Интегратор в помощь
Многие эксперты предсказывали полный крах рынка информационных технологий во время кризиса. Но, как ни странно, эти многие ошиблись: кардинального падения не произошло. Более того, даже во время кр
Информатизация бизнеса началась в Нижнем Новгороде примерно 15 лет назад с узких внедрений в сфере бухгалтерии. Теперь информационные технологии продвинулись намного дальше, внедрившись в бизнес-модели крупных производственных и торговых предприятий.
Когда компания развивается, то активно растет база клиентов, увеличивается объем информации, обрабатываемый информационными системами. По словам Ольги Безродной, коммерческого директора ОАО «Борский трубный завод», необходимость внедрения комплексной системы автоматизации на предприятии возникла именно в связи с бурным развитием компании. «Из-за активного развития организации,— рассказывает г-жа Безродная,— у нас возникла проблема с детализацией учета, выявилась острая необходимость ведения его различных видов в одной информационной среде». Сергей Новиков, IT-директор дистрибьюторской компании OCS, говорит, что в их организации устаревшая ИС не охватывала все стороны бизнеса, что и стало причиной внедрения нового программного обеспечения. «Помимо основной ИС существовало множество дополнительных информационных систем, каждое со своей собственной специализацией,— рассказывает г-н Новиков,— все они были очень слабо связаны между собой. Новое же программное обеспечение должно было создать единую систему хранения и обработки данных». При игнорировании этих сложностей появляется угроза длительного простоя в оказании IT-сервисов и возникновения значительных материальных потерь. Установленная же система обеспечивает организации и ее руководителю в частности ряд значимых преимуществ.
Система повышенного контроля
Игорь Крестов, руководитель IT-отдела ГП НП «Нижегородская Областная Фармация» отмечает, что «внедрение технологии виртуализации позволило решить главную задачу— консолидировать и оптимизировать IT-инфраструктуру, одновременно повысив ее надежность, маштабируемость и гибкость». Однако главное преимущество— мощная система контроля, которую приобретает руководитель. Г-н Новиков отмечает, что у управленца появляется возможность получить все необходимые данные о работе компании. В итоге возникает кумулятивный эффект. Руководитель не только видит показатели деятельности, но и может анализировать эти показатели в различных срезах. Отмечая преимущества, Ольга Безродная говорит, что внедрение системы на их предприятии позволило уменьшить количество времени, необходимого на подготовку различных отчетов, а также вести оперативный управленческий учет в режиме онлайн, что дало возможность гибко и быстро реагировать на изменение ситуации. «В итоге же,— поясняет г-жа Безродная,— повысилась эффективность управления предприятием в целом». Логично, что все эти преимущества не приобретаются бесплатно.
Цена вопроса не пугает руководителей
Стоимость системы— крайне абстрактный вопрос. Здесь многое зависит от размера самой организации. Если это компания, относящая себя к сегменту малого бизнеса, то, скорее всего, система автоматизации будет представлять из себя крайне простую модель, на внедрение которой может потребоваться всего лишь несколько часов. Более того, ее запуск вряд ли повлечет за собой большие затраты. С крупными и средними предприятиями дело обстоит сложнее. «Предположим, что мы устанавливаем общую систему автоматизации на предприятии от 200 до 1000 сотрудников. Средняя стоимость такой системы составит около шести млн рублей»,— говорит Светлана Егорова, директор ООО «Апрель Софт». При этом, по словам г-жи Егоровой, в зависимости от разных факторов стоимость может отличаться в два раза как в меньшую, так и в большую сторону.
Многое зависит и от масштаба деятельности компании. И стоимость ИС в том числе. Сергей Новиков приводит такие данные: только на закупку лицензий Microsoft для всех подотчетных компании юридических лиц потребовалось более 0,5 млн евро. Пределы стоимости закладываются самим заказчиком. И здесь зачастую размер инвестиции ставится на второй план, уступая место вопросу качества.
Чтобы достичь ощутимого экономического эффекта, мало только внедрить систему. Процесс установки требует формирования базы инфраструктуры под нее. Это может быть, например, внедрение системы передачи данных или системы гарантированного электропитания. Кроме того, со временем комплексной системе автоматизации необходимо внедрение обновлений. На современном этапе программное обеспечение не требует постоянной переписки. Большая часть конфигурации типовая, поэтому зачастую с установкой обновлений могут справиться внутренние специалисты. Как отмечают эксперты, этот процесс обходится без таких массовых затрат, как внедрение самой системы. Расходы на реализацию проектов по формированию базы инфраструктуры или введению обновлений не являются значительными, но они также присутствуют в балансе.
Однако внедрение системы и расходы на ее содержание могут пройти для организации и финансово безболезненно. Необходимо соблюдение важного условия: заказчик— руководитель предприятия осознает всю сложность поставленной им задачи. Здесь возникает вопрос мотивации. Ключевой момент в успешности внедрения, — поясняет г-жа Егорова,— это вовлеченность самого руководства компании в активное участие в управление проектом. Это может отражаться на стоимости работ. Встречались проекты с ограниченным бюджетом , но с грамотно выстроенной мотивацией сотрудников. В итоге данные проекты выгодны и заказчику, и исполнителю».
Вопрос окупаемости никто не отменял
Хороший руководитель знает, где он тратит и где зарабатывает. Устанавливая общую систему автоматизации, он прорабатывает всю модель ее окупаемости. «К вопросу, как оценить окупаемость информационной системы, поясняет г-жа Егорова.— Возьмем в качестве примера расчет оценки окупаемости по внедрению блока планирования производства. Предположим, до внедрения системы загрузка рабочих центров составляла 35%, а после внедрения— 70%. Зная стоимость амортизации оборудования за определенный период времени, просчитав изменение времени простоя, мы легко получаем расчет окупаемости информационной системы». Другие типичные случаи экономии— сокращение персонала, сокращение или полное уничтожение воровства. Это относительно количественных показателей окупаемости. Качественные аспекты более показательны. «Устаревшая система тормозила развитие компании, поясняет г-н Новиков. — Установка новой корпоративной информационной системы позволила организации перейти на новую ступень развития и сохранить темпы роста в 30-40% в год».
Реально рынок партнеров комплексной системы автоматизации крайне разнообразен. Информационные технологии могут быть внедрены как в мелкой туристической фирме для отслеживания бухгалтерской отчетности, так и в крупном информационном холдинге для сведения воедино всей цепочки филиалов. Также и процесс внедрения может занимать от нескольких часов до нескольких лет. Однако необходимо понимать: сам процесс программирования— это 10% всего внедрения. Остальное— это консультационная деятельность по ее адаптации. И то, насколько руководитель готов или не готов к этому, насколько он сознает всю сложность процесса и необходимость его запуска, зависит конечный результат в узком смысле и успех деятельности самого предприятия — в широком.
Адэлия Реймова
Сколько стоит внедрение?
Источник: данные ДК Кто больше внедряет?
Структура оборота крупнейших компаний-интеграторов по отраслям, %
33%
Промышленность и ТЭК
27%
Торговля
23%
Госсектор
17%
Другое
Источник: Топ-лист ДК
Многие эксперты предсказывали полный крах рынка информационных технологий во время кризиса. Но, как ни странно, эти многие ошиблись: кардинального падения не произошло. Более того, даже во время кризиса руководители сталкивались с необходимостью внедрения общей системы автоматизации. Это происходило тогда, когда они осознавали, что компания больше не может идти по проторенному пути.
Когда компания развивается, то активно растет база клиентов, увеличивается объем информации, обрабатываемый информационными системами. По словам Ольги Безродной, коммерческого директора ОАО «Борский трубный завод», необходимость внедрения комплексной системы автоматизации на предприятии возникла именно в связи с бурным развитием компании. «Из-за активного развития организации,— рассказывает г-жа Безродная,— у нас возникла проблема с детализацией учета, выявилась острая необходимость ведения его различных видов в одной информационной среде». Сергей Новиков, IT-директор дистрибьюторской компании OCS, говорит, что в их организации устаревшая ИС не охватывала все стороны бизнеса, что и стало причиной внедрения нового программного обеспечения. «Помимо основной ИС существовало множество дополнительных информационных систем, каждое со своей собственной специализацией,— рассказывает г-н Новиков,— все они были очень слабо связаны между собой. Новое же программное обеспечение должно было создать единую систему хранения и обработки данных». При игнорировании этих сложностей появляется угроза длительного простоя в оказании IT-сервисов и возникновения значительных материальных потерь. Установленная же система обеспечивает организации и ее руководителю в частности ряд значимых преимуществ.
Система повышенного контроля
Игорь Крестов, руководитель IT-отдела ГП НП «Нижегородская Областная Фармация» отмечает, что «внедрение технологии виртуализации позволило решить главную задачу— консолидировать и оптимизировать IT-инфраструктуру, одновременно повысив ее надежность, маштабируемость и гибкость». Однако главное преимущество— мощная система контроля, которую приобретает руководитель. Г-н Новиков отмечает, что у управленца появляется возможность получить все необходимые данные о работе компании. В итоге возникает кумулятивный эффект. Руководитель не только видит показатели деятельности, но и может анализировать эти показатели в различных срезах. Отмечая преимущества, Ольга Безродная говорит, что внедрение системы на их предприятии позволило уменьшить количество времени, необходимого на подготовку различных отчетов, а также вести оперативный управленческий учет в режиме онлайн, что дало возможность гибко и быстро реагировать на изменение ситуации. «В итоге же,— поясняет г-жа Безродная,— повысилась эффективность управления предприятием в целом». Логично, что все эти преимущества не приобретаются бесплатно.
Цена вопроса не пугает руководителей
Стоимость системы— крайне абстрактный вопрос. Здесь многое зависит от размера самой организации. Если это компания, относящая себя к сегменту малого бизнеса, то, скорее всего, система автоматизации будет представлять из себя крайне простую модель, на внедрение которой может потребоваться всего лишь несколько часов. Более того, ее запуск вряд ли повлечет за собой большие затраты. С крупными и средними предприятиями дело обстоит сложнее. «Предположим, что мы устанавливаем общую систему автоматизации на предприятии от 200 до 1000 сотрудников. Средняя стоимость такой системы составит около шести млн рублей»,— говорит Светлана Егорова, директор ООО «Апрель Софт». При этом, по словам г-жи Егоровой, в зависимости от разных факторов стоимость может отличаться в два раза как в меньшую, так и в большую сторону.
Многое зависит и от масштаба деятельности компании. И стоимость ИС в том числе. Сергей Новиков приводит такие данные: только на закупку лицензий Microsoft для всех подотчетных компании юридических лиц потребовалось более 0,5 млн евро. Пределы стоимости закладываются самим заказчиком. И здесь зачастую размер инвестиции ставится на второй план, уступая место вопросу качества.
Чтобы достичь ощутимого экономического эффекта, мало только внедрить систему. Процесс установки требует формирования базы инфраструктуры под нее. Это может быть, например, внедрение системы передачи данных или системы гарантированного электропитания. Кроме того, со временем комплексной системе автоматизации необходимо внедрение обновлений. На современном этапе программное обеспечение не требует постоянной переписки. Большая часть конфигурации типовая, поэтому зачастую с установкой обновлений могут справиться внутренние специалисты. Как отмечают эксперты, этот процесс обходится без таких массовых затрат, как внедрение самой системы. Расходы на реализацию проектов по формированию базы инфраструктуры или введению обновлений не являются значительными, но они также присутствуют в балансе.
Однако внедрение системы и расходы на ее содержание могут пройти для организации и финансово безболезненно. Необходимо соблюдение важного условия: заказчик— руководитель предприятия осознает всю сложность поставленной им задачи. Здесь возникает вопрос мотивации. Ключевой момент в успешности внедрения, — поясняет г-жа Егорова,— это вовлеченность самого руководства компании в активное участие в управление проектом. Это может отражаться на стоимости работ. Встречались проекты с ограниченным бюджетом
Вопрос окупаемости никто не отменял
Хороший руководитель знает, где он тратит и где зарабатывает. Устанавливая общую систему автоматизации, он прорабатывает всю модель ее окупаемости. «К вопросу, как оценить окупаемость информационной системы, поясняет г-жа Егорова.— Возьмем в качестве примера расчет оценки окупаемости по внедрению блока планирования производства. Предположим, до внедрения системы загрузка рабочих центров составляла 35%, а после внедрения— 70%. Зная стоимость амортизации оборудования за определенный период времени, просчитав изменение времени простоя, мы легко получаем расчет окупаемости информационной системы». Другие типичные случаи экономии— сокращение персонала, сокращение или полное уничтожение воровства. Это относительно количественных показателей окупаемости. Качественные аспекты более показательны. «Устаревшая система тормозила развитие компании, поясняет г-н Новиков. — Установка новой корпоративной информационной системы позволила организации перейти на новую ступень развития и сохранить темпы роста в 30-40% в год».
Реально рынок партнеров комплексной системы автоматизации крайне разнообразен. Информационные технологии могут быть внедрены как в мелкой туристической фирме для отслеживания бухгалтерской отчетности, так и в крупном информационном холдинге для сведения воедино всей цепочки филиалов. Также и процесс внедрения может занимать от нескольких часов до нескольких лет. Однако необходимо понимать: сам процесс программирования— это 10% всего внедрения. Остальное— это консультационная деятельность по ее адаптации. И то, насколько руководитель готов или не готов к этому, насколько он сознает всю сложность процесса и необходимость его запуска, зависит конечный результат в узком смысле и успех деятельности самого предприятия — в широком.
Адэлия Реймова
Сколько стоит внедрение?
| ~6 млн руб. |
| для компании с 200–1000 сотрудников |
| 20 млн руб. |
| закупка лицензий Microsoft |
Источник: данные ДК Кто больше внедряет?
Структура оборота крупнейших компаний-интеграторов по отраслям, %
33%
Промышленность и ТЭК
27%
Торговля
23%
Госсектор
17%
Другое
Источник: Топ-лист ДК