Ежегодно десятки агентств в помощь предпринимателям составляют рейтинги городов, наиболее привлекательных для бизнеса.
Однако эксперты «ДК» признаются, что при выходе из «домашнего региона» эти данные не играют большой роли, опираются они только на собственный опыт. Какими критериями руководствуются компании, планируя осваивать новые территории, выяснил «ДК».
В фокусе нижегородской редакции — специфика ближайших областей: Нижегородской, Владимирской, Кировской, Саратовской, а также республик Чувашия и Мордовия. У каждой — своя фишка. Нижегородская область — крупный промышленный центр с сильным логистическим и научным потенциалом. Владимирская область — туристско‑паломническая мекка. Кировская, кроме дела «Кировлеса» Алексея Навального* и Никиты Белых, известна обрабатывающей промышленностью. Чебоксары и Саратов — имеют мощные энергетические ресурсы в виде скандальной Чебоксарской ГЭС и «Волжской ТГК». Градообразующим предприятием Саранска является ОАО «Мордовцемент». Но на всю страну город прославился после того, как французский киноактер Жерар Депардье получил там прописку. Кстати, в его планы входит открыть ресторан на новой родине. О том, на что г‑ну Депардье и другим предпринимателям стоит обращать внимание при развитии бизнеса в шести представленных регионах, расскажет «ДК».
Регионы в равных условиях
Многие бизнесмены признаются, что в первую очередь они стараются осваивать близлежайшие города, потому что социально‑экономическая ситуация у соседей, как правило, не сильно разнится. Например, Нижний Новгород и Владимир очень похожи: оба являются крупными промышленными городами центральной России, расположены недалеко от Москвы, имеют схожее количество предприятий на 1 тыс. человек и приблизительно одинаковую среднюю зарплату на уровне 25 тыс. руб. Единственная разница — столица Приволжья — город‑миллионник, а число жителей Владимира не дотягивает и до 400 тыс. Однако, несмотря на это, уровень спроса у «соседей» на одном уровне. Оборот розничной торговли во Владимире в первом полугодии 2013 г. составил 150 млн руб. против 220 млн руб. в Нижнем Новгороде.
По количеству населения к Нижнему Новгороду ближе всего Саратов (839,8 тыс. человек). Согласно исследованию «ДК», доля экономически активного населения здесь в первом полугодии 2013 г. составила 57%. Оборот розничной торговли — 130 млн руб., а объем производства на одного человека равен 70 тыс. руб.
По большому счету, все регионы сосредоточили свой бизнес вокруг крупных нефтяных, металлургических и машиностроительных предприятий. Однако есть и такие, где кроме тяжелой промышленности развиты и другие отрасли. Так, например, Кировская область представлена кластером лесоперерабатывающей промышленности. Основные направления специализации: производство древесно‑стружечных и древесно‑волокнистых плит, фанеры клееной, паркета, лыж, щитов из цельного дерева, отделочных материалов из древесины, производство различных видов технической и потребительской бумаги, тарного картона.
Чувашия и Мордовия, единственные, где развит агропромышленный комплекс. Например, в экономике Чувашии доля сельской отрасли в структуре ВРП в два раза выше средней по РФ (9,4 и 4,9 % соответственно), 31 % ВРП дает промышленность (в среднем по РФ — 33,2 %). А Мордовия находится на первом месте в России по производству яиц, молока и мяса крупного рогатого скота на душу населения.
Региональные преференции для развития бизнеса везде одинаковы — налоговые льготы, предоставление земельных участков для инвесторов по ускоренной процедуре, субсидии на поддержку бизнеса и т.д. По словам опрошенных бизнесменов, размер регионов и численность населения не влияет на их решение об экспансии, гораздо важнее другие факторы.
Анализ ситуации
Владелец ГК «Рида» Юрий Яворский утверждает, что при заходе в другие регионы он учитывал как экономические факторы — уровень жизни населения, конкурентная среда и наличие свободной ниши, так и рыночные — окупаемость, рентабельность и уровень конкуренции.
По словам заместителя председателя правления ОАО КБ «Эллипс банк» Марины Лебедевой, при выходе в другой регион требуется более длительное время для раскрутки бизнеса, выработки партнерских отношений, заключения соглашений с ключевыми партнерами, а также глубокий анализ рыночной и экономической ситуации. «В Нижегородском регионе банк присутствует 21 год и обладает сложившейся деловой репутацией и доверием клиентов, в новом регионе приходится завоевывать его с нуля», — поясняет она. С конкурентами на местах «Эллипс банк» взаимодействует всегда по‑разному: пытается договориться или победить различными маркетинговыми приемами и ценой.
Для ритейла главным критерием выбора города является наличие свободных качественных торговых площадей. Например, сеть нижегородских аптек «Ладушка», которая присутствует в 28 регионах, предъявляет следующие требования: первая линия домов, оживленность места (с высоким трафиком: в центре, рядом с рынками, вокзалами и т.п.), первый этаж, общая площадь: 60‑100 кв. м, отдельный вход, электрическая мощность не менее 7 кВт.
Ситуация с коммерческой недвижимостью в рассматриваемых регионах примерно одинаковая. По данным за 2012 г. в Кирове на одного человека приходилось 920 кв.м торговых площадей, в Саратове — 700 кв. м, в Саранске — 540 кв. м, в Чебоксарах — 400 кв. м, во Владимире — 900 кв.м, в Нижнем Новгороде — 600 кв.м. Аналогичная ситуация наблюдается с ценами на аренду офисных помещений класса «А». Средние арендные ставки находятся на уровне 500 руб. за кв. м. Самые дорогие офисные квадратные метры в Нижнем Новгороде (от 600 руб.). В столице Чувашии, напротив, стоимость офисной недвижимости составляет 400 руб. за 1 кв. м.
Большинство опрошенных экспертов утверждают, что проще развиваться в родном регионе, чем заходить в незнакомый. Однако Юрий Яворский с ними не согласен, он уверен, что разница есть только для тех компаний, чья продукция ориентирована на небольшой рынок сбыта.
Есть предприниматели, которые расширяют свое присутствие в стране, оставаясь при этом в «домашнем регионе». Например, крупная электротехническая компания ООО «ТехноМашКомплект» для развития розничной сети и оптовой торговли на начальном этапе развития привлекала инвестиции при помощи продаж взаимовыгодных франшиз. Держатель франшизы получал прописанные стандарты работы, консультационную поддержку и быструю окупаемость бизнеса. «ТМК», в свою очередь, — постоянного оптового клиента. Сегодня под брендом «ТМК» работают более 100 магазинов по всей России (в Нижнем Новгороде, Казани, Саранске, Йошкар‑Оле, Уфе и других).
Аналитики объясняют выбор такой бизнес‑модели тем, что при выходе на новую территорию всегда есть риск, что управляющий там не будет лично замотивирован на результат так же сильно, как собственник. А в случае с франшизой этот мотив появляется.
Нижнему Новгороду интересна «крупная рыба»
Управляющий директор ОАО «ГАЗ» Кирилл Эпштейн утверждает, что инвестиционная привлекательность Нижегородской области обусловлена оптимальным сочетанием геополитических факторов с благоприятными экономическими условиями. Свидетельством этого является производственное сотрудничество «Группы ГАЗ» с иностранными производителями автомобилей и автокомпонентов. В феврале состоялось открытие производства Chevrolet Aveo. Сумма инвестиций в проект составляет $29 млн долларов. Там же в апреле стартовало серийное производство автомобилей нового поколения «ГАЗель NEXT». Одним из крупнейших инвестиционных проектов за последние годы в российском автомобилестроении является проект ЗАО «Мерседес‑Бенц РУС» — дочернее предприятие немецкого концерна Daimler AG и «Группы ГАЗ», которые объявили о начале производства в России автомобилей Mercedes‑Benz Sprinter Classic
Правительство региона в помощь отечественным и иностранным инвесторам формирует кластеры по видам производств. В качестве примера можно привести комплексное развитие автомобильного кластера на базе предприятий холдинга «Русские машины», поддержанное местными властями.
Ряд экспертов считает, что сейчас местные власти больше внимания уделяют зарубежным и федеральным компаниям, которые хотят реализовывать проекты в Нижегородской области, а не локальному бизнесу. Другие аналитики считают это закономерным развитием ситуации. По их словам, региону, действительно, интереснее привлекать «крупную рыбу», потому что многомиллионные инвестпроекты пополняют местный бюджет налогами и создают новые рабочий места. «Я не готов оценивать данную ситуацию, но визуально кажется, что иностранцам помогают больше», — заключил г‑н Яворский. По его словам, реальная поддержка, которая нужна бизнесу — это дешевые 4‑6% и длинные (10‑15 лет) кредиты. Однако пока таких преференций правительство не предоставляет.
В свою очередь губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев в интервью «ДК» заявил о том, что правительство региона не делит инвестиции по национальности и по размеру, потому что все они важны в своей отрасли. Самое главное, чтобы их было как можно больше. «Отличие иностранных инвесторов от региональных не в месте, где зарегистрирована компания или где родился ее руководитель, а в доступе к рынку капитала. Большинство крупных инвестиционных проектов требуют серьезных средств. Стоимость такого финансирования в России существенно выше, чем, например, в Евросоюзе. Дорогие деньги делают многие проекты экономически нецелесообразными. Сейчас самый короткий путь к созданию таких производств — привлечение иностранного инвестора», — пояснил заместитель генерального директора холдинга STADA CIS Иван Глушков.
Екатерина Мясникова
* - внесен Росфинмониторингом в перечень организаций и физлиц, причастных к терроризму и экстремистской деятельности.