Меню

Дилеры зарубежных автопроизводителей ждут уменьшения прибыли

эксперты Наталья Аверина заместитель генерального директора ОАО «Центр Авто» Владимир Гойхман директор дилерских центров Ford, Land Rover и «Ягуар» компании «Нижегородец» Дмитрий Волков генеральный

До осени нижегородский рынок иномарок развивался уверенными темпами: дилеры строили новые салоны и планомерно наращивали объемы продаж. Сейчас автосалоны переживают спад покупательской активности: в связи с кризисом ликвидности рост рынка замедлился, а его участники готовятся потерять до 30% прибыли в следующем году.

эксперты
Наталья Аверина
заместитель генерального директора ОАО «Центр Авто»
Владимир Гойхман
директор дилерских центров Ford, Land Rover и «Ягуар» компании «Нижегородец»
Дмитрий Волков
генеральный директор «Мерседес Бенц Плаза»
Вячеслав Деркач
генеральный директор «Субару Центра Нижний Новгород»
Марьяна Золина
руководитель отдела продаж «Ауди Центра Нижний Новгород»
Виталий Крючков
директор автосалона ООО «Луидор Авто»
Алексей Разиков
руководитель направления Hyundai ООО «БЦР Автоком»

Сколько покупателей у автосалонов отнимет кризис?
Кто построил автосалоны в 2008 г.?
Есть ли альтернативы автокредитам?

Российский рынок автомобилей иностранного производства за 11 месяцев текущего года подрос на 31% по отношению к тому же периоду прошлого года и приблизился к 2 млн автомобилей (включая иномарки отечест­венной сборки). Однако, по данным Комитета автопроизводителей АЕБ, темпы роста падают. Для сравнения, по итогам шести месяцев рост составлял 47%, по итогам девяти месяцев — 40%, за десять месяцев — 36%.

В Нижнем Новгороде работает около 20 компаний, которые продают легковые автомобили в 34 автосалонах. Последними — осенью этого года — открылись дилерские центры Lexus и Infiniti. Таким образом, сейчас на местном рынке представлены практически все автомобильные бренды, за исключением Hummer, Bentley, Maserati и прочих экзотических марок. Суммарный объем продаж нижегородских автодилеров, по прогнозам экспертов, несмотря на кризис, в 2008 г. перевалит отметку в 20 тыс. автомобилей, что на треть больше прошлогодней цифры. Лидируют по приросту продаж в количественном выражении недорогие (до 400 тыс. руб.) иномарки российской сборки.

Дилеры одного производителя конкурируют только качеством сервиса

Ажиотажный спрос первого полугодия на бюджетные иномарки вынудил дистрибьюторов увеличивать число дилеров. К примеру, Ford в Нижнем Новгороде продают три официальных дилера: «Нижегородец», «Агат» и открывшийся в этом году на проспекте Гагарина автосалон компании «БЦР Автоком». Они же — и дилеры Huyndai. Кроме того, Huyndai таганрогской сборки предлагает дилер ТагАЗа — автосалон «Орион». Количество партнеров американского концерна GM в этом году также увеличилось: к «Центр Авто» и автосалону «Genser НН» присоединился «Луидор Авто», который переоборудовал бывший автосалон ГАЗ под продажу Opel и Chevrolet.

В премиум-сегменте нижегородского авторынка окончательно сформировалась классическая немецкая тройка. Официальный дилер BMW «Автомобили Баварии» переехал из откровенно маленького помещения на улице Горького в отстроенный по всем стандартам производителя дилерский центр на улице Бринского. «Плаза» (Mercedes Benz) начала активно продвигать автомобили и автосалон. По словам руководителя отдела продаж «Ауди Центра Нижний Новгород» МАРЬЯНЫ ЗОЛИНОЙ, в результате конкуренция среди немецких марок заметно усилилась: «Все оказались в равных условиях, построив красивые салоны с неплохим географическим положением. Теперь необходимо конкурировать прежде всего в сфере совершенствования профессиональных навыков продажи автомобилей и оказания сервисных услуг». Также осенью этого года к немцам присоединились традиционно конкурирующие с ними центры, предлагающие автомобили Volvo и Lexus. По словам экспертов, ввиду того, что эти игроки появились на рынке совсем недавно, пока их трудно считать полноценными конкурентами.

Дилеры вынуждены повышать цены

По данным аналитического агентства «Автомобильная статистика», в ноябре рост российского автомобильного рынка уже замедлился на 15%. И факторов, способных переломить ситуацию на рынке, практически нет, зато стимулирующих падение — достаточно.

Так, многие нижегородские дилеры уже поменяли ценники, привязав их к растущему доллару. К примеру, Land Cruiser 200 подорожал более чем на 200 тыс. руб., а модельный ряд Mazdа — на 5–7%. «Как официальные дилеры нижегородские компании работают по ценам, которые диктуют поставщики», — поясняет директор дилерских центров Ford, Land Rover и «Ягуар» (компания «Нижегородец») ВЛАДИМИР ГОЙХМАН. Поставщикам, в свою очередь, цены «подсказывают» производители. Последние уже заявили о намерениях: на 2–7% в зависимости от модели подорожает Hyundai, на 5% — Ford. Больше всего увеличится цена Volvо — на 10–15% — из-за укрепления кроны по отношению к рублю.

По словам г-н Гойхмана, основной причиной повышения цен стали увеличившиеся таможенные пошлины. Согласно постановлению Правительства РФ, с 1 января 2009 г. пошлины на иномарки, произведенные не более пяти лет назад, вырастут на 5–10%. Максимальный тариф для них составит 35% от таможенной стоимости. Повышение пошлин не затронет только производства иностранных автомобилей на территории России. Однако, по мнению экспертов, и они поднимут цены, чтобы быть «в рынке».

Таким образом, суммарное повышение цен после Нового года составит 15–20% в зависимости от марки. У по­требителя остается простой выбор: купить машину сейчас, либо переплачивать за нее в 2009 г., или присматриваться к отечественному автопрому. Эксперты «ДК» едины во мнении: подобная поддерж­ка российского автомобилестроения ни к чему хорошему не приведет. В изменение уровня качества отечественных машин мало кто верит.

Кредитные продажи дилеры уже потеряли

Самым очевидным последствием финансовой нестабильности для дилеров стало повышение процентных ставок и суммы первоначального взноса по автокредитам. АЛЕКСЕЙ РАЗИКОВ, руководитель направления Hyundai ООО «БЦР Автоком»: «Некоторые банки свернули кредитные программы, повысили проценты по займам. Клиенты не хотят брать кредиты, опасаясь последующего повышения ставок». «Стало практически невозможно получить кредит без первоначального взноса», — добавляет директор автосалона «Луидор Авто» ВИТАЛИЙ КРЮЧКОВ.

Как отмечает заместитель генерального директора ОАО «Центр Авто» НАТАЛЬЯ АВЕРИНА, доля кредитных автомобилей в автосалоне «Центр Авто» составляет 35–40%. Клиенты «Субару Центра Нижний Новгород» с привлечением заемных средств покупают до 70% автомобилей. По информации «Ауди Центра Нижний Новгород», доля кредитных авто в структуре продаж автосалона составляет порядка 30%. Марьяна Золина: «Вполне возможно, продавцы премиум-моделей пострадают больше остальных. Средняя стоимость автомобиля Audi — 2,2 млн руб. Сумма кредита для его приобретения выше, чем, скажем, для автомобиля middle-сегмента, и получить его будет сложнее». С этим утверждением не согласен генеральный директор «Мерседес Бенц Плаза» ДМИТРИЙ ВОЛКОВ: «Пока мы не ощутили никакого существенного воздействия экономической ситуации на марку «Мерседес Бенц». Наши покупатели всегда имеют возможность получить кредит в Мерседес Бенц Банке».

Для уменьшения потерь участники рынка готовы применять различные инструменты. Например, «Ауди Центр Нижний Новгород» уже ориентирует клиентов на работу с определенными банками. «К тому же мы заметили повышение интереса к лизингу и приобретению автомобиля в рассрочку через специализирующиеся на этой услуге компании», — поясняет г-жа Золина. В рассрочку на нижегородском авторынке работают ООО «Линкос» и местный филиал ГК «Компания розничного кредитования». Последняя предоставляет беспроцентную рассрочку на два года, при условии 50-процентного первоначального взноса и покупки КАСКО за 7% от стоимости автомобиля. Нижегородские дилеры надеются и на помощь дистрибьюторов: под конец года они объявляют бонусные программы на продажи определенных моделей.

Прогнозы по продажам на начало следующего года пессимистичны. «Спад продаж составит минимум 30%», — уверен генеральный директор «Субару Центра Нижний Новгород» ВЯЧЕСЛАВ ДЕРКАЧ. Однако, по словам Алексея Разикова, кризис может повлечь и временный рост продаж в конце года. К тому же рост цен, скорее всего, будет плавным. На складах у дилеров скопилось достаточное количество автомобилей, которые в 2009 г. они будут продавать по прежним ценам.


марьяна золина: «Все оказались в равных условиях, построив красивые салоны с неплохим географическим положением».

Владимир Гойхман: «Как официальные дилеры нижегородские компании работают по ценам, которые диктуют поставщики».

алексей разиков: «Клиенты не хотят брать кредиты, опасаясь последующего повышения ставок».