Меню

Детский экскурсионный туризм ставят под угрозу — нижегородские турфирмы

1 января 2017 г. должен был вступить в силу запрет на автобусы старше 10 лет для перевозки детей. Его перенесли на полгода, но Правила перевозок и без него усложняют жизнь нижегородским турфирмам.

С 1 января 2017 г. должны были вступить в силу положения пункта №3 Правил организованной перевозки группы детей автобусами (постановление Правительства № 1177 от 23.12.2013 г.) — о том, что для осуществления организованной перевозки группы детей может использоваться только автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет. Автобус должен соответствовать техническим требованиям к перевозкам пассажиров и должен быть оснащен тахографом и аппаратурой ГЛОНАСС.

Накануне появилась информация о том, что этот пункт, создающий явные неудобства для работы всех турфирм, организующих автобусные перевозки детей, будет отменен.

Комментирует Людмила Емелина, заместитель директора по экскурсионной работе нижегородской турфирмы «Пилигрим-НН»:

— «Камнем преткновения» оказался для нас этот пункт Правил перевозки. Автобусов моложе 10 лет у нас крайне мало, и они все китайского производства — к нашим климатическим условиям и дорогам не подходят, быстро изнашиваются и выходят из строя. И мы уже готовы были заявить, что сворачиваем работу со школьными группами. Но 21 декабря пришла радостная весть – петиция, составленная Вологодскими туроператорами и транспортными компаниями, которую мы подписали, возымела действие, и скандальный пункт №3 о возрасте автобусов Правительством отменен. 

В целом, это постановление изначально создало сложности в деле развития школьного туризма, установив, к примеру, такие требования, как наличие в автобусах сухого пайка и присутствие медицинского работника, — считает Людмила Емелина:

— Изначально ясно, что при проезде по железной дороге может понадобиться сухой паек, но он совсем не обязателен на автобусных экскурсионных маршрутах, когда мы практикуем горячие обеды в местах экскурсионного пребывания. Посмотрите на список рекомендуемых продуктов сухого пайка – и поразмышляйте… Причем наличие наборов пищевых продуктов, согласно Методическим рекомендациям Роспотребнадзора, обеспечивают уполномоченные лица, а не родители или учителя! И работники ГИБДД, невзирая на все разъяснения и объяснения, штрафуют за отсутствие в автобусе сухого пайка.

Причем штраф выписывают водителю, который никакого отношению к нему иметь не должен. А несколько административных штрафов – и он может быть не допущен к работе с детскими группами. Так мы теряем специалистов — кто придет на их место?

Или вопрос о медицинском сопровождении. Зачем в автобусе на экскурсионном маршруте на 4-6-8 часов по продолжительности нужен медработник? Он необходим в случае, когда едет колонна детей в загородный лагерь: там, в лагере, он остается и работает. Это понятно и логично. Где мы возьмем медработников? Их в медучреждениях не хватает. К тому же медработнику надо обеспечить проезд, место в автобусе, обеспечить питанием в пути, оплатить услуги. Чьи интересы лоббирует это непродуманное положение?

Выросли до сотен тысяч рублей и штрафы на дорогах. Инспекторы ГИБДД проверяют не столько техническое состояние автобуса, сколько бумаги, от которых мало зависит безопасность движения, но которые страхуют их от ответственности. Кто после этого возьмется за организацию экскурсий?!

16 ноября 2016 г. в турфирмы было разослано письмо Роспотребназдора о том, что при выезде за пределы области (а это маршруты в Гороховец, Муром, Суздаль, Владимир с интересными новогодними интерактивными программами) в автобусе должен находиться, помимо медицинского работника, пакет медицинских справок о том, что детям сделаны все полагающиеся прививки, и что каждый ребенок не был в течение 21 дня в контакте с инфекционными больными.

Кто из родителей, занятых на работе, пойдет тратить время на сбор справок? Легче ребенку отказать в экскурсии.

И так каждый пункт постановления: бьет и по карману родителей, и по нервам организаторов поездок, и мешает развитию туризма в этой области.

Закрадывается мысль, что кто-то очень заинтересован в том, чтобы школьники не посещали российские достопримечательности, музеи, театры, спортивные мероприятия, ибо они все требуют транспортного обслуживания. Есть мудрая фраза: «Свято место пусто не бывает», кто-то его займет. Вот только вопрос – будет ли от этого польза стране и нашим детям?

И еще один вопрос или проблема ожидает нас в наступающем году. Она связана с введением закона о госстандартах. По этому закону нас, экскурсоводов, и работников в сфере экскурсионного менеджмента ожидает процедура аккредитации. Как будет проходить, кем будет осуществляться – вопрос с одними пока вопросительными знаками.

Ужесточение законодательства связано с необходимостью обеспечить безопасность перевозки детей. Но турфирмам и экскурсоводам проще отказаться от экскурсионного обслуживания детей по столь жестким правилам, — делает акцент представитель нижегородской турфирмы:

— За организацию перевозок детей в последнее время уже не берутся ни директора школ, ни классные руководители, ни родители. Очередь дошла до туристических фирм и транспортных компаний.

Объёмы экскурсионных продаж снизились в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом.

С конца мая 2016 г., после строгих предупреждений главы Правительства об ужесточении наказания за нарушения правил перевозки детей, и названных сумм штрафных санкций – 100 тыс. руб. на юридических лиц (турфирмы), 100 тыс. руб. на физических лиц (транспортные компании) – посыпались на нашу голову проверки на дорогах. Если раньше штрафовали водителей (но им, как физическим лицам, большие штрафы не выпишешь), то теперь штрафуют транспортные и туристические компании.

Начался настоящий «разгул» и «рэкет» на дорогах со стороны работников ГИБДД.  Они начали проводить проверки на всех дорогах, по которым проходят экскурсионные маршруты, и выписывать штрафы.

За отсутствие бумаги с рассадкой по местам в автобусе. Кто, для чего, с какой целью придумал это требование, почему дети должны сидеть на тех местах, где они «прописаны»? А может, ребёнка укачивает, и его пересадили?

За отсутствие договора между заказчиком и турфирмой. Договор-то должен находиться в турфирме – это внутренние документы между заказчиком и клиентом, и транспорт здесь ни при чем, но разве ж убедишь инспектора, который поставил себе задачу наказать?

За отсутствие графика маршрута с обозначением опасных участков: здесь инспектор требовал то, чего и сам не знает! Мы-то, работники фирмы, их откуда знать должны? Именно работники ГИБДД и должны нас о них информировать, снабжать информацией – а они нас штрафуют и за это!

Чтобы дать возможность группе школьников 5-6 июня 2016 г. побывать в Москве, был собран пакет документов из 17 бумаг, столько же разных бумаг находилось и в автобусе. Больше на себя такой «груз» мы брать не можем — «экскурсионка» малодоходна, но затрат времени и сил требует много.

Чтобы оформить пакет документов на одну группу (а если экскурсии каждый день, и не по одной группе,) в офисе нужен отдельный менеджер – «бумагооформитель или делопроизводитель». В условиях работы фирмы, где два-три менеджера, и работа идет не только по экскурсионным направлениям, это дело становится обременительным. Пусть наши дети сидят в Интернете! Никто из них скоро не будет ездить в комфортабельных автобусах, отвечающих требованиям безопасности по нашим дорогам, и будут в своих отчетах чиновники радостно докладывать – на наших дорогах ни одного ДТП с детскими группами! Им хорошо, и спокойно, а как же нашим детям?! Кто «за бедных детишек» замолвит слово? Любой закон должен стоять на страже интересов, а в нашем случае он защищает интересы небольшой группы чиновников разного ранга, ущемляя интересы детей и их родителей.

Читайте также: Новое в законах 2017

Напомним, что после резонансного ДТП в Ханты-Мансийском автономном округе начались повсеместные проверки соблюдения законодательства организациями, осуществляющими перевозку детей. Прокуратура в Нижегородской области выявила более 150 нарушений, в том числе отсутствие предрейсовых медицинских осмотров и достаточного стажа у водителей, наличие технических неисправностей транспортных средств, при которых перевозка детей запрещена, неуведомление подразделений Госавтоинспекции о перевозке.

Например, 7 декабря прокуратура Советского района Нижнего Новгорода не допустила организованную перевозку детей в ночное время, что прямо запрещено действующим законодательством: спортивная команда выехала на соревнования железнодорожным транспортом в разрешенное время. В Сергачском районе выявлено отсутствие необходимого водительского стажа у водителя одной из школ, в связи с чем внесено представление главе администрации района.

Депутаты городской думы подали идею о том, чтобы создать в Нижнем Новгороде автопарк, который займется перевозкой несовершеннолетних пассажиров.

По словам депутата Игоря Богданова, многие нижегородские автобусы не соответствуют требованиям правил перевозки детей. «Проблема заключается не столько в состоянии самих автобусов, сколько в человеческом факторе. Все водители, допущенные к перевозкам детей, должны пройти аттестацию и спецподготовку. Подобная практика существует во многих странах мира», — цитирует г-на Богданова newsnn.ru. По его мнению, если объединить усилия городской администрации и заинтересованных лиц, автопарк заработает уже на следующий год.