Меню

«Конкуренция огромна, рынком правят федералы». Есть ли точки роста у аптечного рынка?

Елена Муратова. Иллюстрация: nn.dk.ru

Аптеки продолжают работу в дни, когда на карантине розничная торговля и сфера услуг. Но пандемия не увеличила им число клиентов или выручку, — говорит Елена Муратова, владелица сети аптек «Вита Плюс».

Красивые и умные, мягкие и сильные, ранимые и решительные — это женщины в бизнесе.

О том, в каких условиях развивают бизнес нижегородские предпринимательницы, «Деловой квартал» рассказывает в спецпроекте совместно с банком «Центр-инвест».

Все интервью участников проекта читайте по хэштегу #Женщинывбизнесе.

Героиня мартовского выпуска — Елена Муратова, владелица сети аптек «Вита Плюс».

О себе

— В фармацевтической отрасли я почти всю жизнь. Образование у меня профильное: фармацевтический факультет Курского государственного мединститута, специальность «Провизор». Начав работать в государственной аптеке, в 26 лет впервые возглавила небольшую частную аптеку, а спустя несколько лет открыла и свою первую аптеку совместно с партнером. Когда сеть доросла до семи точек (пять из них было в Кстове и две — в Лыскове), соучредитель принял решение выйти из бизнеса, и я выкупила его долю.

С тех пор прошло уже десять лет. Сегодня в сети «Вита Плюс» 16 аптек и аптечных пунктов, которые находятся в городах Кстово, Лысково, Бутурлино, а также в поселках Работки, Афонино, Ждановский и в селе Большое Мокрое (Кстовский район Нижегородской области). У нас около 50 сотрудников, из них около 40 работают непосредственно в аптеках.

О бизнесе

— Аптечный бизнес в небольших населенных пунктах имеет свою специфику.

Маленький город — очень «сарафанный». Отзывы об аптеках, магазинах, парикмахерских, да и вообще обо всех предприятиях сферы торговли и услуг передаются из уст в уста. В небольших городах очень хорошо работают средства массовой информации: например, когда мы открываем аптеки, люди об этом узнают из газет, об акциях и других событиях — тоже из СМИ.

Я все эти особенности изучила, и мне очень нравится работать именно с нашей «аудиторией». Коллеги в Нижнем Новгороде говорят, что им было бы так же сложно работать в сельской местности, как мне — в большом городе. Хотя опыт работы в Нижнем у меня тоже есть.

«Портрет» покупателя очень зависит от месторасположения аптеки.

Можно даже сказать, что у каждой аптеки он свой, и «просчитать» покупателя перед открытием нового пункта, чтобы правильно сформировать ассортимент, практически невозможно. Одни аптеки идут на оригинальных лекарственных средствах, другие на дженериках, третьи на дополнительном ассортименте.

Своего покупателя мы стараемся привлечь качеством обслуживания, профессиональной консультацией. Не секрет, что у нас вся страна лечится в аптеках, и от этого пока никуда не уйти.

Наше преимущество, как малого бизнеса, в том, что у нас каждая аптека индивидуальна. Мы более гибкие, чем федеральные сети, и быстрее реагируем на различные изменения.

Праздник в честь открытия одного из аптечных пунктов.

О рынке

— Конкуренция сегодня огромна. Крупные федеральные розничные сети правят рынком. В одном доме могут открыться 4-5 аптек разных сетей! Их не волнует, что площадь помещения недостаточна для того, чтобы по всем нормам организовать хранение различных групп, обеспеченное шкафами и холодильниками, грамотный отпуск в торговом зале, комнату персонала, даже туалет. Это просто точки сбыта.

Основной заработок таких аптек — это проценты с продаж по «объемным» соглашениям с производителями.

Поэтому они могут давать минимальные цены и работают, пока клиентов хватает на всех, а точка выполняет план продаж.

А у небольших местных аптек, которые не делают крупные закупки, выручку составляет только торговая наценка — 10-15%. Продав на 100 рублей, 90 мы отдаем поставщику. Оставшегося достаточно, чтобы заплатить налоги, зарплаты и не закрыть бизнес. Но ведь бизнес должен жить и развиваться. А затраты и малый бизнес, и сетевики несут одинаковые.

Если «федерал», у которого затраты обеспечены сетью, встанет дверь в дверь с местной аптекой, то последняя будет вынуждена закрыться.

Переход с ЕНВД на УСН (6% от дохода) нам видится вовсе неподъемным, так как налоговая нагрузка на каждое предприятие возрастет в 3-4 раза. УСН разрабатывался для сферы услуг, но теперь под этот налоговый режим подпадают аптеки.

Местным аптекам приходится конкурировать с федералами, ресурсы которых весьма серьезны.

Сейчас в фармацевтической отрасли идет глобальное изменение законодательства. Принят закон об обязательной маркировке лекарств: затраты каждого аптечного подразделения на то, чтобы обеспечить его выполнение, огромны — более 100 тыс. руб. Это техническое и программное обеспечение, обучение персонала, плата за обслуживание программно-аппаратного комплекса. А если касс в аптеке две, три?

Это ставит под угрозу существование аптек в небольших поселках, где оборот всего 300-400 тыс. руб. Федералам туда идти попросту неинтересно!

Местные аптеки выполняют социальную функцию. В отличие от федеральных сетей, которые продают только те товары, которые им выгодны, мы стараемся полностью закрывать потребность покупателя в товарах для здоровья.

В наших аптеках должны быть всегда в наличии и так называемые ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты), и лекарства из «обязательного ассортимента», а еще желательно оптика, средства реабилитации (ортопедия), какие-то товары для детей — словом, максимально широкий ассортимент. Ведь в крупных городах люди едут за этими товарами в специализированный магазин или заказывают в интернете, а на селе покупателям нужно прийти, посмотреть, пощупать.

Например, в селе Большое Мокрое у меня убыточная аптека. Если я закроюсь, то поселок, а с ним и десяток окрестных деревень, останутся без лекарств.

К счастью, администрация пошла нам навстречу — я не плачу аренду, а только коммунальные платежи, но доходы аптеки покрывают только зарплаты, налоги и транспортные расходы.

Мелкий аптечный бизнес у нас в области, по большому счету, вымирает.

Сеть "Вита Плюс" дает рабочие места 50 сотрудникам в городах и селах Нижегородской области.

О диалоге с властью

Наши проблемы я как представитель 24 нижегородских малых предприятий (это порядка 150 аптек, которые обеспечивают около тысячи рабочих мест) попыталась донести до губернатора на очередной встрече с предпринимателями. Они требуют принятия решений на региональном уровне.

Мы попросили снизить ставки по УСНО для мелких аптечных предприятий до 1% от оборота (или 6% на расходы минус доходы): налоговая база все равно вырастет, но не так существенно для нас, и мы получим возможность сохранить бизнес.

Также в своем письме мы указали на то, что надо регулировать рынок — то есть расположение аптек и соблюдение ими различных норм. В советское время место для открытия аптеки напрямую зависело от количества населения.

Мы прекрасно понимаем, что сегодня никто не даст искусственно ограничивать конкуренцию. Но другие регионы активно поддерживают местный бизнес.

Ряд областей уже пошли навстречу мелкому аптечному бизнесу и приняли пониженные ставки по налогообложению. И ни одно европейское государство не разрешает укрупнение аптечных сетей!

К счастью, наше обращение не осталось без внимания. С нами связался помощник губернатора и сообщил, что вопрос взят в работу министерством финансов и министерством поддержки и развития предпринимательства. Чтобы были вынесены какие-то конструктивные решения, должно пройти время.

И конечно, нужно, чтобы страна вернулась к нормальной жизни после коронавирусной пандемии и всех вытекающих ограничений.

В сельской местности аптеки выполняют социальную функцию.

О пандемии

В дни, когда почти вся розничная торговля и сфера услуг на карантине, аптеки продолжают работать. Я не сказала бы, что пандемия увеличила или уменьшила количество клиентов или выручку в нашей сети. Было дня три «сумасшествия», когда у нас скупали маски и антисептические средства, но сейчас мы снова в «штатном режиме». С одной стороны — многие люди приняли решение минимизировать нахождение вне дома, с другой — никто не отменял сезонный подъем заболеваемости ОРВИ и гриппа. Людям по-прежнему нужны лекарства.

У всех этих событий есть большой плюс: я надеюсь, что люди научатся более внимательно относиться к профилактике.

Тщательно мыть руки и изолироваться на время болезни надо не только во время пандемии!

Дефицит масок, антисептиков, средств профилактики у нас периодически возникает. Маски были в основном китайского производства, шприцы — это Китай и Германия. Отечественного мало, вот такое слабое место у нашей страны. Надеемся, что маски в ближайшее время появятся: Китай возобновил производство, президент сказал, что дополнительные мощности будут запущены и в России.

Но отмечу, что маска — не панацея. Она необходима не здоровым, а больным. А больные у нас сейчас либо на домашнем карантине (с сезонным вирусом и температурой), либо в больницах. Если спокойнее носить маску, а покупной нет, то можно сшить ее из марли или из другой ткани.

Профилактика — залог здоровья!

О «мирном времени»

На будущее я боюсь загадывать. Если представить, что для нашего бизнеса созданы благоприятные условия, то я хотела бы, например, открыть производственную аптеку, чтобы изготавливать лекарственные формы по индивидуальным рецептам. Микстура с цитралью для новорожденных детей, мази с колларголом, микстура Кватера — всё это очень эффективные и востребованные препараты! Но их теперь врачи практически не назначают, потому что аптеки их не производят. 

У нас в стране аптеки практически утратили производственный функционал и работают, как магазины.

Производственную аптеку я пока не осилю: слишком дорого оборудование и их содержание.

У нас были планы при аптеках создавать клубы покупателей — для пожилых людей, для молодых мам — где проводились бы бесплатные просветительские лекции. Мы бы рассказывали о препаратах, об их применении и совместимости, о новинках и так далее… Чтобы люди без необходимости не употребляли антибиотики, не принимали без назначения лекарства, которые «тете Мане помогли».

Но сначала нужно пережить пандемию. А что будет дальше — посмотрим.

______________________________________

Для банка «Центр-инвест» поддержка женщин в бизнесе — одно из основных направлений деятельности в рамках развития социального предпринимательства. Специальный кредит с льготной ставкой и  бесплатные консультации экспертов в сфере маркетинга, smm, персонала для дальнейшего развития помогут каждой бизнес-леди открыть новые горизонты своего успеха.

Офис банка «Центр-инвест» в Нижнем Новгороде:

ул. Минина 3А, помещение 9.

тел. (831) 439-17-08

 

www.centrinvest.ru