Меню

Модернизация невозможна без оппозиции правящей власти

Минтимер Шаймиев государственный советник Республики Татарстан Путь к новой демократической Российской Федерации будет долгим и сложным. Думаю, что более сложной федерации, чем Россия, в мире нет

Минтимер Шаймиев государственный советник Республики Татарстан
Путь к новой демократической Российской Федерации будет долгим и сложным. Думаю, что более сложной федерации, чем Россия, в мире нет. Ведь нам приходится решать и учитывать очень чувствительный воп­рос — национальный. Россия — многонациональная страна, но у некоторых властных структур постоянно возникают желания создать унитарную Россию. Все же, если мы хотим продолжать идти по демократическому пути развития, без развития федеративного устройства это нереально.
Унитарная Россия по сути своей не сможет обеспечить гарантированное соблюдение прав и учет особенностей народов разных национальностей и конфессиональной принадлежности, населяющих Российскую Федерацию. Должен идти нарастающий процесс разграничения полномочий в пользу субъектов Федерации.
Если мы выбрали демократический путь развития, значит, нужна и прогрессирующая конструктивная оппозиция правящей власти. Вспомните, как создавали партию «Единая Россия». Тогда я был одним из учредителей политического движения «Вся Россия». Было еще движение «Оте­чество», его возглавлял Юрий Лужков. Потом мы все объединились под руководством Евгения Примакова. А в противовес нам появилось движение «Единство» во главе с Сергеем Шойгу. Началась жесткая политическая борьба, дискредитация нашего объединенного движения «Отечество — Вся Россия». Вы помните передачу об операции на суставы Евгения Примакова и ряд других «киллерских» передач Сергея Доренко. Или криминального «авторитета» Шашурина, который говорил с народом по телевидению как поборник правды. Вот до чего доходило.
Все было направлено на то, чтобы ослабить наше движение, которое пользовалось реальной поддержкой населения. В результате долгих дискуссий появилась партия «Единая Россия» на базе трех политических движений. Она стала партией большинства и находится в постоянном идеологическом поиске.
На первом съезде партии я в своем выступлении внес предложение о том, чтобы «Единая Россия» приняла правоцентристскую платформу. Но эту позицию остальные сопредседатели партии не поддержали. Правда, с публичной критикой тоже никто не выступил, может, тогда и оппоненты не были готовы. Потому что для этого нужно было иметь свою позицию. В результате правоцентристское направление было проигнорировано, и выбрали центристское. В последние годы усилились идеи консерватизма. На мой взгляд, это выбор в пользу пути наименьшего сопротивления.
Безусловно, для продвижения политических и экономических реформ на данном этапе развития требуется мощная партийная, политическая поддержка власти. Отвечаем ли мы, единороссы, этим требованиям и велению времени? Думаю, что мы не усиливаемся, чтобы обрести свое политическое лицо. Мы как партия, набирающая на выборах большинство в парламенте, не стали правящей партией. Мы должны были как партия-победитель формировать свое правительство, как это делается во всем мире. Должны были таким образом взять всю ответственность за страну на себя. А сейчас мы как бы и в ответе, а как бы и нет. Если партия победила, она должна отвечать за все. При этом у нас в обществе пока не созрели условия для партийной конкурентной борьбы. В результате затягивается становление реальной многопартийности. Почему президент страны Дмитрий Медведев ведет активный диалог с партиями, включая и оппозиционные партии? Он заинтересован в их развитии не потому, что мы хотим кому-то нравиться, а потому, что политическая модернизация не может быть реализована без плюрализма. Поэтому оппозиционным партиям, даже если они и не прошли процентный порог на выборах, нужно давать возможность выступать на заседаниях парламентов и региональных площадках.
Колонка написана специально для «Делового квартала»