Работодатели хотят сделать офисный интерьер не только функциональным, но и оригинальным с точки зрения дизайнерских и технических решений.Однако не все готовы тратить на это бюджет компании.
От того, как организовано рабочее пространство компании, зависит многое: работоспособность сотрудников, их эмоциональное состояние, имидж компании и даже ее доходность, напрямую зависящая от производительности труда.
Бессмысленная экономия
Ряд экспертов утверждает, что нижегородские компании не готовы тратить большие средства на техническое оснащение офиса, особенно, если их деятельность напрямую не связана с информационными технологиями. Однако генеральный директор «СОНЕТ» Алексей Малышев утверждает, что ИТ и инженерные слаботочные системы — основа любых технических инноваций в офисе. Попытка экономии некоторых компаний на них не имеет смысла, так как их доля в общем объеме затрат при строительстве офиса составляет 1,5 — 2%.
«Причем, их создание на этапе строительства проще и экономически выгоднее, чем уже после завершения строительных работ. В Нижнем становится все больше заказчиков, которые для повышения эффективности бизнеса внедряют IP видеонаблюдение, системы контроля и управления доступом, видеоконференцсвязь и другие инновационные разработки», — комментирует он.
Особый интерес крупных компаний сейчас вызывают «облачные» технологии. Руководитель филиала «Манго Телеком» в Нижнем Новгороде Михаил Пекерский объясняет это тем, что корпорациям сложно организовать работу на «чужой» территории, когда возможности по прокладке кабелей, организации кроссов, качественных центров обработки данных, подключению к телекоммуникационным операторам ограничены.
В результате многие системы связи и ИТ системы становится выгоднее виртуализовать. Особенно это выгодно для компаний, офисы которых расположены в разных районах или даже на разных этажах бизнес центра. Для них, как правило, актуален вопрос объединения офисных помещений в рамках общего инфокоммуникационного пространства, единого номерного плана и т.д. Конечно, в данном случае требования по увеличению количества линий или снижению их стоимости понятны, но, зачастую, они просто невыполнимы.
«Виртуальные АТС, CRM, интегрированные с функциями телефонии, «облачные» центры обработки вызовов позволяют не только удовлетворить потребности компаний в дополнительных телефонных номерах и линиях, но и помогают предприятию достаточно быстро и просто организовать единое рабочее «поле», в рамках которого ни один звонок, ни одно решение и ни один клиент не «теряются», — комментирует он.
Поэтому, по мнению г на Пекерского, арендаторам не стоит забывать и об альтернативных «облачных» инфокоммуникационных сервисах, для использования которых не нужна развитая инфраструктура и привлечение сторонних дорогостоящих специалистов по их обслуживанию.
Кстати, именно кризис 2008 г. увеличил желание искать и применять новые технологии, считает генеральный директор ОСГ Рекордз Менеджмент Россия ЗАЛИНА КАНАМЕТОВА. Ведь «умный» офис увеличивает продуктивность сотрудников и сокращает расходы. «Представьте себе кабинет бухгалтерии, а теперь все тоже самое, только без папок и бумаг: все документы хранятся и обрабатываются в электронном виде, никогда не теряются, а поиск нужного документа занимает несколько секунд. Такого результата, например, помогает добиться комплексная система управления документами и информацией. Она позволяет сделать офис безбумажным, а, значит, более просторным, современным и эффективным», — рассказывает она. По словам г жи Канаметовой, обеспечение офиса, в котором работают 15 сотрудников, комплексным решением «ОСГ Рекордз Менеджмент» обойдется всего в 9 тыс. руб.
Требования класса «А»
Кроме современного технического оснащения офиса у крупных компаний есть и другие требования к идеальному рабочему пространству. Директор ООО «Бизнес Дом» Виктория Москвичева утверждает, что пожелания к офисным площадям у крупных арендаторов с мировым именем остаются неизменными: месторасположение в центральном деловом районе города, наличие центральной системы теплоснабжения, вентиляции и кондиционирования, а также оптоволоконных цифровых линий для обеспечения качественной связи и наличие интернета от нескольких провайдеров.
Немаловажное значение имеет открытая планировка площадей с колонной сеткой, обеспечивающей гибкую перепланировку помещений, энергоснабжение, по меньшей мере 50 кВт на кв. м, наличие охраняемой парковки, как наземной так и подземной, а главное, присутствие профессиональной управляющей компании с прозрачной системой бухгалтерского учета. По ее словам, особое внимание уделяется и инфраструктуре в здании, а именно наличие общепита; кассы с Ж/Д и авиабилетами, салона красоты, аптеки, гостиницы, химчистки, стоматологии, спортивно-оздоровительного центра, отделения банков и прочие услуги. Все эти качества присуще бизнес центрам класса «А» и «В+».
У международной сети фирм, предоставляющей аудиторские, налоговые и консультационные услуги, KPMG очень высокие требования при заходе в тот или иной город.
Руководитель Приволжского регионального центра KPMG Андрей Гричук рассказывает, что все офисы компании располагаются в БЦ класса «А» с единой управляющей компанией. Главное требование — это качественное функционирование инженерных систем, а также наличие доступа в здание корпоративных поставщиков телекоммуникационных услуг. «В то же время в условиях текущей непростой рыночной ситуации многие собственники бизнеса отказываются от дорогих интерьеров в пользу сдержанного офисного стиля помещений», — говорит он.
В свою очередь директор Центрального филиала ОАО «Мегафон» Павел Корчагин считает, если оригинальный дизайн помещения помогает сотрудникам аккумулировать новые идеи для продвижения товаров и услуг, либо создавать что то новое и оригинальное, следовательно, вложение средств в дизайн оправдано. А руководитель Нижегородского филиала ООО «АТОН» Елена Матвеева, рассказывает, что принципы эргономики, главным образом, используются при формировании дизайн проекта, в первую очередь, клиентской и переговорной зоны.
Кстати, международное имя компании не означает ее готовность платить любую арендную ставку. Зачастую такие организации очень разумно подходят к поиску помещений для открытия офисов, делая выбор в пользу наилучшего сочетания цены и качества. «Многие из них имеют дополнительные технические требования к площадкам. Поэтому некоторые международные и крупные федеральные компании нередко предпочитают самостоятельное строительство своих офисов», — комментирует генеральный директор компании IDEM Екатерина Гресс.
Классовый дефицит
Строительство офисов «под себя», по мнению экспертов, связано с тем, что в Нижнем Новгороде не хватает качественных офисных площадей.
По данным директора «Нижегородского центра научной экспертизы» Татьяны Романчевой, в Нижнем Новгороде на данный момент находится более 100 действующих, отдельно стоящих бизнес-центров. «Между тем, качественных площадей в них — всего 22,9%, в том числе класса «А» — 6,9%. Отмечу, что доля вакантных помещений в последних составляет всего 2 3%», — уточнила г жа Романчева.
Как рассказала генеральный директор компании IDEM Екатерина Гресс, ощущается недостаток крупноформатных офисов от 300 кв.м. в бизнес-центрах класса «А» и «В+», а также потребность в помещениях до 50 кв.м. классом ниже. Кроме того, трудно найти в городе и совсем большие площади — от 2 тыс. кв.м.
На сегодняшний день стандартам класса «А» отвечают всего пять бизнес центров: «Столица Нижний», «Лобачевский Плаза», «Центр международной торговли», «Холодный переулок,10», «Богемия Палас». Классу «Б+» — восемь: «Москва Плаза», «Новая площадь», «Две башни», БЦ на ул. Б.Печерская, KM City, ГК «Ока», «Теледом» и London. И в ближайшее время ожидать существенного изменения на рынке офисной недвижимости не приходится, считает генеральный директор ООО «Конгресс» Сергей Минин. В первую очередь это касается офисных центров класса А и В/В+, поскольку в ближайшей перспективе в городе нет объектов, готовящихся к вводу в эксплуатацию.
Из шести заявленных проектов бизнес центров до конца 2013 г., по прогнозам экспертов компании IDEM, с уверенностью можно говорить только об открытии БЦ «Эсквайр» общей площадью 6,2 тыс кв.м. Остальные проекты будут запущены позднее. «Ввод такого объема площадей никак не отразится на характере рыночных отношений, сложившихся в сегменте офисной недвижимости. Нижегородский рынок сегодня может спокойно «переварить» 15 20 тыс. кв.м без каких либо заметных изменений в структуре спроса и предложения. Тем не менее, в случае если бы все заявленные проекты были введены в эксплуатацию в обозначенные сроки, это временно удовлетворило существующий спрос и даже могло отразиться на арендных ставках, слегка снизив средний показатель», — комментирует г жа Гресс.
Что касается арендных ставок, по данным Татьяны Романчевой, самые дорогие площади по прежнему располагаются в Нижегородском районе. Их стоимость начинается от 742 руб. за 1 кв. м. В то время, как, например, в соседнем Советском — от 648 руб. за «квардрат». Цена аренды помещений в бизнес-центрах класса «А», в свою очередь, во втором квартале 2013 г. превысила среднюю стоимости по городу в два раза.
Екатерина Гресс считает, что факторы, влияющие на арендную ставку в бизнес центрах, со временем практически не меняются, во главе угла по прежнему остаются локация объекта и его качественные составляющие. «Особенно остро сейчас встает вопрос парковки и доступности объекта общественному и личному транспорту. Нередки случаи, когда федеральные компании отказывались от офисов высокой классности в пользу бизнес центров с достаточной парковочной зоной и удобной развязкой», — рассказывает она.
Эксперты отмечают, что сегодня можно говорить о начале процесса стабилизации на рынке офисной недвижимости, когда предложение и спрос в целом сбалансированы. Тем не менее, остаются незанятые ниши, например, в заречной части города кроме «Бугров Бизнес Парка» практически нет крупных и современных бизнес центров, а интерес к этой части города не уступает нагорной, в основном потому, что транспортная доступность и парковка таких объектов обычно лучше.