Меню

Деньги в белых халатах

Эпикриз, который составляют аналитики о состоянии рынка частной медицины, вселяет надежду. Игроки успешно преодолевают мононаправленность и становятся гипермаркетами медицинских услуг. Конечно, до

Нижегородский рынок частной медицины прошел через уколы нерентабельности на заре становления, прививки конкуренции в стадии развития и клизмы государственного надзора на протяжении всего периода наблюдения. И, несмотря на все превратности лечения российскими реалиями, частная медицина высоко держит голову и уже начинает толкаться локтями.

Эпикриз, который составляют аналитики о состоянии рынка частной медицины, вселяет надежду. Игроки успешно преодолевают мононаправленность и становятся гипермаркетами медицинских услуг. Конечно, до сильно затратных проектов вроде частных роддомов нижегородский медицинский рынок еще не соз­рел, но и нижегородцы еще не забыли дорожек в государственные клиники. При этом прогнозы явно благоприятны: частная медицина планирует стать ближе к пациентам еще и географически, выходя за рамки Нижнего Новгорода и осваивая свободные ниши в районах с платежеспособным населением. Полезной и вкусной витаминкой смотрится работа со страховыми компаниями.

Кому прописали светлое будущее
Считается, что основа современного рынка частных медицинских услуг в России была заложена в начале 90-х годов, когда был открыт путь рыночным отношениям и предпринимательской деятельности. Эти изменения повлекли за собой небывалый рост частного бизнеса, в том числе в области платных медуслуг. Нижегородский рынок частной медицины начал формироваться чуть позже, немногим более десяти лет назад. На сегодня в областном центре работают более 100 частных медицинских учреждений. Однако количество не всегда говорит о качестве: большую часть регионального рынка негосударственной медицины традиционно составляют клиники, специализирующиеся на гинекологии и других узких направлениях, стоматологические кабинеты, как на заре становления. Секрет мононаправленности прост, как пятикубовый шприц: эти направления считаются одними из самых востребованных и рентабельных. И расчет прост: у 1,2 млн нижегородцев почти 38,4 млн зубов, и их надо лечить. Поэтому нижегородские рты до сих пор являются неисчерпаемым клондайком для тех, кто развивает только стоматологию. В отношении остальных мононаправлений мы подсчеты вести не станем, но эксперты уверены, что там места хватит всем.
При этом специалисты отмечают, что именно стоматология более всего пострадала в кризисное время. «Для нас 2008, 2009 и 2010 годы были непростыми — обороты серьезно упали. Поменялся и контингент пациентов: клиентов со средним уровнем доходов, на которых и рассчитана клиника, стало меньше. Люди перестали проводить плановое лечение, стали посещать врача только с острым случаем»,— говорит заместитель директора клиники «Стомсервис» Александра Голенкова.
Однако по данным маркетингового агентства BusinesStat, с наступлением кризиса предполагалось, что число пациентов коммерческих клиник в России и Нижнем Новгороде снизится как минимум на 10% — пропорционально снижению доходов населения. Однако диагноз нижегородского рынка не подтвердился: такого падения эксперты так и не зафиксировали. И хотя медики не склонны верить «средней температуре по больнице», ожидаемого снижения так и не произошло. Эксперты считают, что все дело в доходах нижегородских пациентов— во время кризиса они не снизились настолько, чтобы забыть о здоровье.
«Как ни удивительно, пациентов в кризис стало больше в нашей клинике. Люди с каждым годом становятся более грамотными, больше заботятся о своем здо­ровье»,— рассказывает главный врач клиники «Медси» Людмила Еремина, с которой согласен коллега. «Никакие общеэкономические потрясения на потоке клиентов не сказались. Учитывая узкую специализацию и крайне низкую конкурентную среду, даже в год кризиса, когда мы выходили на нижегородский рынок, не было сомнений, что наш бизнес будет успешным. Идея выхода себя оправдала полностью»,— говорит главный врач наркологического центра «Премиум» Феликс Банщиков. И генеральный директор клиники Нижегородской медицинской академии «Александрия» Ираида Верещагина считает, что 2010 год успешно выправил результаты кризисного 2009 года. По ее словам, «медицина — это та сфера, которую кризис не затронул, во всяком случае, в среднем ценовом сегменте».
Быстрее всех на поправку после кризиса пошли многопрофильные клиники. Им эксперты и прописали светлое будущее. Пациенту нужно лечение в комплексе, а такую возможность предоставляют ему только учреждения с широким ассортиментом услуг. «Где больше покупают продуктов — в супермаркете или в небольшом магазине, где выбор невелик? Конечно, в супермаркете. Также и в медицине. Поэтому тренд многопрофильности вполне логичен»,— уверен Феликс Банщиков.
Нелечебное кадровое голодание
Рынок медицинских услуг— один из тех, где кадры решают не просто многое, а буквально все. Пациенту хороший доктор доставляет удовольствие от излечения, а владельцу клиники— удовольствие от доходов. Не секрет, что врач с рекомендациями и высокой квалификацией будет таким же хорошим вложением денег, как и томограф нового поколения. Кстати, томограф будет явно доступнее. А вот за специалистом еще стоит поохотиться. Эксперты отмечают, что расценки в клиниках растут не только потому, что компании закупают новое оборудование, но и потому, что гонорар настоящим мастерам весьма немал.
На имя доктора идут не только пациенты, но и молодые кадры. Медицинская корпоративная среда— достаточно закрытая, там все друг друга знают по фамилии, даже не упоминая специализации. Клиники гордятся стоматологом Ивановым или проктологом Сидоровым так же, как уникальной лабораторией. Ведь медработников в регионе выпускает только Нижегородская государственная медицинская академия, а потому рыться в кадрах как в сору не получается.
Если в бюджетной системе здравоохранения важнейшим фактором для подбора кадров является способность персонала работать много и долго, то в частной медицине главное условие— качество и способность делать обоснованный выбор медицинского вмешательства при решении проблем. С учетом всего этого в Нижнем Новгороде медицинский кадровый рынок весьма разогрет. Число игроков на рынке растет, как и уровень капитализации и конкуренции. И кадры— это как раз та дисциплина, в которой всем хочется получить «золото».
«В нашем регионе пласт специалистов 30–40 лет, которые 10–12 лет назад закончили институт и сейчас должны сменить 50–60-летних врачей, просто отсутствует. Это поколение докторов не пошло работать по специальности. Это результат того, что молодые специалисты вовремя не получили поддержку и ушли из медицины»,— считает Ираида Верещагина.
При этом кадровый голод не отменяет серьезных требований. «Мы предпочитаем брать специалистов с опытом работы, причем не в частной клинике, а в муниципальном или госучреждении. Потому что тот опыт работы, который приобретается там, мы ему дать уже не сможем. Иногда приходится ждать специалиста по два-три года»,— говорит Людмила Еремина.
Интересно, что нижегородские клиники уже начали уходить от политики переманивания светил медицины друг у друга. По мнению Ираиды Верещагиной, надо переходить на другой уровень: «Надо начинать готовить и воспитывать свои кадры. Других вариантов нет». В свою очередь, Людмила Еремина считает, что подготовка молодых кадров своими силами— это не выход из ситуации, потому что предыдущий опыт работы стоит многого. Единственное, чего консилиум экспертов не оспаривает, так это необходимости просто подождать, когда новое поколение врачей компенсирует нехватку кадров. По крайней мере, власти уже охотно поддерживают молодых специалистов при условии отбывания трудового срока в муниципальных учреждениях.
Государство теряет медицину
В идеале, который недостижим, как абсолютное здоровье, пациент должен получать качественные услуги, не задумываясь, в частной он клинике или в муниципальной. И если в Европе 80% населения пользуется частными клиниками, то в Нижегородской области этот показатель дотягивает только до 40%. Однако доля частных услуг и число потенциальных клиентов увеличивается с каждым годом. По оценкам BusinesStat, если в 2010 году численность нижегородских пациентов частных клиник составила 519 тыс. человек, то в 2011 году доктора будут пользовать уже около 521 тыс. пациентов. Прогноз скромный, но игроков медицинского рынка радует, как проблеск пульса у любимого пациента.
«И в дальнейшем нижегородский рынок продолжит стабильно развиваться, так как спрос на качественные медицинские услуги не является эластичным. Кроме того, этот сектор остается весьма привлекательной сферой для инвестиций»,— прогнозирует аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
Не секрет, что здравоохранение, хотим мы этого или нет, дрейфует в сторону разгосударствления. «Через какое-то время у нас останется всего несколько государственных ЛПУ, а частник будет оказывать государству услугу в виде пролеченного человека. Качественно обслужил пациента, поставил ему диагноз, добился эффекта— государство оплачивает квоту за этого пациента»,— считает директор исследовательской компании Cegedim Strategic Data Давид Мелик-Гусейнов. В такой системе будет действовать принцип конкуренции. Деньги будут идти за пациентом, и не важно, в какой клинике он обслуживается, важен эффект этого обслуживания. В пилотном режиме аналогичная схема реализуется в теме «родовых сертификатов».
Эксперты уверены в том, что нынешняя система здравоохранения, держащаяся на костылях советской «системы Семашко», путаясь в бинтах рыночных реалий, теряет равновесие и дает ощутимый крен в сторону ухудшения качества медицинской помощи. Поэтому ежегодно возрастающая социальная нагрузка на бюджет ведет государство к «точке невозврата», когда взятые на себя обязательства физически могут быть не подкреплены финансированием. Все это и многое другое эксперты складывают в единую картинку краха всей системы, которую однозначно считают неизлечимой и спешат накрыть простыней.
Вместе с тем аналитики считают, что в 2011 году революционных изменений не будет. Правда, прорывы могут произойти годом позже, когда вступит в силу ФЗ №83 «О коммерциализации бюджетных учреждений». Закон предусматривает кардинальные изменения многих юридических и социально-экономических норм функционирования во всей социальной сфере и в частности в здравоохранении. «Разгосударствление социальной сферы— необратимое явление. Мы стоим сегодня на пороге второй масштабной волны приватизации, — уверен Давид Мелик-Гусейнов, ставящий аналогичный диагноз и нижегородскому рынку медицинских услуг. — Здравоохранение станет услугой, которую будут оказывать частные компании государству. Такой принцип реализуется во всех цивилизованных странах мира».

Нижегородцы лечатся не только в Европе
Самые популярные у нижегородцев зарубежные клиники
Диагностический центр Мюнхена
Мюнхен, Германия
Основной применяемый в центре метод— виртуальная диагностика внутренних органов и других тканевых структур посредством электронного изображения. Целевые диагностические мероприятия— профилактика глазных заболеваний, рака груди и простаты, профилактика инфаркта, рака кишечника, профилактика сосудистых заболеваний и многое другое.
Минимальная цена лечения — около 2 тыс. евро.

Клиника «Бо Ревей»
Лейсин, Швейцария
Основное направление работыклиники — кожа. Это место знаменито среди нижегородцев своим живительным альпийским климатом и естественной ультрафиолетовой радиацией, что составляет важное дополнение к лечению псориаза и нейродермита.
Стоимость лечения — 500 евро в сутки.

Медицинский Центр Wu Stem Cells (WSCMC)
Пекин, Китай
Центр известен своими уникальными методиками лечения сложных неврологических заболеваний, а также сахарного диабета II типа с применением стволовых клеток. Курс лечения неврологических заболеваний — пять недель. Курс лечения сахарного диабета— две-три недели.
Программа лечения разрабатывается для каждого пациента индивидуально, отчего и зависит стоимость.

Клиника «Элиша»
Хайфа, Израиль
В клинику «Элиша» нижегородцы обращаются с самыми различными заболеваниями, так как это крупнейший в Израиле многопрофильный центр со всеми видами диагностических услуг. Имеет в своем распоряжении шесть операционных, общие палаты и палаты класса VIP, реабилитационный центр.

Кардиоцентр «Лар-Баден»
Лар, Германия
Предлагает широкий спектр хирургических вмешательств на сердце, грудной клетке, сосудах. Ежегодно здесь проходят лечение более 5 тыс. пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Стоимость— от 1,6 тыс. евро в неделю.
Источник: данные ДК

Прогноз среднего числа медицинских услуг на одного нижегородца до 2014 г.

Данные: BusinesStat

Александра Голенкова, заместитель директора клиники «Стомсервис»: «Люди перестали проводить плановое лечение, стали посещать врача только с острым случаем».

Феликс Банщиков, главный врач наркологического центра «Премиум»: «Учитывая узкую специализацию и крайне низкую конкурентную среду, даже в год кризиса не было сомнений, что наш бизнес будет успешным».

Ираида Верещагина, генеральный директор клиники Нижегородской медицинской академии «Александрия»: «Медицина — это та сфера, которую кризис не затронул, во всяком случае, в среднем ценовом сегменте».

Людмила Еремина, главный врач клиники «Медси»: «Люди с каждым годом становятся более грамотными, больше заботятся о своем здоровье».