Меню

Четыре письма губернатору. Что нужно менять в законах о раздельном сборе отходов?

Евгений Слиняков. Иллюстрация: архив дк

«За вывоз мусора «по факту» все будут платить меньше, но суммы будут одинаковые. И не важно, что вы все лето были в отпуске, а у вашего соседа в это время жили гости, а значит, он «намусорил» больше».

Чтобы раздельный сбор мусора стал действительно интересен нижегородцам, нужно менять или дорабатывать региональное законодательство.

Нижегородская компания «Промис», которая активно включилась в создание технологий раздельного сбора и учета отходов, свои предложения на этот счет направила в виде писем губернатору Глебу Никитину.

О чем шла речь в этих письмах, рассказал директор компании Евгений Слиняков:

— Законодательство у нас, к сожалению, иногда плохо стыкуется с реальной жизнью. И вот один пример. По санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, вывозить наши бытовые отходы (ТКО) нужно не реже одного раза в сутки в теплое время года, и не реже одного раза в трое суток — в холодное. Со слов директора «Нижэкологии НН», мусор из контейнеров у дома региональный оператор должен вывозить не реже одного раза в сутки вне зависимости от времени года и температуры. Все это теория.

Как быть, если по факту нам достаточно одного раза в двое суток?

Наша компания создала «умную» контейнерную площадку — терминал с тремя контейнерами. В один контейнер, оснащенный датчиком наполняемости мусором и электронными весами, люди отправляют бытовые отходы, а в остальные — вторсырье: макулатуру — во второй контейнер, а пластик, стекло, металл — в третий.

Эту контейнерную площадку мы эксплуатируем уже три месяца. Что же мы выяснили?

Заполненность контейнера с ТКО за сутки составляет менее 35%. При этом контейнерная площадка обслуживает два дома — новую многоэтажку и обычную хрущевку (дома №8 и 10 в пер. Корейском, всего 128 квартир). Зачем же гонять мусоровоз к почти пустому баку и платить за «порожние» рейсы?

Мы составили письмо к губернатору, в котором просим внести изменения в региональное законодательство. Просьба простая — ориентироваться на санитарные нормы и разрешить мусоровывозящим компаниям хотя бы в холодное время года опорожнять контейнеры с ТКО не реже одного раза в трое суток, как это и указано в СанПиН.

А еще нужно, чтобы отдельной строкой в квитанциях указывалась сумма платежа за вывоз крупногабаритного мусора (КГМ).

Старые кресла и сломанные телевизоры с нижегородских контейнерных площадок сейчас вывозят отдельные грузовые автомобили: ясно, что мусоровозы с подъемным механизмом для контейнеров, в которых мелкие бытовые отходы упакованы в полиэтиленовые мешки, для таких целей не приспособлены.

По закону, управляющая компания должна вывозить крупногабарит вместе с ТКО. По факту это никто не контролирует.  Для организации учета бортовой грузовик для вывоза крупных отходов должна заказывать УК или ТСЖ по мере накопления КГМ на специальной площадке и фиксировать объем и количество рейсов.

Пока вывоз КГМ не учтен отдельной строкой в квитанции, невозможно проконтролировать, какова доля таких расходов в общей сумме и насколько справедливы начисления. Зато у людей есть убежденность, что они платят за ежедневный вывоз КГМ. Об этом — второе письмо.

Сегодня многие ТСЖ и управляющие компании пытаются наладить учет своих отходов, чтобы не платить за «вывоз воздуха». Пока нет иного способа распределить получившуюся сумму оплаты, кроме как просто раскидать её поровну по всем жильцам. И не важно, что вы на все лето уехали в отпуск и мусора не производите, а у вашего соседа в это время гостят родственники, а значит, мусора от его квартиры получается больше.

Единственный справедливый вариант оплаты вывоза мусора «по факту» — когда выставляются отдельные счета в зависимости от того объема мусора, который та или иная квартира произвела за месяц.

Именно так работает наша «умная контейнерная площадка». У каждой семьи есть свой электронный ключ (или несколько одинаковых), программа их распознает — и автоматически выполняет учет мусора и вторсырья по каждой квартире отдельно.

Три месяца эксплуатации контейнерной площадки показали, что все жители с интересом включились в раздельный сбор мусора и вторсырья, а на прилегающей территории поддерживается идеальная чистота и порядок. Но чтобы этот опыт масштабировать, нужно, чтобы губернатор дал поручение разработать для таких современных контейнерных площадок специальные тарифы. Ведь за подобными решениями — будущее! Эта просьба содержится в третьем письме.

Тем временем, в Нижнем «умных» контейнерных площадок уже две. Вторую компания «Промис» установила на улице Верхнепечерской (дом 7 корпус 2), в «образцовом» ТСЖ 454, которым управляет известный в нашем городе общественник Михаил Швыганов.

Это даст нам новые статистические данные о наполняемости контейнеров: по дням недели, по будням или праздникам, по месяцам, по сезонам. Рост числа «умных» контейнерных площадок ставит новые задачи: при их размещении в разных частях города нужно будет составлять маршруты для мусоровозов, которые будут эти точки обслуживать. Причем маршрут должен быть динамическим, то есть меняться в зависимости от наполненности контейнеров.

Поэтому мы сейчас проводим переговоры с производителями автоматизированных систем оповещения регоператоров и мусоровывозящих компаний о накоплении отходов и встречи с регоператорами на предмет использования таких систем. В итоге наша бизнес-модель должна охватить всех участников рынка ТКО и вторсырья и повысить эффективность их работы.

Отдельным письмом мы попросили губернатора назначить для нас делегата от «Нижэкология НН». Нам важно, чтобы регоператор мог «на берегу» высказать свои потребности и пожелания.

По расчетам Михаила Швыганова, плановый экономический эффект от такой площадки может составить от 150 до 300 тыс. руб. ежегодно. И это не только доход от сдачи вторсырья, но и деньги, которые люди сэкономят на вывозе ТКО. Налицо конфликт интересов между регоператором и жителями. Но это — единственный и верный путь решить наши экологические проблемы с растущими масштабами свалок, где погибает ценное сырье, которое можно было бы вернуть в экономический оборот.