Процессы, происходящие в экономике страны — санкции, скачки курса рубля, дорогие кредитные ресурсы, — давят на бизнес-сообщество. "ДК" выяснил, какие возможности для роста есть в текущих условиях.
Индекс самочувствия малого и среднего бизнеса, который ежеквартально замеряют «Промсвязьбанк» и «Опора России», показал, что предприниматели не испытывают особого оптимизма, глядя в будущее. В Нижегородской области в IV квартале 2014 г. отмечен довольно низкий показатель «бизнес-ожидания». Он составил всего 23,6 пункта (при нейтральном значении в 50 пунктов). Это ниже, чем в III квартале, когда показатель «бизнес-ожидания» составлял 34 пункта.
Тем не менее, у некоторых компаний в Нижегородской области развитие в других регионах идет довольно активно — прежде всего, это касается предприятий-экспортеров и предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Экспортеры и оборонка в «плюсе»
Факторы, которые сдерживают развитие предпринимательства в России, не новы. Это административные барьеры, недостаточные знания бизнесменов, дорогие кредитные ресурсы и постоянно меняющееся законодательство. Санкции и кризис лишь усилили эти проблемы, говорит генеральный директор Торгово-промышленной палаты Нижегородской области Дмитрий Краснов.
«Власть ведет себя некорректно с точки зрения нестабильности правового поля. В налоговой политике, в неналоговых платежах, в банковских кредитах. Каждый год что-то меняется. Я понимаю, что это связано со спекуляциями на финансовом рынке, но деньги необходимо отдавать в реальный сектор экономики, а не держать в банках», — считает он.
В наиболее выигрышном положении в 2014 г. оказались предприятия Нижегородской области, ориентированные на экспорт. В условиях слабой национальной валюты их рублевая выручка резко пошла вверх. Это тенденция продолжилась и в I квартале 2015 г.
Самую большую долю в общем объеме промпроизводства Нижегородской области в 2014 г. традиционно заняла нефтепереработка: по итогам года было отгружено продукции на 292 млрд руб., что на 4,5% больше уровня 2013 г. В частности, рост в 4% показал «ЛУКОЙЛ — Нижегороднефтеоргсинтез», который в прошлом году продолжал начатые ранее проекты.
Одним из драйверов нижегородской промышленности остается АО «Выксунский металлургический завод» (входит в Объединенную металлургическую компанию), которое за I квартал 2015 г. произвел более 520 тыс. т труб различного сортамента. Это на 43% превышает показатели аналогичного периода 2014 г. В то же время выпуск железнодорожных колес на предприятии сократился на 56% — до 52 тыс. штук.
«Рост производства труб обусловлен увеличением объема поставок для стратегических партнеров ОМК — крупнейших отечественных нефтегазовых компаний: «Газпром», «Транснефть» и других. В частности в январе — марте этого года мы поставляли трубы для таких проектов, как «Сила Сибири» и «Бованенково — Ухта». Снижение выпуска железнодорожных колес объясняется общим сокращением спроса и негативным влиянием демпинговых поставок украинских колес на положение российских компаний», — сообщил управляющий директор АО «ВМЗ» Сергей Филиппов.
Как рассказал топ-менеджер металлургического предприятия, ОМК разработала антикризисную программу, чтобы оперативно координировать свои действия по разным направлениям: «Мы сосредоточили свою работу на сокращении издержек и управлении финансовой нагрузкой. Что касается сбытовой политики, то мы пересматриваем цены на готовую продукцию и согласовываем их с клиентами, чтобы частично компенсировать рост цен на сырье, материалы и запчасти».
Продолжает наращивать обороты и оборонно-промышленный комплекс (ОПК) региона. По итогам 2014 г. объем отгруженной продукции на предприятиях ОПК вырос на 27,5% — во многом это связано с проведением ими большой работы по импортозамещению, отмечает министр промышленности и инноваций региона Владимир Нефедов.
Так, нижегородский «Гидромаш», обеспечивающий более 80% потребностей производителей авиационной техники и ВВС России в шасси для самолетов и вертолетов, в 2014 г. инвестировал 4 млрд руб. в запуск нового высокопроизводительного участка.
«Новый участок будет решать задачи по наращиванию объемов выпуска продукции авиационного назначения без увеличения численности работников. Ключевое место на участке отведено высокоскоростному обрабатывающему центру производства немецкой фирмы «Дрооп+Рейн», аналогов которого в России на сегодняшний день нет. Этот ультрасовременный станок обладает уникальными техническими характеристиками», — сообщили на предприятии.
По словам генерального директора Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Валерия Цыбанева, довольно стабильное развитие ОПК обеспечено долговременным гособоронзаказом, как правило, трехгодичным. «Оборонные предприятия не кредитуются в банках, а реализуют проекты с помощью авансов, полученных от государства», — отмечает он.
Правда, для предприятий оборонки есть мина замедленного действия: цены на металл и комплектующие растут, а стоимость контракта в рамках гособоронзаказа фиксирована. Таким образом, рентабельность производств снижается.
Несколько хуже обстоит дело с предприятиями, работающими на рынке машиностроения, в частности, автомобилестроения: стоимость комплектующих увеличилась, рынок «просел», а резко поднять цены на свою продукции они не могут, добавляет Валерий Цыбанев.
Выручка «Группы ГАЗ», входящей в состав одной из крупнейших в России диверсифицированных промышленных групп «Базовый Элемент», в 2014 г. составила 120 млрд руб., показав падение 16% по сравнению с 2013 г. Снижение выручки связано с сокращением российского рынка коммерческого транспорта, которое составило по различным сегментам от 15 до 30%.
«Система управления затратами, существующая в «Группе ГАЗ», а также конкурентные преимущества нашего нового модельного ряда позволили нам в 2014 г. практически полностью компенсировать потери от сжатия рынка. Без учета монетарных факторов, которые привели к стагнации в автопроме, мы бы вышли на прибыльность по итогам 2014 г. Однако чрезмерный рост стоимости финансовых заимствований и девальвация рубля крайне негативно повлияли на показатели компании. Особенно ударил по экономике предприятий тот скачок ставки ЦБ и курса валют, который произошел в конце года, и все усилия, которые мы направили на борьбу с последствиями этого, сработали уже в 2015 г.», — рассказывает президент Группы Вадим Сорокин.
По его словам, «Группа ГАЗ» продолжает реализацию стратегии, направленной на смягчение воздействия кризисных экономических явлений на деятельность компании. В первую очередь это жесткое сокращение затрат и одновременно — высокий темп обновления модельного ряда и выход на новые экспортные рынки.
«В прошлом году мы инвестировали около 6 млрд руб. в модернизацию производств и создание новых продуктов с большим экспортным потенциалом — линейки легких коммерческих автомобилей, грузовиков и автобусов поколения NEXT. В результате мы выпустили на рынок 13 новых и модернизированных продуктов. Это функциональный и экономичный транспорт, который вывезет малый и средний бизнес из кризиса и повысит конкурентоспособность «Группы ГАЗ», — заключает топ-менеджер компании.
Аграрии работают на импортозамещение
Продовольственное эмбарго привело к необходимости оперативного импортозамещения в сфере производства продуктов питания. Если компании, входящие в вертикально-интегрированные холдинги, чувствуют себя довольно уверенно, то проблемы небольших фермеров с кризисом лишь усилились. Они жалуются на снижение объемов господдержки, проблемы с заходом в торговые сети и дорогие кредиты. Правда, последнее актуально для большинства российских предприятий.
Крупные игроки рынка свое развитие за пределами региона, конечно, не сворачивают, но акцент делают на наиболее важных и перспективных проектах. Региональным перерабатывающим предприятиям необходима дополнительная модернизация, отмечают участники рынка. В настоящее время в Нижегородской области реализуется и субсидируется государством более 100 проектов в области агропромышленного комплекса на сумму около 5 млрд руб. Проекты по импортозамещению будут реализовываться на Павловском, Городецком, Шахунском, Выксунском и Автозаводском молочных заводах. К примеру, шахунское ОАО «Молоко» планирует вложить 400—500 млн руб. в запуск до 2017 г. производства йогуртов, молокосодержащих и сокосодержащих изделий, а также напитков на основе сыворотки на своей нижегородской площадке. В связи с началом реализации этого проекта агрохолдинг приостанавливает инвестирование в другие свои площадки.
Если с переработкой молока и молочной продукции в области ситуация обстоит довольно неплохо, то в мясном и мясоперерабатывающем сегменте импортозамещение идет сложнее. Предприятия не торопятся увеличивать объемы переработки, так как из-за роста стоимости мяса на фоне падения покупательной способности населения объемы продаж падают. Так, Дзержинский мясокомбинат поднял цены на продукцию в среднем на 8% после введения эмбарго, которое повлекло увеличение стоимости мяса на 20%. При этом спрос на продукцию предприятия за полгода снизился также на 20%, поэтому объемы производства и сократились.
По словам заместителя управляющего директора по стратегическому развитию УК «Русское поле» Антона Романова, стратегия «от поля до прилавка» позволила компании выстроить замкнутый принцип работы, который мало подвержен внешним факторам: «Она, конечно, помогает в кризисные времена, но на нас оказывает большое влияние повышение курса валют, так как весь племенной материал в России импортный, кормовые витамины и оборудование также импортные, а ставки по кредитам выросли до 30%».
Все дело в региональных банках
Возможности для роста в банковской системе связаны, прежде всего, не с развитием в других регионах, а с транзакционным и комиссионным бизнесом. По словам управляющего Нижегородским филиалом — руководителя региональной дирекции по корпоративному бизнесу Нижегородского филиала ПАО Банк «ФК Открытие» Владимира Рогозина, период агрессивного роста по всем направлениям банковского бизнеса закончился.
Региональные банки находятся в состоянии неопределенности, констатируют игроки рынка.
«Мы не можем делать каких-либо серьезных долгосрочных прогнозов и предположить, какой будет ситуация даже через несколько месяцев. У банкиров назрела необходимость четкого определения своего бизнес-поведения с учетом сложившихся современных реалий. На мой взгляд, наиболее эффективный путь решения существующих проблем — это структурные реформы и диверсификация экономики. Хочется верить, что в ближайшее время российское правительство и Центробанк все-таки сформулируют свои планы и перейдут к активным действиям в отношении поддержки экономики и, в частности, финансовых рынков», — отмечает начальник управления по развитию филиальной сети ОАО «НБД-Банк» Андрей Ардабьевский.
«СаровБизнесБанк» адаптируется к изменившимся условиям, совершенствуя корпоративное управление, структуру банка, систему риск-менеджмента. При этом дальнейшее развитие филиальной сети руководство кредитного учреждения не планирует, рассказывает президент ОАО «АКБ «СаровБизнесБанк» Ирина Алушкина.
«На мой взгляд, сейчас конфигурация нашей филиальной сети близка к оптимальной. Наша задача — не увеличение количества офисов, а завершение переформатирования имеющихся, приведение их к единому стандарту, отвечающему современным требованиям, а также перемещение отдельных точек в места, наиболее удобные клиентам. И эти планы мы реализуем в полной мере. Кризис здесь ни при чем. У нас 70 офисов, территориально мы закрываем все ключевые направления в регионе. При таком размере сети и в условиях насыщенного рынка открытие каждой новой точки должно иметь совершенно определенный экономический смысл. Да и стратегически понятно, что акцент в банковском обслуживании будет смещаться в сторону удаленных каналов, онлайн-банкинга. Поэтому необходимо сосредоточиться не на физическом расширении, а на качестве сервиса», — добавляет банкир.
Но не все региональные банки идут по такому пути. Так, нижегородский НБД-банк адаптируется к изменившимся условиям, в том числе, расширяя филиальную сеть. Это одно из приоритетных направлений развития кредитного учреждения, рассказывает Андрей Ардабьевский.
«В феврале 2015 г. мы уже открыли новый марийский операционный офис в городе Йошкар-Ола. Таким образом, сейчас НБД-Банк представлен в шести регионах РФ — Нижегородской, Ивановской, Кировской и Пензенской областях, а также Республиках Чувашия и Марий-Эл. Мы намерены и дальше наращивать свое присутствие в Нижегородской области и других субъектах РФ», — говорит он.