«В мире есть достаточно людей, готовых заплатить за полет $250 тыс. И думаю, граждан РФ у нас будет не более 10%». Безопасны ли частные космические полеты и стоит ли бояться обломков ракеты с неба?
Корпорация развития Нижегородской области и «КосмоКурс» подписали соглашение о сотрудничестве при реализации инвестпроекта по строительству суборбитального космического комплекса в регионе. Строительство первого частного космодрома вызывает у жителей Нижегородской области вопросы и опасения. Генеральный директор «КосмоКурс» Павел Пушкин рассказывает, почему проект будет безопасен для туристов и полезен для региона.
— Ракета у нас на чистых компонентах. В качестве окислителя применяется кислород, в качестве горючего — спирт, в качестве компонента наддува — азот. Есть, правда, еще сухой лед в очень небольших количествах. Все эти компоненты хорошо известны. Кислородом, азотом и даже углекислым газом (сухой лед) мы дышим, а углекислый газ даже вырабатываем сами. Спирт мы применяем тот самый, этиловый, который можно пить. Думаю, горение спирта все видели и никого это не должно пугать. Других компонентов у нас просто нет.
Многие сразу начинают говорить про неэффективность спирта, пытаются всех убедить, что мы на гептиле летать будем. Но мы прекрасно знаем все достоинства и недостатки спирта и ко всеобщему удивлению умеем считать баллистику и на этом горючем. При этом с ядовитым компонентом нам не то что взлетать запретят, нам его никто не поставит. И это факт.
Если говорить про конструкцию ракеты и аппарата, то там применяются достаточно простые машиностроительные материалы. У нас нет ничего радиоактивного и токсичного.
Вызывает опасение и возможность падения обломков ракеты. У нас почти строго вертикальный полет с управляемым возвращением на территорию космодрома ракеты и аппарата с туристами. В ходе полета мы не вылетаем за зону космодрома в принципе. Это объясняется тем, что у нас высотный аттракцион, и горизонтальная скорость нам не нужна. Мы же когда камень на высоту подкидываем, бросаем его строго вверх, тут похожая схема. Именно поэтому нам не важна широта точки старта. Космодром подбирается с таким условием, чтобы были выделены санитарно-защитные зоны. Это такие зоны, в которых человек не должен находиться в момент пуска или при проведении испытаний. Эти зоны определены и посчитаны.
К тому же мы планируем размещать космодром так, чтобы люди вообще в этих районах не жили. Самая большая санитарная зона связана с превышением уровня шума. При этом мы говорим не о шуме, который выше болевого порога, а о шуме газонокосилки во дворе у соседа в течение нескольких десятков секунд. Но даже такой шум не допускается.
Зоны, в которые в случае аварийного полета могут падать ракеты и обломки, в два раза меньше шумовых, то есть обеспечивается двукратный запас.
Тут тоже все обычно начинают нам рассказывать, какие факторы мы должны учесть. Так вот, мы учитываем все возможные ветра (а перед пуском их меряем и прогнозируем), отклонения состава атмосферы, массы конструкции, заправки, туристов, смещение центра масс, отклонение моментов инерции, отклонение характеристик двигателей, их возможный отказ и т.п. Далее мы прогоняем многократно (более 10 тыс. раз) траектории полета с учетом всех этих возможных факторов и получаем зоны возможного падения, включая обломки при маловероятном взрыве в полете.
Также у нас рассчитываются все аварийные траектории каждую секунду. То есть моделируется возникновение любых отказов, включая взрывы на каждую секунду полета. В случае же отклонения ракеты от заданной траектории, которое приводит к приближению к границе санитарно-защитной зоны (с заданным запасом), двигатели выключаются, и она падает камнем вниз в эту зону. То есть вылет за территорию зоны возможного падения исключен. К тому же, с земли автоматическая система или оператор всегда могут прервать полет.
Все эти решения дорогие и тяжелые, ракета и аппарат получаются очень и очень неоптимальными, даже постыдными по характеристикам среди специалистов отрасли. Но это плата за безопасность, а она превыше всего.
Всевозможные взрывы хранилищ компонентов, ракеты на старте и в полете мы тоже считали, тоже все входит в определенные нами зоны.
>>>Читайте на NN.DK.RU: «Разруха и заросшие поля». Глава «КосмоКурса» показал, где хочет строить частный космодром
В реальности проект будет по части безопасности, включая экологическую, проходить экспертизу. Без этого никакая ракета не взлетит, это следует всем понимать. Перед началом полетов будет проведена обширная отработка всех агрегатов и систем. Без этого мы тоже не взлетим. Если мы где-то ошиблись и в ходе испытаний получили не удовлетворяющие безопасности характеристики, мы тоже не взлетим.
Зачем это нужно жителям Нижегородской области? Проект ориентирован на запуск туристов в космос по цене в $250 тыс. Естественно, это услуга не для широкого круга населения. Но в России и в мире есть достаточное количество людей, готовых заплатить за данный полет. И думаю, граждан РФ у нас будет не более 10% (больше даже ориентируемся на менее чем 5%).
А зачем же тогда местным жителям данный проект? Они получат около 400 рабочих мест на космодроме и возможность вести сторонний бизнес вокруг него. Это обеспечение едой, расходными материалами, ремонт, строительство и т.п. Это и есть прямые деньги.
Богатые люди будут приезжать в район космодрома. Им надо где-то жить, развлекаться и отдыхать. Это возможность хорошо заработать. Район размещения космодрома и Нижегородская область получат от этого налоги, которые пойдут в том числе на решение местных проблем. Под космодром будет создаваться и ремонтироваться инфраструктура: дороги, свет, газ, связь и т.п. Это все останется на территории района и будет использоваться местными жителями.
Дополнительно мы хотим, чтобы космодром стал центром притяжения туристов, которые хотят посмотреть на пуски ракет и на испытания двигателей. Ведь это будет первое действительно доступное место, где это все можно будет посмотреть. Если все получится, то это огромный приток денег в Нижегородскую область и район размещения. А это развитие дорог, коммуникаций, гостиниц, проведение ремонтов, строительство поликлиник и все то, что беспокоит местных жителей.
Я не говорю, что вся область поднимется из-за этого проекта, но это будет значительный вклад в развитие района и повышение уровня жизни его жителей.
На проект выделяются исключительно частные деньги, их просто хотят вложить и создать центр развития ракетостроения и туризма, попутно развив и реконструировав местную инфраструктуру. На данный момент за счет проекта работают более 50 талантливых инженеров-конструкторов ракетной отрасли, получают конкурентоспособную зарплату и занимаются интересным делом. И мы активно расширяемся. Очень хочется, чтобы наши ряды пополнили 400 талантливых специалистов из Нижегородской области, которые будут заниматься полезным и интересным делом, а заодно получать за это хорошую зарплату!
***
Напомним, Корпорация развития Нижегородской области и «КосмоКурс» подписали соглашение о сотрудничестве при реализации инвестпроекта по строительству суборбитального космического комплекса в конце февраля 2019 г. Построить космодром планируется в 2020-2025 гг. Планируемый объем инвестиций — 2,6 млрд руб. На данный момент идет подбор участка для строительства. Проект реализуется за счет частных инвестиций. Отмечается, что при заправке ракеты используются экологически чистые компоненты.
По словам генерального директора «КосмоКурс» Павла Пушкина, в строительство наземной структуры частного космодрома планируется вложить порядка $40 млн. Первые летные испытания запланированы на 2023 г., первый туристический полет — на 2025 г.
Как сообщается на сайте «КосмоКурса», космическому туристу будет предложен полет длительностью 15 минут в составе группы из шести экскурсантов. Высота полета составит 180-220 км, каждый турист будет находиться в невесомости 5-6 минут, имея возможность посмотреть на Землю из космоса в персональный иллюминатор. Цена билета составит $200-250 тыс.
Российский космонавт Павел Виноградов, совершивший семь выходов в открытый космос, раскритиковал планы частной компании «КосмоКурс» по строительству космодрома.
По его словам, Нижегородская область не подходит для космических запусков, так как каждому космодрому необходима обширная территория для укладки отработанных ступеней. На данный момент все российские государственные космодромы находятся в отдалении от густонаселенных регионов.
Не понимаю, куда авторы проекта собираются летать с космодрома в Нижегородской области. Какой можно сделать бизнес на ракетах, ступени от которых могут упасть на села, заводы или еще куда-то? Сложно комментировать такую заявку. Это или абсолютная безграмотность, или сверхнахальство, или отмывание денег, — отметил космонавт.
Известный популяризатор космоса и блогер Виталий Егоров, напротив, считает, что строительство позволит создать новые рабочие места и привлечь в регион туристов.
Ведь российский космос сегодня — это бренд на мировом уровне. И в дни Чемпионата мира по футболу «Музей космонавтики» в Москве ломился от иностранных туристов. В год музей посещает полмиллиона человек. Мыс Канаверал в США посещают 3 млн туристов ежегодно. Представляете, если тысячи иностранцев приедут в Нижний Новгород ради космодрома? — заявил он в колонке для NN.DK.RU.
Колонка подготовлена на основе публикации генерального директора «КосмоКурс» Павла Пушкина на Facebook.