрослые люди, а не дети. На мой взгляд, это очень важный элемент доверия между родителем и ребенком − умение обсуждать что-то, словно вы равные. Главный метод воспитания в нашей семье − это честность.
«Дорогие бренды не те ценности, которые надо прививать детям»
Не могу точно сказать, сколько процентов от семейного бюджета тратится сейчас на детей. Но хочу отметить, что в плане затрат в современном мире нет разницы, ребенка какого пола ты растишь. Родители всегда вкладывают деньги в одно и то же: одежду, питание, обучение, лечение и развитие ребенка. И стоит все это примерно одинаково как для мальчиков, так и для девочек.
Можно, конечно, найти всегда варианты вещи или услуги, которые будут дешевле либо дороже. Но зацикленность на дорогих брендах − это не про меня. Я не хочу одевать детей в бутиках типа Dior или Gucci.
Во-первых, это нерационально: дети слишком быстро растут и одежду менять приходится довольно часто. Во-вторых, я не хочу им прививать значимость брендов. Мне кажется, у людей должны быть другие ценности. Чистоплотность, опрятность, чувство стиля и уместность образа − все это куда больше красит человека. И своих детей я приучаю к этому.
«Больше всего я трачу на развитие детей»
Как родитель, я большое внимание уделяю тому, чтобы ребенок разносторонне развивался, мог попробовать себя в разных сферах. Сколько бы на это ни уходило денег. К примеру, Лилия сейчас ходит на карате, рисует и учит английский. Также она недавно пробовала заниматься музыкой, но не пошло. Причем кружки все платные, самый дешевый − карате − стоит 1500 руб. в месяц. Мне лично нравится высказывание Конфуция: «Хочешь накормить человека один раз − дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь − научи рыбачить». И мы с мужем стараемся своих детей научить этому, давая им знания о мире, науке, бизнесе, чтобы потом они сами могли себя обеспечивать.
«Карманные расходы? Да! Но только оправданные»
Денег на карманные расходы мои девочки пока практически не просят. Наверное, слишком маленькие. Но иногда я даю им небольшие суммы с собой, когда они идут на экскурсию, в театр, гуляют с подругами. Сын тоже начал просить деньги на карманные расходы лишь с 14-15 лет.
В целом, если ребенок мне честно рассказывает, зачем ему нужна какая-то сумма в кармане, то я ее выдаю. Я не строгая мама и всегда готова вложиться во что-то хорошее.
Кроме того, у меня есть свое представление о том, какую сумму считать карманной. И оно изменяется в зависимости от возраста и нужд ребенка.
Маленькому ребенку, если он идет в планетарий, я бы не доверила более 500 руб. Сыну-подростку на кино можно уже тысячу выдать.
Также сумма варьируется в зависимости от ситуации. Например, недавно мы отправили дочь в английский лагерь под Лондоном. И, естественно, позаботились, чтобы ей хватало там на экскурсии, сувениры и т. п.
«Ребенок сам решит, когда стать самостоятельным»
Я не могу назвать возраст, с которого ребенок обязательно должен стать самостоятельным. Ведь жизнь такая штука, что никакие формулы и принципы в ней не работают всегда на 100 %.
Конечно, родителям обычно хочется, чтобы ребенок стал самостоятельным как можно раньше. Для этого мы и даем детям образование. Пока только один мой ребенок самостоятелен − Роман. И зарабатывать он начал с 22 лет. А когда учился в университете, был полностью на домашнем обеспечении, получал средства на карманные расходы, как многие студенты. Сейчас никакая поддержка ему не нужна. Производство работает, жилищный вопрос решен, а главное, он женился и является кормильцем своей семьи.
Источник фото: личный архив спикера