Меню

Как нижегородская мраморная говядина стремится попасть в меню ресторанов

В 2011 г."Искра-М" от молочного производства перешло на мясное, закупив коров породы герефорд. Ее особенность - "мраморное" мясо – популярное у рестораторов. Но компанию они так и не заметили.

Три года назад в небольшом селе Березовый Майдан Воротынского района практически не осталось специалистов АПК, и местное сельхозпредприятие сменило специализацию: от молочного животноводства перешли к мясному. Выбор был сделан в пользу герефордской породы коров: эта говядина отличается высоким качеством, плюс часть туши – элитное мясо, называемое «мраморным».

«Все началось со 188 голов: закупили на племзаводах Татарстана и Кировской области 11 быков-производителей и 178 племенных коров», - рассказывает управляющий "Искра-М" Григорий Гришин. На это потратили  примерно 20 млн руб., средства обеспечил инвестор ЗАО «Мэй». Сегодняшнее поголовье герефордов превысило четыре сотни.

Модель бизнеса казалась идеальной: высокопроизводительная порода, ориентация на рынок элитных продуктов, хорошее техническое оснащение. Реальность внесла коррективы. Оказалось, что из 200 кг чистого веса коровы только 5 кг – «мраморное» мясо, т.е. всего 2,5%. По плану текущего года, на предприятии будет реализовано 126 голов герефордов. Это около 25 т мяса, из них 0,6 т – мраморного. 

Местные рестораторы такой объем серьезным не считают: «Минимальный объем закупки мраморной говядины на рынке составляет четыре-пять тонн в  месяц.  Пока мы не готовы к таким оборотам производства», - сожалеет г-н Гришин.

Сейчас «Искра – М» вынуждена работать с перекупщиками. Цена реализации находится на отметке 90 руб. за 1 кг живого веса и 220 руб. – чистого. Также в числе покупателей воротынского мяса частные лица и один из крупнейших региональных мясокомбинатов – «Дэмка». 

«Продажа мяса в соседние регионы исключена. А все потому, что губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев поставил задачу к 2020 г. увеличить объем производства сельскохозяйственной продукции почти в2,5 раза (с 75 млрд руб. в 2012 г. до 180 млрд руб.), а  долю местных продуктов в магазинах довести до 80%, то есть практически выйти на самообеспечение», - объясняет Григорий Гришин.

Так что пока говорить о рентабельности предприятия рано. 

«Мы планируем к 2019 г. увеличить маточное поголовье до 1000. Для этого в ближайшее время будет проведена реконструкция скотного двора. Рассчитываем на участие в региональной программе поддержки сельского хозяйства», - говорит г-н Гришин.

По условиям этой программы, предприятие проводит мероприятия по обновлению животноводческого комплекса на 252 головы на сумму 12,6 млн руб. По окончании строительства предприятию возвращается 20 тыс. руб. из расчета на одно животное. В рамках модернизации в этом году хозяйство также закупает электропастухов, что позволит расширить размеры пастбищ. Стоимость изгороди для одного гектара – 12 тыс. руб.

 «Выполнив все намеченные мероприятия, мы сможем серьезно нарастить объемы производства как элитной говядины, так и обычного мяса. То есть мы сможем отвечать требованиям нижегородского ресторанного бизнеса и реализовывать по четыре - пять тонн  мяса в месяц. Тогда большие рынки смогут взять нас  в качестве поставщиков. А пока наша «мраморная» говядина – это неузнаваемый продукт на рынке мясной продукции региона», -  говорит г-н Гришин.

Кроме того, в будущем хозяйство сможет претендовать на статус племенного – работа по сохранению чистоты поголовья ведется постоянно