Будущее России— производить сырье для 3D-принтеров
Через десять лет жизнь изменится до неузнаваемости. Доступ к интернет-связи будет везде— дома, в офисе, в самолете — где угодно. Сейчас в Москве при подключении к Сети доступны скорости 2–8 Мбит/с,
Через десять лет жизнь изменится до неузнаваемости. Доступ к интернет-связи будет везде— дома, в офисе, в самолете — где угодно. Сейчас в Москве при подключении к Сети доступны скорости 2–8 Мбит/с, через год-два будут доступны 2–8 Гбит/с. А если говорить о перспективе в десять лет, то там скорости будут измеряться уже в Тбит/с— этого достаточно, чтобы скачать все фильмы, созданные в 2009 г., за одну секунду. Это сделает реальными такие вещи, о которых сейчас мы можем только мечтать. Например, мы сможем проводить видеоконференции с эффектом полного присутствия. Технологии полного присутствия сделают ненужными офисы. Зачем ехать на работу, если можно увидеть своих коллег и из дома— передать им бумаги, перекинуться парой фраз?
Это изменит все сферы бизнеса. Допустим, вы едете в отпуск, пакуете чемодан. В него встроен маленький чип, и, если по дороге потеряют ваш чемодан, вы легко сможете его найти. Кроме того, в чипе будет встроена камера, которая покажет все, что происходит вокруг вашего чемодана,— его никто не сможет вскрыть или украсть.
Все услуги станут персонифицированными. Например, вы подходите к двери своей квартиры, а она уже «чувствует», что это вы идете, и открывает замок. Или вы приближаетесь к машине, а она автоматически подстраивает кресла, климат, зеркала под ваш рост, телосложение, потребности. Прототип такого устройства уже есть — это RedTacton, который использует электрические импульсы тела для управления различными предметами, например для открытия дверей без физического движения рук.
Уже сейчас в Ирландии миграционная служба предлагает внести в базу данных отпечаток пальца и сетчатки глаза. Сделав это, вы сможете пересекать границу Ирландии на самообслуживании— без таможенников и досмотра. В голландском аэропорту Скиполь действует аналогичная программа PRIVIUM— она пропускает пассажиров на рейс по отпечатку сетчатки глаза.
Мой главный прогноз— в будущем все вещи станут «немножко айфонами», и мир будет развиваться за счет приложений к этим вещам— аппликаций. Уже сейчас для Iphone написано 225 тыс. приложений, через пять-семь лет приложений будет уже 50 млн. Так, есть бесплатное приложение от Ирландской железной дороги. Я задаю точку на карте, куда хочу поехать, телефон определяет место, где я нахожусь, и прокладывает маршрут. Приложение заказывает для меня билеты на поезд, самолет, вызывает такси.
Еще один пример— приложение от ирландской полиции. Вы на своем телефоне можете нажать тревожную кнопку, и полиция получит доступ к вашему телефону— его видеокамере, местоположению и т. д. Такие же технологии могут внедрить производители воды, джинсов, ботинок— чего угодно. Например, зубная щетка со связью через аппликации будет подбирать подходящую вашим зубам пасту, запрашивать у микроволновки и холодильника, что вы едите. Кое-что является реальностью на Западе уже сегодня.
Аппликации будут разрабатывать миллионы частных компаний. В том, что все эти решения окупятся, нет сомнения. Вы боитесь смерти? Я боюсь. Многие люди умирают от рака по двум причинам: во-первых, о нем узнают поздно, а во-вторых, химиотерапия убивает не только раковые клетки, но и все тело. Можно вживить небольшой чип в тело человека, и информацию о здоровье врач будет получать не раз в год, как сейчас, а 10 раз в секунду. Чип станет подавать информацию о вашем состоянии в компьютер, который будет анализировать изменения и предупреждать вас о возможных болезнях, назначать профилактику.
Вы отдадите треть месячной зарплаты, чтобы быть уверенным, что проживете до 100 лет? Я отдам.
Физические вещи будут все больше переходить в виртуальное пространство. Как это может быть? Например, у меня был тяжелый многофункциональный пульт. Недавно я купил софт, и теперь у меня виртуальный пульт, у которого больше возможностей, чем у реального. Таким же образом в виртуальное пространство перейдет очень много физических явлений. Одно из последствий этого— исчезновение заводов. Уже придуман 3D-принтер, который позволяет «напечатать» любые вещи— от зажигалки и булки хлеба до жилого дома. Все вещи станут информацией— купив принтер и брикеты-заготовки различных продуктов, вы сможете их легко «напечатать» дома. Большие заводы будут не нужны.
В изменившемся мире Россия найдет свое место. Здесь много грамотных инженеров и разработчиков, даже 3D-принтеры были придуманы в России. Кроме того, на смену промышленным товарам придет потребность в сырье— непереработанном, в виде брикетов. А Россия очень богата сырьем.