Меню

ГАЗ загружает мощности

В стратегии экономического развития Нижегородской области вплоть до 2020 года автомобилестроение прописано как региональный локомотив. Надежды властей связаны в первую очередь с Горьковским автоза

Мечты правительства Нижегородской области о том, чтобы одно из крупнейших предприятий региона— Горьковский автозавод— получило загрузку, близки к воплощению. Хлебнувший кризиса ГАЗ разом заинтересовал таких маститых игроков мирового авторынка, как Mercedes-Benz, Volkswagen и General Motors.

В стратегии экономического развития Нижегородской области вплоть до 2020 года автомобилестроение прописано как региональный локомотив. Надежды властей связаны в первую очередь с Горьковским автозаводом, имеющим более сотни сателлитов по региону, а потому любой просчет компании и коммерческая неудача больно била по всей экономике области.
Группа ГАЗ, упуская легковой сегмент, начала поиски партнера еще несколько лет назад. Осенью 2007 года на горизонте сотрудничества появился General Motors, который хотел бы получать в рамках СП 50 тыс. машин с возможностью увеличения объема выпуска до 200–300 тыс. автомобилей. Проект был одобрен даже на федеральном уровне, однако окончательно договориться с GM не удалось ни к концу 2007 года, ни в 2008 году. На пороге мирового финансового кризиса, который нанес сокрушительный удар по автомобилестроению, ГАЗ нашел альтернативу так и не заглянувшему на его площадку GM — появился американский Chrysler. В 2008 году компании рассмотрели возможность производства кроссовера Dodge Caliber. Правда, итогом стал только перенос на площадку автозавода сборочного конвейера одного из заводов Chrysler в США. Мощность линии составляет 150 тыс. автомобилей в год. Группа ГАЗ вложила в проект более 6 млрд рублей, начав производить автомобили Volga Siber. Амбициозные планы по выпуску и продажам этой машины были сломаны финансовым кризисом.
Региональное правительство, озабоченное социальными последствиями кризиса на автогиганте, приняло целый комплекс поддержки завода. Главной целью было не допустить остановки производства, массовых увольнений и прекращения заказов сателлитам, которые в районах и городах области зачастую являются чуть ли не единственными работающими предприятиями. Правительство запустило свое дополнение к федеральной программе утилизации, в котором ощущалась в большей степени забота о сбыте продукции ГАЗа. Кроме этого, проект по производству Volga Siber был признан приоритетным, компания получила налоговые льготы и компенсации по кредитной ставке. Правда, кризис привел практически к полной остановке конвейера.
Апогеем лояльности и попыток поддержать предприятие стал вход летом 2010 года губернатора в новый состав совета директоров основного юридического лица группы ГАЗ— ОАО «ГАЗ». Валерий Шанцев признался, что теперь сможет отследить развитие предприятия в интересах региона и рабочих «изнутри». Кроме этого, свои позиции в совете укрепила канадская Magna: сопредседатель правления Magna International Inc Зигфрид Вольф возглавил совет директоров, в котором также появился исполнительный вице-президент по корпоративному развитию Magna Питер Кооб. Привлечение иностранных менеджеров группа ГАЗ объяснила подготовкой к серьезным изменениям в технологиях и модельном ряде вследвие привлечения зарубежного партнера.
Долго ждать не пришлось. В конце 2010 года Группа ГАЗ и Daimler подписали соглашение о сборке легких коммерческих автомобилей марки Mercedes-Benz с 2012 года. Автоконцерн планирует инвестировать свыше 100 млн евро и начать работу на площадке ГАЗа с выпуска 25 тыс. автомобилей Sprinter в год. Стоит отметить, что сегмент легкого коммерческого транспорта уже давно стал для ГАЗа ключевым, а потому для завода речь идет о выгодах диверсификации— он не отказывается от «ГАЗели», которая по-прежнему будет выпускаться.
Кстати, подписание соглашения прошло в присутствии премьер-министра Владимира Путина, который по этому поводу совершил уже пятый визит в Нижегородскую область за 2010 год. Приятный для нижегородской экономики повод был приурочен к совещанию о реализации стратегии развития автомобильной промышленности страны до 2020 года.
Иностранные инвесторы заверяют, что степень локализации достигнет 60%. В группе ГАЗ отмечают, что потенциально мощностей будет достаточно для увеличения выпуска до 60 тыс. легких коммерческих грузовиков в год и выше в зависимости от потребности рынка. Как пояснил глава Mercedes-Benz Vans Фолькер Морнхинвег, концерн рассчитывает на более чем двукратный рост российского рынка к 2020 году— до 275 тыс. автомобилей.
Вслед за этим появились заявления о том, что загружен будет и легковой конвейер ГАЗа. В интервью агентству Bloomberg президент группы ГАЗ Бу Андерссон рассказал о ходе переговоров с иностранными автоконцернами Volkswagen и General Motors. Речь идет о выпуске порядка примерно 100 тыс. машин для Volkswagen AG (VW) и 30–40 тыс. автомобилей Chevrolet Aveo для General Motors Co (GM). Суммы инвестиций, а также сроки группа ГАЗ пока не раскрывает, однако по словам господина Андерссона переговоры будут завершены к концу февраля.
Радость региональных властей несколько сглаживается мнениями различных аналитиков, которые видят в происходящем не только позитив. Иностранные концерны, приходящие на практически готовую площадку, потратят значительно меньше средств по сравнению с заходом «в чистое поле». И если, имея только отверточную сборку и небольшие объемы, автоконцерны не будут толкаться локтями на площадке ГАЗа, то реализовать желание локализовать производство будет уже непросто. Более того, планы Mercedes-Benz увеличить выпуск грузовиков до 60 тыс. штук в год пока видятся малореализуемыми: даже группе «Соллерс» с более дешевыми Fiat Ducato пока не удалось достичь отметки в 20 тыс. автомобилей.
Тем не менее Группа ГАЗ наконец-то стала выходить из ситуации постоянных переговоров и начала подписывать документы. Нижегородские власти, которые, кстати, так и не пересели на Volga Siber, продолжают рассматривать автомобилестроение как один из «китов» региональной экономики.

Новые планы ГАЗа в цифрах
100 млн евро
вложит концерн Daimler AG
25–60 тыс.
автомобилей Mercedes-Benz в год
40 тыс.
автомобилей Volkswagen в год
100 тыс.
автомобилей General Motors в год

Источник: данные ДК

Как продавали партнеры ГАЗа в 2010 году*?
1,7 тыс.
легких коммерческих автомобилей Mercedes-Benz
35%
20,5 тыс.
автомобилей Chevrolet Aveo
39%
58,9 тыс.
легковых автомбилей Volkswagen
49,19%
7,2 тыс.
коммерческие автомобили Volkswagen
27,8%

* данные за 11 месяцев 2010 года
Источник: аналитическое агентство «Автостат»