Есть такая вещь, как магия места. Город очень привлекает туристов, инвесторов, если его любят те, кто в нем живет. Если страдают интересы коренных жителей, бизнес там идет не очень хорошо.
Попытка заменить привычные и любимые вещи на какие‑то товары и услуги часто вызывает отторжение и неприятие. Поэтому диалог власти и населения очень важен. Понятно, что чиновники в первую очередь должны руководствоваться узкопрактическими интересами и делать то, что будет полезно и выгодно городу, но для сохранения «магии места» надо иногда совершать нелогичные и иррациональные поступки. Именно этим путем идет развитие любого мегаполиса за рубежом. Так, в центре любого крупного города мира есть рынок, который живет своей жизнью, — шум, гам, мусор. Людям было важно сохранить это место, и власть идет им навстречу.
Для каждого города очень важна не парадная, а абсолютно прагматичная стратегия развития. Власть должна четко себе представлять будущее мегаполиса и понимать, в каком городе мы хотим жить, каким он будет через 30 лет, что будет основными источниками пополнения бюджета. При этом важно реализовать механизм связи с населением. Этот диалог нужен, чтобы случайно не сделать необратимые шаги, которые создадут глубинную неудовлетворенность и омрачат отношение людей к своей малой родине. Я не знаю, есть ли в России города, которые идут этим путем, но на Западе тема участвующего управления освоена давно. Страны имеют границы, через которые люди перемещаются совершенно спокойно. Они сами выбирают место, где будут жить, платить налоги, растить детей. И власти городов, графств, муниципалитетов давно это поняли. Они конкурируют друг с другом за состоятельных граждан, за чистые и дружелюбные к экологии и людям бизнесы, поскольку только это является залогом благополучия территории.
Необходимо системное решение, связующее политику развития города с его культурой, традициями, историей и с теми ценностями, носителями которых являются нижегородцы. И здесь я имею в виду не экономику, а душу. Глубинные ожидания от города, которые есть у жителей, должны быть услышаны. А результаты диалога власти и населения должны превращаться в реальные действия. Так, часто конфликтует идея о развитии исторического центра — в экономическом, деловом отношении — и необходимость освобождать для этого городское пространство — вырубать деревья, производить уплотняющую застройку, менять малоэтажные дома на дома более высокой этажности, разворачивать долгосрочное строительство, чтобы создавать подземные паркинги. С точки зрения прагматики это правильно. Но та ли это цена, с которой согласны люди?
Да, городские управленцы предполагали, что люди будут ездить из одного города в другой примерно с той же интенсивностью, с какой они ездили раньше. И исходя из этого планируется транспортный поток, развязки и парковки. Но зачем, например, строить дороги на Бор, если весь народ уехал в Пензу, Саратов или переехал в Канавинский район? Может быть, пора развернуть потоки, пока они не стали необратимыми, в какую‑то другую сторону? Бесполезно строить пристань на берегу мелеющего моря. К тому же все инфраструктурные проекты реализуются не только на деньги инвесторов, но и на деньги налогоплательщиков. Люди не настолько богаты, чтобы равнодушно наблюдать, как пропадают их деньги. В конце концов может получиться так, что со временем город потеряет популярность и жителей.
Все то, о чем я говорил выше, можно свести к одному: городу необходимо иметь конкурентную стратегию. Причем конкурировать нужно не по формальным показателям — объемы производства и площадь застройки, — а по показателям сущностным: размеру и структуре населения. Удовольствие от жизни в городе должно увеличиваться. А его не измерить ни сантиметром, ни ведром, ни килограммом. Это можно сделать только с помощью социологических методов. Люди хотят немногого: чтобы город был выгодным, удобным и интересным. Значит, интересоваться, так ли это, у горожан надо регулярно. В этом случае будет получена объективная картина, которая позволит точнее проектировать будущее города.
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Михаил Теодорович
Колонка написана специально для "Делового квартала"