8 июня Гранд отель «Ока», принял боле 30 участников четвертого ежегодного Бизнес-форума «Наше дело – Магазин», посвященого развитию, управлению и продвижению предприятий розничной торговли.
Событие помогает
руководителям магазинов и торговых сетей отмечать для себя интересные моменты,
прошедшие за год, выделить новые направления движения в ритейле, встречаться с приглашенными из разных городов
России звездами бизнеса. Мероприятие прошло при информационной поддержке
журнала «Деловой квартал».
Организаторы – компания
EVENT MAKE и журнал «ТиТО – Торговые
технологии» –
составили интересную программу мероприятия, насыщенную как информационно, так и
развлекательно: конференция с ведущими экспертами в сфере розничной торговли,
вручение премии «Признание нижегородцев» среди гипермаркетов и магазинов «у
дома», а также дегустации и выставка от
компаний-партнеров форума. Нововведением в 2011 году стало проведение специальной
сессии для руководителей аптечных сетей.
На площадке бизнес-форума «Наше дело – Магазин» традиционно проходила выставка новинок
и специальных предложений для retail от компаний: Генеральных партнеров форума - «МЕТРО Кэш
энд Керри», ГК «ТОРГМОНТАЖ», Официальных партнеров – НБД-Банк, «Сладкая жизнь плюс», и Партнеров -
«ЭВМ Комплекс», «Апрель-Софт», «Студия Ю», ЮниКредит Банк, «Сакура», «Город
Впечатлений».
Работа форума началась с видео-выступления управляющего партнера инвестиционной группы
Management Development Group Inc., создателя и управляющего розничных сетей
ProdECO «Марка» и «ГастрономчикЪ», а также других производственных и торговых
компаний в России и Европе – Дмитрия
Валерьевича ПОТАПЕНКО. Резкие и правдивые фразы, критичная и жесткая форма
монолога заставила участников форума задуматься. «Что Вы сделали за год?» – обращался к
участникам Дмитрий. «Сколько
точек Вы открыли в другом городе, стране? Мы живем в индустриальном обществе,
где всё глобализуется. И если мы хотим рассматривать Россию как страну Запада,
то это достигается промышленным производством и вывозом своей бизнес-модели за
пределы региона и за границу. А «лавочники» не делают экономику, они занимают
определенную нишу, которая очень ограниченна. Экономика – это глобализация,
когда каждый специализируется на своем, и никакие национальные черты Вы не
имеете права привносить в свой продукт – все должно быть стандартизированным,
включая магазины».
По поводу выступления высказался эксперт форума Сергей
ИЛЬИНСКИЙ – начальник управления Департамента франчайзинга X5 Retail Group:
«Дмитрий очень много выступает и во многом прав, он «прямой рупор»,
который вещает на Россию со стороны
ритейлеров. Нельзя в глобально растущей Вселенной жить своим
индивидуальным миром и, отгородившись забором, считать, что ты недосягаем. Надо
притираться, приживаться и считаться с окружающими. Россия – это не
обособленный анклав, который живет и будет жить по своим законам. Крупный
ритейлер нормально сосуществует с любым бизнесом, просто нужно правильно выбирать
формат, свою нишу на рынке и выбирать свой продукт – и тогда вы будете непоколебимы.
Не нужно конкурировать с федеральными сетями по ассортименту и цене – это не
тот «конек», на котором можно выиграть, нужно искать свою изюминку и предлагать
ее покупателю».
Важную фразу сказал основной эксперт форума, управляющий Retail Training Group, г. Москва Дмитрий ЛЕВИЦКИЙ: «Нет хуже стратегии, чем делать, как все. Это наиболее
рискованная тактика в бизнесе. Сделай не как все! – не менее рискованная позиция,
но зачастую более успешная. Копия всегда хуже оригинала, а строить на этом
бизнес-стратегию просто невозможно». Также Дмитрий советует путешествовать,
искать интересные товары и продукты, привозить и продавать их у себя.
В своем выступлении Михаил
ОРЛОВ – представитель генерального партнера форума - компании «Торгмонтаж», а
также, Группы компаний «АТОЛ», г. Москва – уделил внимание малому бизнесу.
«С проблемами в малом бизнесе связан огромный пласт оперативной работы
управленцев и персонала; следовательно, без автоматизации обойтись невозможно. Она
необходима для сокращения издержек, повышения лояльности покупателей и
контроля деятельности персонала». В
своей презентации и на стенде компании «Торгмонтаж» был представлен проект
тотальной автоматизации для малого бизнеса, который окупается за один месяц, –
это действительно комплексное и недорогое решение.
Генеральный партнер мероприятия – «МЕТРО Кэш энд Керри» – представил проект «Школа торговли». Менеджер по торговым решениям компании «МЕТРО
Кэш энд Керри» Денис БАБАЕВ рассказал, что в рамках программы компания
делится своим опытом ведения бизнеса. «Наша задача внедрить технологии,
которыми умеем пользоваться мы, а также повысить конкурентную способность
клиентов, предоставляя полные оптимальные проекты реорганизации магазина», которые
включают анализ прилегающей торговой территории, анализ ассортимента и
категорий продуктов, ценообразование, выкладку товаров, расположение и установку
оборудования, использование принципов рекламы. Подытожила презентацию коллеги управляющая торговым центром «МЕТРО» в
Нижнем Новгороде Юлия СПИРИНА. На вопрос – «Сколько стоит?» – она
объяснила, что можно начать работать на
любой стадии. «Например, мы можем только оценить ситуацию по ассортименту,
прилегающей территории, дать рекомендации и уйти, это бесплатно. А можем
создать навигацию, продать и установить оборудование – если вы хотите
вкладывать деньги». Также возле стенда компании «МЕТРО Кэш энд Керри» присутствовали
специалисты, готовые подсказать и рассказать, как нужно эффективно работать.
С одной из самых интересных и полезных тем «Обратный франчайзинг» – выступил эксперт
форума Сергей ИЛЬИНСКИЙ. «Технология франчайзинга существует уже более ста лет,
в России с 1988 года. Это бизнес-технология, позволяющая двум юридическим сторонам
зарабатывать деньги. X5 Retail Group – мультибрендовая компания, которая работает во всех
сегментах рынка, от магазина «у дома» до крупных гипермаркетов. Как франчайзер
выступает с 2001 года. Сегодня в розничной торговле два вида франчайзинга: это
прямой (франчайзинг бизнес-формата) и обратный (товарный франчайзинг).
Технологию «обратного франчайзинга» Сергей представил на примере магазинов X5 Retail Group. «Мы оцениваем магазин, делаем
планировку, говорим, сколько нужно инвестиций, добавляем оборудование, в общем, делаем магазин соответствующим
нашему формату. Ваш магазин не будет отличаться от нашего, но, независимо от состояния
рынка, вы будете получать проценты и агентское вознаграждение. Главная выгода,
которую получает партнер, работая с нами, – это возможность выжить и иметь
устойчивое развитие на нашем неспокойном рынке в условиях грядущей глобализации.
Франчайзинг – это проверенный временем способ выживания и успешного
зарабатывания денег».
В завершении первого блока форума прошло вручение премии «Признание Нижегородцев». Проведен опрос жителей
Нижнего Новгорода, и в номинации «Лучший
гипермаркет» лауреатами стали торговые сети «О’КЕЙ» и EUROSPAR, а победителем объявлен гипермаркет «Карусель». Среди супермаркетов
и магазинов «у дома», в номинации «МАГАЗИН. Самый
доступный для покупателя» праздновала
успех компания «Магнит», с небольшим перевесом обогнав «Пятерочку», «Мясновъ» и
«Отдохни». В номинации «МАГАЗИН. Самый комфортный и современный» покупатели отметили
EURO и «Перекресток»,
а первое место досталось сети магазинов SPAR. Победители и лауреаты конкурса получили дипломы и необычные подарки от компании
«Город впечатлений».
Параллельно конференции
проходил специализированный семинар для
владельцев и руководителей аптечных сетей «Витамины роста для аптечного
бизнеса». Эксперт семинара Денис РУСОВ
(консультант-практик, экс-генеральный директор аптечной сети «Ригла-НН»)
рассказал о текущих проблемах аптечного ритейла: сокращении наценок и динамике
потребительского спроса, и том, как, не прибегая к существенным инвестициям,
увеличить эффективность работы аптеки и ее прибыльность. Особый акцент Денис
посоветовал сделать на управлении ассортиментом и персоналом.
Своими впечатлениями о бизнес-форуме «Наше дело – Магазин
2011» во время кофе-брейка поделились участники встречи.
«Я участвую в форуме во второй раз, и не только сам, но и
привожу с собой коллег. Считаю, что это стоящее событие с большим
информационным потенциалом. Встречи носят прикладной характер, т.е. нам не
теоретики читают лекции, а опытные ребята объясняют, как они добились успеха.
Это очень важно и может двигать вперед, поэтому я с собой беру молодых ребят,
которые, более восприимчивы», – говорит председатель
Борского районного потребительского общества Алексей Николаевич РОЖКОВ.
«Мероприятие проходит
очень интересно и насыщенно, по ходу лекций появляется много новых идей,
которые наша сеть готова внедрять. Форум
как свежий ветер для нас. Я не думаю, что все проблемы, которые имеются
сегодня, решатся за год, так что обязательно посетим «Наше дело» в следующий
раз» – отмечает Ирина Валерьяновна ТЮРЕНКОВ,
и. о. директора «Аптечная сеть Z1».
Второй блок форума стартовал с розыгрыша призов от партнеров форума «МЕТРО
Кэш энд Керри», «Сладкая жизнь плюс» и «Сакура».
Кульминацией конференции стало
выступление Дмитрия ЛЕВИЦКОГО, управляющего
Retail Training Group, г. Москва.
Он перечислил тенденции
рынка розничной торговли сегодня. Это снижение качества товара, рост требований
к работе персонала со стороны покупателей, снижение доходности и, как
следствие, снижение расходов на подбор и
обучение персонала. Дмитрий объяснил, как элементарно повысить продажи
магазина, лояльность потребителей, и рассказал о сущности использования
дисконтных карт и об индивидуальном подходе к покупателю. Все это он представил
в простой и понятной схеме, согласно которой существует два пути роста доходной
части бюджета магазина. «Для того чтобы повысить продажи магазина, я могу пойти
двумя основными направлениями, большего не дано, у меня должно прирасти либо
количество чеков, либо «средний чек». Очевидно, что это два совершенно разных
направления работы». Стратегия преумножения количества чеков, по словам
Дмитрия, включает в себя привлечение новых покупателей, коэффициент конверсии –
показатель соотношения чеков и вошедших в магазин покупателей, и частоту покупок.
Что касается роста среднего чека, нужно повышать количество позиций в чеке или
увеличить среднюю стоимость продаваемого товара, т.е. «уметь предлагать дорогие
товары». Интересные факты Дмитрий ЛЕВИЦКИЙ рассказал об использовании
дисконтных карт. Выяснилось, что у каждого сидящего в зале примерно 20
дисконтных карт, из которых реально используются 3 или 5. Из этих 3–5, в 2–4
магазина люди и так бы ходили. И в среднем в 1 магазин покупатели все-таки
ходят из-за того, что там им предоставляют скидку. «В 17 случаях из 20
дисконтная карта не работает вообще – выкинутый пластик. Это очень дорогая
история». Выход – бонусная программа дисконтных карт.
Человек, совершая покупки, не получает скидку, а копит бонусы и потом
может их потратить, на что пожелает. Чтобы использовать данный инструмент
максимально продуктивно, Дмитрий ЛЕВИЦКИЙ советует обращать внимание на
информацию, которую предоставляет покупатель при оформлении карточки. По мнению
Дмитрия, на эффективность работы особое влияние оказывает директор магазина:
«Ты в зале, ты с покупателями, ты с персоналом, и это – ежедневный бой.
Приходишь на работу – план продаж сто тысяч, и погнали… ты на поле, ты играешь,
ведь директор магазина - основа профессии». Желаем всем
руководителям торгового бизнеса успеха в «боях за прибыль», больших продаж и
благодарных покупателей! До скорой встречи, дорогие друзья!