Информационные технологии
Рынку ИТ многие предсказывали полный развал. Но этого не произошло. Даже в кризис спрос на ИТ сохраняется, изменилась только его структура. Раньше нижегородские компании активно внедряли новое обор
Рынку ИТ многие предсказывали полный развал. Но этого не произошло. Даже в кризис спрос на ИТ сохраняется, изменилась только его структура. Раньше нижегородские компании активно внедряли новое оборудование и программное обеспечение. Сейчас же большим спросом пользуется сопровождение и поддержка уже существующих систем и аудит ИТ-хозяйства с целью понять, где есть скрытые резервы, а где информационная система используется неэффективно.медленно, но растут
Иллюзии
Места на рынке хватит всем и надолго
Для многих ИТ-компаний последние несколько лет вопрос конкуренции не был основным — из-за экономической конъюнктуры и высоких темпов роста. К примеру рынок программного обеспечения ежегодно увеличивался в среднем на 40-50%. Клиентов хватало всем. Компании могли себе позволить работать исключительно на входящих звонках, имея при это неплохие доходы. Скажем, рентабельность в сегменте систем безопасности достигала 30%. Все бежали вперед, пытались завладеть как можно большей долей рынка. Клиенты этому помогали. «До кризиса большинство компаний рассматривали проекты по внедрению корпоративных информационных систем как дань моде либо как инструмент, облегчающий жизнь пользователям, — рассказывает Андрей Шишкин, генеральный директор ГК «Константа». — Когда «свободных» ресурсов, в том числе финансовых, стало меньше, заказчики начали отказываться от внедрения ПО».
Все без исключения российские компании, оставшись один на один с кризисом, столкнулись с необходимостью сокращать издержки и оптимизировать расходы. Затраты на ИТ были одними из первых в списках многих предприятий. Эксперты пошатнувшегося ИТ-рынка начали делать страшные прогнозы.
Страхи
Возврата к уровню 1997 г. не произошло
«От коллег я слышал цифры прогноза падения рынка в два, в три раза, многие говорили о возврате в 1997 г., о 100 рублях за доллар, — рассказывает Алексей Суслопаров, директор Волго-Вятского филиала компании АйТи. — С точки зрения нашей профессиональной деятельности, самые страшные прогнозы касались многократного падения обменного курса рубля к доллару и массовых дефолтов крупных компаний. Слава богу, ни тот, ни другой прогноз не оправдался».
Прогнозов было, действительно, много, причем самых разных. Игроки рынка считали, что он просядет процентов на 70. Минэкономразвитию ситуация виделась иначе: в мае 2009 г. чиновники планировали рост ИТ больше, чем в 2008 г. — на 32,8%. В итоге, как и на большинстве рынков, реализовался некий средний вариант.
«Многие большие инвестиционные проекты стали замораживаться или переносится на конец 2009 г. Сейчас ситуация конечно стала стабилизироваться, но работа по этим проектам не возобновилась до сих пор», — отмечает Олег Пятаев генеральный директор Интеркон Инжиниринг групп.
«Роста не будет, но и 70-процентного провала тоже», — так Артем Ермолаев, директор департамента госполитики в области информатизации и ИТ Минкомсвязи России, оценил предварительные итоги развития рынка информационных технологий в уходящем году. Для более точного результата, по его мнению, надо дождаться подведения итогов в конце января, поскольку последние три месяца года являются ключевыми для отрасли.
По оценкам специалистов, пик кризиса в сегменте внедрения софта пришелся на март-апрель текущего года: рынок упал примерно на 30% по отношению к 2008 г. Уже в середине второго квартала ИТ-компании почувствовали оживление: заказчики озаботились приобретением ПО, которое позволило бы им минимизировать затраты и повысить продажи. Особенным спросом пользовались системы финансового анализа и CRM. Объемы заказов в этом сегменте выросли примерно на 10%.
Уроки
ИТ-компании занялись развитием активных продаж
Участники ИТ-рынка вспомнили о конкуренции и начали биться за клиента. В сегменте программного обеспечения приходилось сражаться порой в неравных условиях. Специалисты говорят, что нередки случаи, когда иностранный вендор злоупотреблял своим доминирующим положением и предлагал поставку за «ноль», вытесняя отечественную компанию. Местные разработчики в ответ на это «пошли в народ» и начали популяризировать свой продукт с помощью обучающих семинаров. Только в Нижнем Новгороде за неполный 2009 г. прошло 26 конференций крупнейших компаний-поставщиков 1С («1С:Франчайзи-НН» – 11, ГК «Апрель» – 12, ГК «ЛАД» – 3). Продажи софта у отечественных разработчиков поползли вверх. «Крупные предприятия стали отказываться от дорогостоящего и зарубежного софта, который ранее приобретали в угоду престижа, и все более обращать свое внимание на отечественные программы», — рассказывает директор ООО «1С:Франчайзи-НН» Сергей Малышев. По мнению экспертов, в целом кризис может стимулировать спрос на российское ПО — оно дешевле зарубежных аналогов. А сейчас спросом пользуются недорогие решения, способные дать быстрый финансовый результат.
Большинство ИТ-компаний еще в конце прошлого года начали предлагать «антикризисные» решения. Антон Антич, директор по работе с партнерами VMware Россия / СНГ, рассказал о том, что антикризисным предложением его компании стали услуги по виртуализации серверов. «Если в прошлом году основная «зацепка», из-за которой с нами начинали диалог, заключалась в том, что у компаний физически кончалось электричество в серверных, то в этом году основной является тема снижения издержек», — объяснил г-н Антич.
Компания «АйТи», по словам Алексея Суслопарова, еще осенью 2008 г. разработала пакет решений, направленных на снижение стоимости владения ИТ и на расширение функционала при минимальных вложениях. «К примеру, наша компания предлагает аренду SugarCRM, которая подразумевает, что компания не покупает дорогостоящие лицензии на ПО, а пользуется им, регулярно отчисляя арендные платежи. При этом нет необходимости тратить ресурсы на внедрение и поддержку системы — эти услуги включены в арендную плату».
Все эксперты сходятся во мнении, что структура спроса на ИТ-рынке претерпела значительные изменения. Если раньше новые клиенты составляли не менее 70% оборота компаний, то теперь поток иссяк. «Спрос стал более ориентирован на поддержку уже существующих на предприятиях IT-сервисов, чем на создание новых», — пояснил г-н Суслопаров.
Чтобы стимулировать новые продажи, ИТ-компании занялись собственным развитием. Сергей Малышев: «Если раньше наши менеджеры только «поднимали трубки входящих звонков», то теперь мы всерьез занялись развитием отдела активных продаж. Сегодня мы стали более внимательно относится к вопросу сегментирования клиентов, особенно ярко это отразилось на отраслевой принадлежности. Ведь сейчас предприятия не готовы платить большие деньги за длительный процесс внедрения и доработки стандартной программы под специфику».
Возможности
Эффективность ИТ как инструмента управления стала очевидной
Руководитель нижегородского филиала компании Samsung Андрей Коклин отмечает, что кризис — время возможностей для тех компаний, которые быстро принимают решения: «Мы совершили скачок в этом году, предлагая клиентам виртуальные серверы. Если бы не было спада, мы бы росли более медленно, в течение нескольких лет. Скорость принятия решений стала ключевым критерием растущей компании».
С таким мнением согласен директор компании «СМС-НН» Олег Шевченко. «В 2009 г. произошло наше окончательное расставание с компанией «Санрайз», в развитие которой с 2000 г. мы вкладывали свои силы и средства. Уходя, дали обещание не конкурировать с ними в сфере продаж компьютерной техники, а спустя три месяца, к сожалению, компания развалилась. Мы же в кризис начали раскручивать новую торговую марку. И при этом нам удалось выжить и даже увеличить обороты до приемлемого уровня», — рассказал г-н Шевченко.
Кризис подарил хорошие возможности компаниям, занимающимся аусорсингом. В 2009 г. этот сегмент рынка стал самым быстрорастущим. В июле 2009 г. аналитическая компания in4media завершила исследование российского рынка ИТ-аутсорсинга, проведенное по заказу Комитета по исследованиям и аналитике Ассоциации «АСТРА». По прогнозам in4media, в 2009 г. этот сегмент принесет порядка $900 млн, а его рост составит около 16%, что почти вдвое больше роста российского ИТ-рынка в целом.
«Мы в этом году успешно развивали направления аутсорсинга, и выросли на 50%, по сравнению с прошлым годом. Заказчик изменился, стал крупнее, и в основном интерес возникает у тех клиентов, кто никогда к услугам аутсорсера не прибегал. Таких много, и мы продолжим развивать это направление в будущем году», — заявил генеральный директор компании «ИТЛ» Александр Тихонов.
В долгосрочном плане ИТ-рынок способен развиваться весьма динамично: эксперты думают, что кризис поможет отечественному бизнесу оценить истинную роль ИТ для управления предприятиями.
Говоря об итогах кризисного года, эксперты сходятся в одном, что такого рода встряски в целом оказывают позитивное влияние на ИТ-рынок, так как именно в период кризиса эффективность ИТ как инструмента управления становится особенно очевидной.
Места на рынке хватит всем и надолго
Для многих ИТ-компаний последние несколько лет вопрос конкуренции не был основным — из-за экономической конъюнктуры и высоких темпов роста. К примеру рынок программного обеспечения ежегодно увеличивался в среднем на 40-50%. Клиентов хватало всем. Компании могли себе позволить работать исключительно на входящих звонках, имея при это неплохие доходы. Скажем, рентабельность в сегменте систем безопасности достигала 30%. Все бежали вперед, пытались завладеть как можно большей долей рынка. Клиенты этому помогали. «До кризиса большинство компаний рассматривали проекты по внедрению корпоративных информационных систем как дань моде либо как инструмент, облегчающий жизнь пользователям, — рассказывает Андрей Шишкин, генеральный директор ГК «Константа». — Когда «свободных» ресурсов, в том числе финансовых, стало меньше, заказчики начали отказываться от внедрения ПО».
Все без исключения российские компании, оставшись один на один с кризисом, столкнулись с необходимостью сокращать издержки и оптимизировать расходы. Затраты на ИТ были одними из первых в списках многих предприятий. Эксперты пошатнувшегося ИТ-рынка начали делать страшные прогнозы.
Страхи
Возврата к уровню 1997 г. не произошло
«От коллег я слышал цифры прогноза падения рынка в два, в три раза, многие говорили о возврате в 1997 г., о 100 рублях за доллар, — рассказывает Алексей Суслопаров, директор Волго-Вятского филиала компании АйТи. — С точки зрения нашей профессиональной деятельности, самые страшные прогнозы касались многократного падения обменного курса рубля к доллару и массовых дефолтов крупных компаний. Слава богу, ни тот, ни другой прогноз не оправдался».
Прогнозов было, действительно, много, причем самых разных. Игроки рынка считали, что он просядет процентов на 70. Минэкономразвитию ситуация виделась иначе: в мае 2009 г. чиновники планировали рост ИТ больше, чем в 2008 г. — на 32,8%. В итоге, как и на большинстве рынков, реализовался некий средний вариант.
«Многие большие инвестиционные проекты стали замораживаться или переносится на конец 2009 г. Сейчас ситуация конечно стала стабилизироваться, но работа по этим проектам не возобновилась до сих пор», — отмечает Олег Пятаев генеральный директор Интеркон Инжиниринг групп.
«Роста не будет, но и 70-процентного провала тоже», — так Артем Ермолаев, директор департамента госполитики в области информатизации и ИТ Минкомсвязи России, оценил предварительные итоги развития рынка информационных технологий в уходящем году. Для более точного результата, по его мнению, надо дождаться подведения итогов в конце января, поскольку последние три месяца года являются ключевыми для отрасли.
По оценкам специалистов, пик кризиса в сегменте внедрения софта пришелся на март-апрель текущего года: рынок упал примерно на 30% по отношению к 2008 г. Уже в середине второго квартала ИТ-компании почувствовали оживление: заказчики озаботились приобретением ПО, которое позволило бы им минимизировать затраты и повысить продажи. Особенным спросом пользовались системы финансового анализа и CRM. Объемы заказов в этом сегменте выросли примерно на 10%.
ИТ-компании занялись развитием активных продаж
Участники ИТ-рынка вспомнили о конкуренции и начали биться за клиента. В сегменте программного обеспечения приходилось сражаться порой в неравных условиях. Специалисты говорят, что нередки случаи, когда иностранный вендор злоупотреблял своим доминирующим положением и предлагал поставку за «ноль», вытесняя отечественную компанию. Местные разработчики в ответ на это «пошли в народ» и начали популяризировать свой продукт с помощью обучающих семинаров. Только в Нижнем Новгороде за неполный 2009 г. прошло 26 конференций крупнейших компаний-поставщиков 1С («1С:Франчайзи-НН» – 11, ГК «Апрель» – 12, ГК «ЛАД» – 3). Продажи софта у отечественных разработчиков поползли вверх. «Крупные предприятия стали отказываться от дорогостоящего и зарубежного софта, который ранее приобретали в угоду престижа, и все более обращать свое внимание на отечественные программы», — рассказывает директор ООО «1С:Франчайзи-НН» Сергей Малышев. По мнению экспертов, в целом кризис может стимулировать спрос на российское ПО — оно дешевле зарубежных аналогов. А сейчас спросом пользуются недорогие решения, способные дать быстрый финансовый результат.
Большинство ИТ-компаний еще в конце прошлого года начали предлагать «антикризисные» решения. Антон Антич, директор по работе с партнерами VMware Россия / СНГ, рассказал о том, что антикризисным предложением его компании стали услуги по виртуализации серверов. «Если в прошлом году основная «зацепка», из-за которой с нами начинали диалог, заключалась в том, что у компаний физически кончалось электричество в серверных, то в этом году основной является тема снижения издержек», — объяснил г-н Антич.
Компания «АйТи», по словам Алексея Суслопарова, еще осенью 2008 г. разработала пакет решений, направленных на снижение стоимости владения ИТ и на расширение функционала при минимальных вложениях. «К примеру, наша компания предлагает аренду SugarCRM, которая подразумевает, что компания не покупает дорогостоящие лицензии на ПО, а пользуется им, регулярно отчисляя арендные платежи. При этом нет необходимости тратить ресурсы на внедрение и поддержку системы — эти услуги включены в арендную плату».
Все эксперты сходятся во мнении, что структура спроса на ИТ-рынке претерпела значительные изменения. Если раньше новые клиенты составляли не менее 70% оборота компаний, то теперь поток иссяк. «Спрос стал более ориентирован на поддержку уже существующих на предприятиях IT-сервисов, чем на создание новых», — пояснил г-н Суслопаров.
Чтобы стимулировать новые продажи, ИТ-компании занялись собственным развитием. Сергей Малышев: «Если раньше наши менеджеры только «поднимали трубки входящих звонков», то теперь мы всерьез занялись развитием отдела активных продаж. Сегодня мы стали более внимательно относится к вопросу сегментирования клиентов, особенно ярко это отразилось на отраслевой принадлежности. Ведь сейчас предприятия не готовы платить большие деньги за длительный процесс внедрения и доработки стандартной программы под специфику».
Возможности
Эффективность ИТ как инструмента управления стала очевидной
Руководитель нижегородского филиала компании Samsung Андрей Коклин отмечает, что кризис — время возможностей для тех компаний, которые быстро принимают решения: «Мы совершили скачок в этом году, предлагая клиентам виртуальные серверы. Если бы не было спада, мы бы росли более медленно, в течение нескольких лет. Скорость принятия решений стала ключевым критерием растущей компании».
С таким мнением согласен директор компании «СМС-НН» Олег Шевченко. «В 2009 г. произошло наше окончательное расставание с компанией «Санрайз», в развитие которой с 2000 г. мы вкладывали свои силы и средства. Уходя, дали обещание не конкурировать с ними в сфере продаж компьютерной техники, а спустя три месяца, к сожалению, компания развалилась. Мы же в кризис начали раскручивать новую торговую марку. И при этом нам удалось выжить и даже увеличить обороты до приемлемого уровня», — рассказал г-н Шевченко.
Кризис подарил хорошие возможности компаниям, занимающимся аусорсингом. В 2009 г. этот сегмент рынка стал самым быстрорастущим. В июле 2009 г. аналитическая компания in4media завершила исследование российского рынка ИТ-аутсорсинга, проведенное по заказу Комитета по исследованиям и аналитике Ассоциации «АСТРА». По прогнозам in4media, в 2009 г. этот сегмент принесет порядка $900 млн, а его рост составит около 16%, что почти вдвое больше роста российского ИТ-рынка в целом.
«Мы в этом году успешно развивали направления аутсорсинга, и выросли на 50%, по сравнению с прошлым годом. Заказчик изменился, стал крупнее, и в основном интерес возникает у тех клиентов, кто никогда к услугам аутсорсера не прибегал. Таких много, и мы продолжим развивать это направление в будущем году», — заявил генеральный директор компании «ИТЛ» Александр Тихонов.
В долгосрочном плане ИТ-рынок способен развиваться весьма динамично: эксперты думают, что кризис поможет отечественному бизнесу оценить истинную роль ИТ для управления предприятиями.
Говоря об итогах кризисного года, эксперты сходятся в одном, что такого рода встряски в целом оказывают позитивное влияние на ИТ-рынок, так как именно в период кризиса эффективность ИТ как инструмента управления становится особенно очевидной.
| Основные события |
| осень-зима 08 1 | Изменилась структура спроса на оборудование. Компании начали активно использовать более дешевые машины российского и китайского производства. В сегменте прогрммного обеспечения спрос также начал смещаться в сторону более дешевых решений отечественных разработчиков. |
| весна 09 1 | В 2009 г. стартовала областная целевая программы «Информатизация Нижегородской области». Программа рассчитана на 3 года. В текущем году инвестиции составят 28,5 млн руб., в 2010 г. — 47 млн руб., в 2011 г. — 50 млн руб. В рамках программы планируется внедрение информационной системы регистра и электронного документооборота, объединение в общую сеть электронных порталов не только органов исполнительной власти области и МСУ, но и сельских муниципальных образований. Кроме того предполагается внедрение в Нижегородской области технологии «электронного правительства» (возможность для граждан общаться с органами власти через веб-сервис). |
| лето 09 1 | Правительство Нижегородской области выделило 13,205 млн руб. на начало строительства бизнес-инкубатора в IT-парке «Анкудиновка». Объект был заморожен весной 2009 г. из-за земельных споров. Технопарк «Анкудиновка» — самый крупный из 7 аналогичных проектов в рамках государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Общий объем инвестиций в «Анкудиновку» — 15 млрд руб.: 1,5 млрд руб. — из бюджета Нижегородской области, 1,6 млрд руб. — из бюджета РФ, 11,9 млрд руб. — из средств частных инвесторов. 2 | Примерно на треть сократился рынок программного обеспечения в первом полугодии 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. В докризисный период рынок прирастал по крайней мере на 40-50% ежегодно. По оценкам экспертов, пик кризиса в сегменте внедрения софта пришелся на март-апрель текущего года. |