Меню

Купонные сайты, свадьбы и туристы из Китая: на что отельеры делают ставку в кризис

Для стабильного заполнения нижегородским отелям нужно ежегодно около 40 мероприятий масштаба фестиваля Alfa Future People. В отсутствие постоянного турпотока отельеры ищут пути сохранения загрузки.

«Мы в туриндустрии с одной стороны рады тому, что у нас в Нижнем будет проходить Чемпионат мира по футболу, но с другой стороны, есть и тревожные опасения. К ЧМ-2018 в городе будут введены шесть отелей международных гостиничных сетей, а номерной фонд пополнится на 1700 номеров. И уже сейчас нужно не только решать, как загружать новые отели, но и думать о том, как «не оставить за бортом» уже имеющиеся. Загрузка городских отелей может снизиться с 60% до 30-40%. Положение могут спасти мероприятия масштаба Alfa Future People, но такие фестивали нужны практически каждые выходные», — сообщил исполнительный директор Ассоциации отельеров Нижегородской области, генеральный менеджер отеля Ibis Константин Клюев.

Напомним, что в декабре в Нижнем Новгороде начинает работу отель Courtyard by Marriott, который уже в ближайшее время привлечет поток гостей, до этого размещавшихся в аналогичных гостиницах уровня 4*.

Объединиться перед боем

К Чемпионату мира нижегородские средства размещения готовятся, как к битве: объединяются не только между собой, но и с другими профессиональными организациями, работающими на том же «фронте» (так, недавно состоялось подписание соглашения о сотрудничестве с Нижегородской туристской лигой, а вскоре ожидается и подписание соглашений о сотрудничестве с партнерством «Мир без границ» и федеральными объединениями отельеров).

Одной из целей объединения отельеров является совместная подготовка руководящих кадров и обслуживающего персонала, в том числе с прицелом на Чемпионат мира. Ассоциация отельеров в конце ноября начала обучение первой группы студентов нижегородских вузов с целью подготовить линейный персонал, который сможет за короткое время «дорасти» до хороших управленцев.

Кроме того, отелям в Нижегородской области предстоит пройти классификацию, обязательную во всех 11 городах-хозяевах ЧМ. Процесс  подготовки документов сложный, сама процедура классификации для каждого из более чем 300 средств размещения может обойтись в сумму от 15 до 70 тыс. руб., не говоря уже о сопутствующих расходах на дооснащение. Члены Ассоциации могут рассчитывать на консультационную поддержку при классификации. А впоследствии Ассоциация, по словам ее президента Аллы Морозовой, возможно, будет и сама присваивать «звезды». Пока же на рынке услуг гостиниц и иных средств размещения наблюдаются две тенденции: сокращение делового и рост туристского потоков. Поэтому интеграция отельеров с операторами становится все более актуальной.

Совместно отельеры ищут и инструменты снижения издержек в кризис.

Акцент на свадьбы и банкеты 

Например, гостиничный комплекс «Малиновая слобода» (Борский район) нашел возможность экономить в том числе на фонде оплаты труда, сокращая количество обслуживающего персонала в низкий сезон.

«Кризис диктует свои правила. Мы используем диверсифицированный подход к оплате труда. У нас очень ограниченный штат, и в месяцы пиковой загрузки — для загородного гостиничного комплекса это лето, а также два зимних месяца, январь и февраль  — мы увеличиваем количество горничных, официантов и иногда поваров. Сократили и затраты на рекламу. Многие клиенты теперь не бронируют услуги отеля напрямую, а пользуются предложениями «купонных» сайтов — Групон, Биглион. Скидка, которую мы предоставляем по купонам, не слишком выгодна для самого отеля, но это еще один канал продвижения и привлечения новых клиентов в условиях кризиса», — сообщила директор загородного клуба Светлана Шестернина.

«Корпоративные клиенты экономят на выездных мероприятиях (этот сегмент снизился на 10%), с большим трудом мы сейчас набираем новогодние банкеты — все дни заняты, но становится ниже средний чек и уменьшается набор услуг», — рассказала руководитель отеля.

Тем не менее, «Малиновая слобода» нащупала свою «нишу» — это организация свадеб: «Мы проводим свадьбы в банкетном зале «Дворянский» на первом этаже ресторана «Господин Бугров». Большим плюсом в пользу загородного клуба становится ухоженная территория, где можно проводить выездные регистрации и фотосессии, а в номерном фонде удобно размещать гостей». В структуре доходов «Малиновой слободы» доля поступлений от организации проживания составила 33,7%, и 63,7% — от организации питания (увеличение количества банкетов дало прирост выручки на 7% по сравнению с прошлым годом, это связано со «специализацией» комплекса на банкетных и свадебных услугах).

Индивидуальные клиенты составляют 65,9% «аудитории» гостиничного комплекса, 26,8% — доля корпоративных клиентов, туркомпании приносят лишь 7,3% «трафика».

«Мы стараемся сами создавать себе «событийный туризм». Основной приток гостей нашему загородному клубу дают собственные мероприятия, план которых составляет целый календарь событий на год вперед», — отметила Светлана Шестернина.

В целом, поскольку отель начал активные продажи только в начале 2014 г., рост загрузки в два раза можно считать отличным результатом — он оказался выше, чем запланированный, считает директор.

Сервис выше - цены ниже

Екатерина Леонтьева, генеральный директор городского отеля «Сова» (3*), рассказала, что по российской статистике, у отелей страны произошло снижение тарифов в среднем на 10-15%. «Сова» не стала исключением, хотя здесь снижение пока несколько меньше среднего по России: «Его диктует рынок — «играют на понижение» даже гостиницы в Москве и Санкт-Петербурге».

Вторая негативная тенденция — снижение среднего по рынку процента загрузки, с начала этого года на 3% — с 65% до 62% (по данным международных консультантов). «Сова», «дебютировав» в 2014 г., в 2014 г. продемонстрировала загрузку на уровне 45%, и по всем законам развития в отельном бизнесе, ежегодно увеличивая загрузку на 5%, надеялась со временем выйти на запланированные 75%. Однако, по словам Екатерины Леонтьевой, в условиях кризиса таких показателей достичь будет чрезвычайно сложно.

Также г-жа Леонтьева отмечает тенденцию уменьшения количества корпоративных клиентов и увеличение числа индивидуальных бронирований напрямую, а не через турфирмы или турагентства.

«Люди стали считать деньги. Они не ленятся заглядывать на сайт отеля, не удовлетворяясь только рекомендациями турфирм, и более тщательно подходят к выбору условий размещения. Мы сделали из этой информации выводы и теперь делаем упор на повышение качества оказываемых услуг, сервиса, чтобы взять увеличением количества положительных отзывов. В декабре мы будем классифицироваться на 4*, находясь в том же среднем ценовом диапазоне, что и сейчас: хотим повысить рейтинг отеля, расширив набор и увеличив уровень предоставляемых услуг».

Условия для китайцев

В отличие от нижегородских отелей, отмечает увеличение турпотока загородный отель «Рублев» (г. Городец), что связано с активным развитием этой конкретной территории. По данным генерального директора отеля Юлии Шарковой, по сравнению с 2014 г. поток туристов в отель увеличился на 20%, а в сам Городец за последние 3 года — на 50% (ежегодный турпоток в Городец составляет около 400 тыс. чел). Поэтому отель изначально ориентировался на прибывающий ежегодно поток гостей Городца: в нем предусмотрены, к примеру, ресторан, позволяющий одновременно накормить около 200 человек, и просторная парковка для экскурсионных автобусов. Именно на автобусах в основном прибывают гости в Городец — сказывается обмеление Волги.

«Сегмент корпоративных туристов действительно пострадал, но теперь мы делаем все, чтобы адаптировать условия для иностранных гостей, хотя в турпотоке они составляют не более 5% и в основном это туристы из стран СНГ. Мы задумались о том, чтобы создавать условия для гостей из Китая», — рассказала г-жа Шаркова.

Китайских туристов можно назвать «надеждой» нижегородского гостиничного рынка. Это одна из самых путешествующих и самых платежеспособных наций, но в то же время — и одна из самых «сложных». Чтобы принимать гостей из Поднебесной, необходимо не только найти говорящий на китайском языке персонал, но и разработать специальные турмаршруты, и даже организовать привычное для таких туристов питание, поскольку русскую кухню они в течение поездки пробуют лишь несколько раз в качестве экзотики, предпочитая «родную» еду. Над этим нижегородские отельеры планируют сообща поработать в ближайшие несколько лет, подметили в Ассоциации отельеров Нижегородской области, организовавшей семинар «Как принимать туристов из Китая?».