Нижегородский рынок бизнес‑образования продолжает уверенно расти. Его объем в прошлом году составил около 200 млн руб., что на 17% больше показателей 2011 г.
По мнению экспертов, рост рынка бизнес-образования связан с повышением интереса к бизнес‑образованию со стороны собственников и топ‑менеджеров. Наибольшей популярностью в Нижнем Новгороде бизнес‑образование пользуется у руководителей компаний. В 2012 г. их доля среди выпускников составила около 35% от общего количества. Доля руководителей подразделений — около 25%, собственников — около 20%, специалистов — около 18%.
Клиенты по‑прежнему предпочитают учиться быстро. Большинство ведущих нижегородских тренинговых компаний практически полностью переквалифицировались на семинарные и краткосрочные курсы. На них лидеры делают более 90% выручки. По словам экспертов, долгосрочные тренинги требуют большей ответственности и дают отсроченный результат. Поэтому они не так выгодны компаниям.
Большинство преподавателей нижегородских центров бизнес‑образования, около 80%, работают по договору найма. На рынке наблюдается высокая конкуренция, компании приглашают известных тренеров из СНГ и из‑за рубежа с уникальными программами для привлечения клиентов.
Наибольшей популярностью на нижегородском рынке бизнес‑образования пользуются программы по менеджменту, доля слушателей от общего числа составляет около 40%, также популярны программы по управлению персоналом, их доля — 25%, по продажам — 25%.
По мнению д.э.н., профессора, декана Бизнес‑школы НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Андрея Городнова, в ближайшее время на рынке Нижнего Новгорода останутся только игроки‑лидеры, которые будут развивать партнерские отношения с зарубежными бизнес‑школами и университетами:
Это позволит поддерживать качество на высоком уровне и удовлетворить потребности клиентов и получении бизнес‑образования мирового уровня. Ввиду отмены государственных требований к программам дополнительного образования все большее значение при выборе заведения для обучения будет иметь репутация, качество обучения, преподавательский состав.
Андрей Городнов отмечает, что отсечется некое количество слушателей, идущих на обучение только ради корочек.
С другой стороны у поставщиков услуг бизнес‑образования появится больше свободы в организации обучения и составе, что может существенно улучшить его качество и полезность для слушателей, -
говорит эксперт.