Директор благотворительного фонда «Дети без мам» Мария Хайруллина убеждена, что помощь должна быть профессиональной, поэтому работу в своем фонде она строит по законам бизнеса.
Ее команда просчитывает эффективность каждого реализуемого проекта, находит деньги на его воплощение, распределяет бюджет и разрабатывает методики продвижения.
Благотворительный фонд «Дети без мам» решает очень важную социальную проблему, до которой у государства пока не доходят руки. Сотрудники организации проводят сбор средств на оплату работы нянь в больницах Нижнего Новгорода и области для детей, оставленных сразу после рождения, и для детей из сиротских учреждений.
«Дело в том, что за то время, которое ребенок проводит в одиночестве в больничной палате, он деградирует эмоционально, физически и интеллектуально. К сожалению, чем больше он там находится, тем меньше у него шансов найти приемную семью», — объясняет выбор такого непопулярного направления благотворительности г-жа Хайруллина.
За полтора года работы фонда более 130 детей не остались в одиночестве в больничных палатах, а 30 из них уже нашли своих новых родителей.
Ухаживать за брошенными детьми Мария начала шесть лет назад в качестве волонтера. Тогда 17 тилетняя девочка просто решила помочь детям, которым неоткуда было ждать поддержки. Она и еще несколько волонтеров поочередно сидели с ребятами, читали им книги, играли и занимались с ними. И у нее даже в мыслях не было, что уже в 21 год она возглавит благотворительную организацию, которая подарит надежду на будущее сотне брошенных детей.
Работать с бизнесом вслепую
Общий бюджет фонда «Дети без мам» в 2013 г. составил 3,5 млн руб. Эти средства фонд получил от крупных компаний, частных благотворителей, а также в качестве различных грантов. По подсчетам Марии Хайруллиной, 40% пожертвований делает бизнес, 60% — физические лица.
Сама работа по привлечению средств в благотворительных организациях XXI века давно не ассоциируется с попрошайничеством, потому что сотрудники фонда знают, что делают это не для себя. Более того, сейчас существует множество пособий по грамотному привлечению средств в благотворительные проекты, а сотрудники, которые занимаются этим, называются фандрайзерами.
Несмотря на профессиональное название, по признанию г жи Хайруллиной, благотворительные организации, как и много лет назад, сотрудничают с бизнесом вслепую.
«Когда обращаешься за помощью к предпринимателю, никогда не знаешь, поддержит он твой проект или нет. Часто руководители, о которых мы слышим негативные отзывы, оказываются самыми щедрыми и душевными людьми. Бывает и такое, что директора крупных компаний переводят крупные пожертвования лично от себя», — рассказывает героиня.
Самое удивительное и приятное, когда средства появляются на счету фонда совершенно внезапно, не под организованную акцию или проект. Из последних примеров: директор одного из нижегородских ресторанов пожертвовал «Детям без мам» средства от продажи торта, проданного гостям во время празднования своего дня рождения. Кроме того, его заведение с каждой купленной чашки кофе перечисляет на помощь сиротам в больницах 10%.
«Очень приятно, когда организация помогает нам, привлекая не только свои возможности, но и ресурсы партнеров, заражая духом благотворительности все больше нижегородцев», — рассказывает Мария Хайруллина о работе с бизнесом.
«Обычно желание заняться благотворительностью у крупных корпораций вызвано потребностью решить социальную проблему, сопряженную с их деятельностью. Например, нефтеперерабатывающие заводы часто жертвует деньги на экологические проекты», — рассказывает организатор «Детей без мам».
Финансовой заинтересованности со стороны благотворителей Мария не видит, потому что на сегодняшний день в России не предоставляется никаких льгот юридическим лицам, занимающимся благотворительностью. Однако сама героиня совершенно не против, если государство начнет помогать компаниям, жертвующим на благотворительность.
Также она не верит в то, что в деле помощи другим компаниями движет исключительно пиар: «Даже если и так, то лучше зарабатывать себе известность таким образом, а не обливая грязью конкурентов».
Вотум недоверия
По словам Марии Хайрулиной, в Нижнем Новгороде очень отзывчивые люди, и это несмотря на то, что из 20 компаний, к котором она обращается за помощью, откликается только одна. «Это не значит, что 19 других никому не помогают, просто они выбрали другое направление благотворительности или просто не имеют такой возможности», — рассуждает она.
Есть еще одна причина, по которой люди остаются глухими к просьбам о помощи. Корни ее уходят в начало 90 х гг., когда нерадивые коммерсанты наживались на благих намерениях других, создавая липовые фонды. «Сейчас также существуют сомнительные организации, но им практически невозможно выжить в условиях жестких проверок. Например, когда мы проходили свой первый аудит, пришлось вызвать две машины: в одной ехали документы, в другой — мы», — смеется директор фонда.
Сегодня требования к абсолютной прозрачности деятельности фонда предъявляют не столько надзорные органы, сколько сами благотворители. Они хотят, чтобы их деньги участвовали в эффективных и добросовестных проектах. Иначе существует угроза потерять не только средства, но и нанести урон репутации.
«Меня радует, когда человек перед тем, как пожертвовать фонду некую сумму денег, задает грамотные вопросы: уточняет цели и задачи проекта, инструменты его реализации, общий бюджет и статьи расходов. Это говорит о том, что он относится к нашей деятельности серьезно и не намерен выбрасывать деньги на ветер», — рассказывает Мария Хайруллина.
Она точно знает, на что в первую очередь должен обращать внимание потенциальный благотворитель. Во первых, необходимо проверить все документы фонда: устав, свидетельство о регистрации, выписку из ЕГРН. Во вторых, необходимо уточнить все контакты, по которым можно проверить, дошли ли деньги по назначению. Наконец, они всегда могут принять участие в передаче средств или оборудования, на них купленного.
Кроме того, Мария Хайруллина советует с осторожностью реагировать на призывы о помощи через социальные сети. Даже самые жалобные и на первый взгляд правдоподобные могут оказаться происками мошенников.
«К сожалению, в России пока нет закона, запрещающего частный сбор средств через группы в социальных сетях. Например, в США и Европе, если человек создал подобное сообщество, не зарегистрировав юридическое лицо, то уже на следующий день к нему в дверь постучит полиция с предупреждением о том, что даже благие дела должны совершаться официально. Этот механизм придуман, чтобы защитить жертвователей, а не связать руки благотворительным фондам», — рассуждает героиня.
Объединить усилия
Мария Хайруллина утверждает, что сейчас основной вопрос, который обсуждают благотворительные организации, — это профессионализм благотворительных организаций. В Нижнем Новгороде их не так много, чтобы заниматься ерундой. Многие благотворительные организации или компании, которые решают самостоятельно помогать кому то, просто не умеют эффективно использовать средства: «Можно потратить 10 тыс. руб. на целую кучу конфет детям к Новому году, только их жизнь это никак не украсит. А можно на эти деньги нанять юриста матери, которая не хочет воспитывать ребенка, но из за проблем с документами не может оформить отказ».
Для того чтобы следить за профессионализмом НКО, чистотой их намерений и прозрачностью деятельности сегодня в Нижнем Новгороде формируется совет добросовестных организаций, в который войдут восемь фондов. Среди них некоммерческие организации «Дети без мам», «Детский проект», «Верас», благотворительный фонд «Нижегородский» и «Благотворительный фонд Олега Кондрашова».
К идее объединения подобных некоммерческих организаций их руководители шли давно, потому что у каждой есть свой уникальный ресурс. У одних запас колясок и кроваток, у других — деньги, у третьих отличные специалисты или волонтеры. Выбрав один вектор движения, мы сможем еще более рационально распределить усилия», — рассуждает Мария Хайруллина. Пока общей площадкой для подобных фондов служит фестиваль «Добрый Нижний», где у НКО есть возможность попросить помощи у коллег и предложить взамен свои идеи и проекты.
Вообще, г-жа Хайруллина не видит в своей некоммерческой работе никакого подвига. По ее мнению, заботиться о слабых — это нормально. Поэтому она надеется, что в скором времени благотворительная деятельность станет для каждого жителя России обыденным делом.