Что получает бизнес, поддерживая культурные проекты, и в какой форме компании могут взаимодействовать с музеями: нижегородские предприниматели поделились опытом совместных проектов с Арсеналом.
— Симбиоз бизнеса и культуры — это мировой тренд, и он радует, — говорит руководитель специальных проектов Волго-Вятского филиала ГЦСИ в составе РОСИЗО (Арсенал) Жанна Мережко. — Множество масштабных проектов Арсенала уже получили поддержку бизнес-партнеров.
Сейчас идет тотальная социализация брендов. Наш практичный и рациональный бизнес хорошо понимает, что финансируя культурные проекты, он демонстрирует социальную ответственность и становится частью процесса по изменению социокультурной среды города и региона.
Какие есть формы взаимодействия между бизнесом и искусством, и почему бизнес поддерживает музеи?
1. Спонсорство — партнерство
— На сегодня это самая известная и понятная форма сотрудничества. Это обоюдополезная прагматика в отношениях, та самая «стратегия win-win», когда ценности и целевые аудитории совпадают. Но здесь важно, что партнерство помогает сторонам усилить друг друга: вместе они могут сделать то, что не могут по отдельности.
В рамках всех проектов бизнес получает возможность взаимодействовать с аудиторией, которая приходит в Арсенал.
Яркий пример — поддержка диагностической лабораторией «Гемохелп» акции «Свободная среда» (бесплатный вход на выставки по средам).
Мы сами придумали эту акцию много лет назад, но сейчас мы не в состоянии финансово поддерживать тот поток посетителей, который принимаем в «бесплатный» день — от 700 до 1000 человек. Поэтому мы очень благодарны «Гемохелп» за сохранение этой социальной акции в Арсенале и договорились о трехлетнем партнерстве.
Александра Кузнецова, директор по маркетингу диагностической лаборатории «Гемохелп»:
Диагностическая лаборатория «Гемохелп» заботится не только о здоровье, но и о «культуре души» человека. Поэтому проект «Свободная среда» в Арсенале, который способствует популяризации современного искусства, очень близок миссии нашей компании. Заботясь о внутреннем мире, мы занимаемся профилактикой здоровья физического тела».
Выставка «Механизм бессмертия», прошедшая в Арсенале в начале 2019 года — это напоминание о детстве: аттракцион и качели уже не работают, но навевают воспоминания. По средам вход на нее был бесплатным благодаря компании «Гемохелп».
Весной банк «Открытие» поддержал красивую выставку «Мода и вымысел». Это работы фотохудожника Джана Паоло Барбьери — автора рекламных кампаний для мировых брендов.
Проекты такого высокого уровня предполагают расходы на страховку, транспортировку, монтаж, обширную параллельную программу. Если бы не финансовая поддержка банка, горожане просто бы не увидели эту выставку в Нижнем Новгороде.
Владимир Рогозин, управляющий Приволжским филиалом банка «Открытие»:
Каждый выбирает, куда ему инвестировать свои средства, сегодня мы выбрали инвестиции в то, что вечно — в искусство! Философия банка «Открытие» — открывать новые таланты, поддерживать уникальные проекты, в том числе в области культуры. Выставка «Мода и вымысел», отражающая разные этапы развития творческого гения фотохудожника Джан Паоло Барбьери, заслуженно получила статус одного из самых ярких международных проектов, поставив Нижний Новгород в один ряд с европейскими столицами!»
На выставке «Мода и вымысел» можно было увидеть портреты Софи Лорен, Одри Хепберн, Вивьен Вествуд, фотографии светских дам и фото-ремейки классической живописи и кинематографа.
Еще один прекрасный кейс — поддержка компанией Леруа Мерлен семейного цикла «Арсенал + Семья», что позволило нам сохранить полную программу и не поднимать цены на абонементы для родителей.
Наталья Трошева, менеджер проектов по работе с клиентами, «Леруа Мерлен Восток», магазин Нижний Новгород
Миссия «Леруа Мерлен» — сделать доступным для каждого ремонт и обустройство своего дома. А Арсенал — это дом, который делает доступным для его гостей искусство, различные его грани. Ремонт — это тоже искусство, созидание и проявление индивидуальности автора. Мы смотрим в одном направлении, поэтому нам с Арсеналом по пути, и мы дружим «домами»!
Автомобильный бренд Cadillac Россия помог состояться выставке произведений из коллекции музея современного искусства ПЕРММ «Напряжение растет».
Ольга Бурлакова, директор по маркетингу и связям с общественностью General Motors Россия:
Индивидуальность и особое видение — то, что актуально для нашего времени и бренда Cadillac. И это то, что объединяет современное искусство в России».
Одна из визитных карточек выставки «Напряжение растет» — множество масштабных инсталляций. Экспозиция познакомила нижегородского зрителя со знаковыми именами и объектами отечественного искусства 2000-х годов.
2. Создание «проектов мечты»
Это проекты, в которых бизнес заявляет о своих индивидуальных задачах, а мы помогаем их решить.
Например, компания «Юнилин» (торговая марка Quick-Step), главная ценность которой — экологичность, второй раз подряд становится партнером детских развивающих проектов, создавая летние «активности» во дворе Арсенала.
Этим летом мы смогли построить деревянный «Муравейник» по проекту пространственного дизайнера Лизы Абросимовой из Гааги, по лабиринтам которого дети перемещались, изучая жизнь муравьев. Это как раз и был наш «проект мечты», который мы достали из своей «копилки идей».
Галина Погодина, директор по персоналу компании «Юнилин»:
Наше сотрудничество с Арсеналом длится уже не один год. Для нас это идеальная площадка для реализации проектов, связанных с социальной ответственностью бизнеса. Нам близка философия: открытость всему новому, объединение различных форм искусства в экспозициях, холистический взгляд на мир. Для нас создание нового продукта от идеи до производства — своего рода искусство, вбирающее в себя труд большого числа специалистов: дизайнеров, инженеров, логистов и многих других. Будучи единомышленниками, нам с Арсеналом легко находить взаимопонимание и создать классные проекты для нашего города».
«Муравейник»
Одна из идей, которая ждет патронажа – это программа по возвращению имени Михаила Матюшина — одного из создателей русского авангарда, уроженца Нижнего Новгорода, автора музыки к футуристической опере «Победа над Солнцем», в декорациях к которой впервые появился «Черный квадрат» Казимира Малевича. В проект заложены исследовательская работа, изготовление памятника по эскизам художника, концертная программа с музыкой композитора.
3. Меценатство — патронство
Бизнес-партнер помогает культурным институтам менять окружающую среду.
Глобально все это — повышение культурного уровня нашего общества. Просто спонсорства бизнесу сегодня недостаточно, и это тоже тренд.
Инклюзивный проект «Единомышленники» (нашу коллаборацию с Музеем современного искусства «Гараж») поддержала компания «Нижфарм». Мы три года мечтали принять у себя этот проект. Он сложный, дорогостоящий и очень непростой в логистике и монтаже.
Каждый объект на выставке сопровождается тактильной 3D-моделью, тифлокомментарием для незрячих и слабовидящих, а также видео на жестовом языке для глухих и слабослышащих посетителей.
Но главное — он имеет четырехмесячную публичную программу, которая позволяет говорить о настоящей инклюзии: создании доступной среды абсолютно для всех.
Еще один важный патрон этого года — РОСБАНК, поддержавший проект «Опера на экране». В рамках этого проекта создан клуб журналистов, профессионально пишущих на темы культуры.
Татьяна Ермакова, директор территориального офиса Росбанка в Нижнем Новгороде:
Проект «Опера на экране» представил городу лучшие современные оперные постановки мира, что позволило нижегородцам насладиться действительно великими произведениями. Как банку, который входит в международную группу Societe Generale, нам важно поддерживать развитие классической музыки, именно поэтому для нас честь быть партнером столь значимого для Нижнего Новгорода культурного проекта!»
4. Экспертное участие в проектах бизнеса
К нам обращаются за экспертной оценкой или с предложением принять участие в проектах, инициируемых компанией для сотрудников, города или региона. Например, если речь идет о создании корпоративного музея, мы можем проконсультировать по объему работы, который предстоит проделать, потому что музей — это не просто «экспонаты и этикетки», а глубокая и серьезная работа.
5. Пожертвования в эндаумент-фонд музея
Это вклад в фонд целевого капитала культурной институции, который не расходуется на обеспечение ее текущей деятельности. Музей тратит на свои программы лишь инвестиционный доход фонда (сохраняя сам фонд), благодаря чему достигается фундаментальная цель эндаумент-фонда — стабильное развитие некоммерческой организации. В этом случае меценат просто помогает музею, не требуя ничего взамен, что в итоге является вкладом в развитие культурной среды города и региона.
Жанна Мережко
Подытоживая, скажу что искусство умеет делать главное – вдохновлять. А бизнес умеет делать мир лучше своими практическими шагами. Поэтому симбиоз «бизнес-искусство» сегодня — это мировой тренд, и инвестиции в искусство, колаборации с музеями и центрами современного искусства — актуально, престижно и обоюдовыгодно. И сейчас мы ведем переговоры с партнерами на 2020 и 2021 годы.
Читайте также:
«Выставка окупить себя все равно не сможет, но мы стараемся, чтобы ее увидело как можно больше посетителей. Средства, вложенные компанией, должны работать на людей», — Анна Гор