Бизнесмен армейской выправки
досье Павел Солодкий Родился 1 февраля 1962 г. в Ворошиловграде. 1980–1984 гг. — обучение в Горьковском высшем зенитно-ракетном командном училище противовоздушной обороны. 1984–1986 гг. — служб
досье
Павел Солодкий
Родился 1 февраля 1962 г. в Ворошиловграде.
1980–1984 гг. — обучение в Горьковском высшем зенитно-ракетном командном училище противовоздушной обороны.
1984–1986 гг. — служба в Подмосковье.
1986–1993 гг. — служба в Горьковском высшем зенитно-ракетном командном училище ПВО.
1988–1991 гг. — обучение в Нижегородском социально-политическом институте (бывшая Высшая Партийная Школа).
В 1990–1993 гг. избирался депутатом городского Совета народных депутатов г. Горького (Нижнего Новгорода).
В 2002 г. присуждена ученая степень кандидата экономических наук.
В 1993 г. уволился из вооруженных сил по собственному желанию.
В 1993 г. открыл фирму «Россбел».
С 1996 г. «Россбел» вошел в десятку основных дилеров ОАО «ГАЗ». За четыре года компания преобразовалась в управленческую фирму, которая руководила семью предприятиями, входящими в холдинг «Россбел».
В настоящее время — генеральный директор ООО «Управленческая компания «Региональный центр международной торговли».
Уроженец украинского города Луганск (Ворошиловград) Павел Солодкий приехал в Нижний Новгород в 1980 г., поступив на учебу в Горьковское высшее зенитно-ракетное командное училище противовоздушной обороны. «По окончании учебы меня распределили на службу в Подмосковье. В подмосковной части, кроме в боевого дежурства в войсках ПВО, постоянно занимался с солдатами: организовывал спортивные состязания, культурные мероприятия. За активность меня отметили грамотой и предложили перейти на комсомольскую работу. Но один из кадровиков части возмутился: куда из-за таких активных девать выпускников политических училищ? И в 1986 г. я снова вернулся в Нижний Новгород — меня перевели командиром взвода в Горьковское ВЗРКУ, где я учился», — вспоминает бизнесмен.
Темпов личностной активности лейтенант Солодкий не снизил. «В военном училище я вскоре был избран секретарем комсомольской организации дивизиона курсантов, потом переведен на службу в политотдел, стал секретарем комсомольской организации всего училища. Перспективы карьерного роста складывались самые радужные. Мои документы готовились в военно-политическую академию им. Ленина. Звания я получал без единой задержки — день в день. У меня было 180 поощрений и ни одного взыскания, плюс медаль «За боевые заслуги» за испытание зенитно-ракетного комплекса на полигоне. В общем, многие мне могли позавидовать», — не без ностальгии вспоминает Солодкий.
В 1989 г. в Горьком случились первые демократические выборы в Совет народных депутатов. Вопреки многолетней традиции, по которой начальник училища баллотировался в областной совет, а начальник политотдела — в городской, на этот раз кандидатуру выдвигали курсанты.
«В итоге от училища выдвинули мою кандидатуру. На выборах я конкурировал с тремя директорами предприятий Советского района и победил с первого тура. Кстати, именно этот состав Совета принимал историческое решение об открытии города и его переименовании».
Из-за политической активности у Солодкого складывались неоднозначные отношения с офицерами училища. С одной стороны, он был частью жесткой армейской системы, с другой — находился в центре общественно-политической жизни города. Зато, когда принял решение об увольнении из армии, статус депутата помог ему избежать давления высшего командного руководства.
«Армия в 90-е гг. была в бедственном положении: зарплата офицера составляла всего $17 в месяц, задержки выплат — по три-четыре месяца. Представьте себе: полковники, преподаватели кафедры ведения воздушного боя и уничтожения крылатых ракет по ночам подрабатывали в киоске или «таксовали». Иначе не могли прокормить семью». Павел Солодкий серьезно задумался о том, что будет дальше, и написал заявление об увольнении: «Я тогда понял, что пока у меня много сил и энергии, а страна переживает революционные процессы, надо уходить из армии. Многие отговаривали: мол, семь лет до пенсии, подождите, да разве с таких должностей уходят Но я решил значит решил. Мы из-за этого даже с женой чуть не развелись. Шутка ли, начать жизнь заново».
Сразу после увольнения из армии Солодкий открыл компанию «Россбел» — название означало партнерство России и Белоруссии. «С будущими партнерами познакомился еще в армии. Во время службы мы размышляли, обдумывали варианты совместного бизнеса. В соответствии с плановой экономикой Горький в 80-е гг. много товаров принимал из Белоруссии — в регионе многие привыкли к белорусской продукции. Мы понимали, что все эти товары, которые перестали поставляться в Россию после развала СССР, должны где-то копиться — эта мысль стала основополагающей идеей при организации нашей фирмы. Партнеры разыскали в Белоруссии производителей и оптовые базы, которые раньше привозили товары в Нижний Новгород, и мы возобновили поставки. Раскручивать дело было непросто: свой первый кредит я взял под 180% годовых на три месяца», — рассказывает бизнесмен.
В период перестройки в магазинах города было пусто. Поэтому белорусская продукция с оптовой базы «Россбела» расходилась быстро. «Торговали всем: холодильниками, тракторами, игрушками, мотоциклами. Бывали и проколы. Например, взяли мы как-то в Белоруссии автомобили МАЗ на реализацию с отсрочкой платежа. Я еще был совсем «зеленый» бизнесмен, всего полтора месяца прошло после увольнения из армии. На нас вышли люди, которые представились сотрудниками министерства образования Якутии. Привезли платежки Сбербанка с синими печатями, мы их проверили — банк подтвердил. Заключили сделку, люди взяли машину для предпродажной подготовки и пропали вместе с документами. Оказалось, это были мошенники с липовыми паспортами и платежками. Они украли машину стоимостью $50 тыс. Представляете, какая это сумма в 90-е? Обращения в правоохранительные органы результатов не принесли: на нас смотрели кто с сожалением, кто с сочувствием. Одни предлагали прятаться, другие — вешаться», — смеется Павел Солодкий.
Белорусским партнерам он рассказал все честно, не забыв подтвердить, что готов компенсировать и отработать потерянные деньги. Стоит отдать им должное — отношения не испортились, и бизнес продолжился.
«В 1994 г. я, по рекомендации одного приятеля, познакомился с Сергеем Иванушкиным — бизнесменом, плотно работавшим в то время с Горьковским автомобильным заводом. Через год мы стали партнерами — сначала работали по договору, потом объединились. Результатом объединения усилий, знаний и финансов стало то, что в 1997 г. мы вошли в десятку крупнейших дилеров ГАЗа. Все это время мы не прекращали работать с Белоруссией — к 1997 г. компания стала крупнейшим поставщиком белорусской сельхозтехники в области. Нам удалось открыть около 20 представительств «Россбела» в регионах России и республиках СНГ», — рассказывает бизнесмен.
В середине 90-х предприниматели не только охотно учились сами, но и уделяли много внимания обучению всей команды: «Мы учились в российском подразделении London Business School по программе ISCRA. Затем длительное время сотрудничали с компанией «Приоритет», которой руководит Александр Лапидус — это помогло нам усовершенствовать систему управления компанией по стандартам ISO 9000».
Павел Солодкий пытался диверсифицировать бизнес — в стране с неустойчивой экономикой развивать только одно направление было небезопасно. В Нижнем Новгороде, который много лет был закрытым городом, была не развита сфера бытовых услуг. При содействии министерства поддержки и развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, предприниматели открыли сеть химчисток и прачечных «Еврохимбыт», оборудовав их самыми современными испанскими и итальянскими машинами.
Параллельно компания «Россбел» развивала табачный проект — бизнесмены выкупили у завода «Термаль» большой цех и открыли там табачную фабрику. «Мы предложили городскому руководству создать сеть фирменных киосков на муниципальных остановках, заменив ими убогие будки для продажи билетов. Однако Юрий Лебедев, в то время мэр Нижнего Новгорода, не оценил идею. Отсутствие собственной сбытовой сети стало одной из причин, по которым табачный бизнес не пошел. На рынке до 75% сигарет было поддельными, поэтому нам оставалось либо делать какую-нибудь гадость, либо не платить налоги и уходить в подполье. Недолго думая мы закрыли этот бизнес. К сожалению, с потерями».
Но партнеры не унывали — в 1997 г. выкупили у ГАЗа убыточный тогда сервисно-сбытовой центр «Автомобили Баварии», созданный на базе «ГАЗавтотехобслуживание» (ГАЗ АТО). Вскоре у этого предприятия поменялось все, в том числе и местоположение — центр «Автомобили Баварии» переехал на улицу Стрелка. «Мы сменили оборудование, построили автосалон, сервисную станцию, и уже через несколько лет фирма стала одной из лучших в регионах России по продажам и сервису автомобилей BMW», — рассказывает Солодкий.
В конце 90-х бизнесмены приступили к реализации нового амбициозного плана: решили строить суда для прибрежной ловли рыбы. «C этой идеей к нам пришел Игорь Якименко — судостроитель от бога. Всей командой мы приняли решение создать конструкторское бюро и спроектировать судно международного класса. Спроектировали, получили признание на конкурсе в Москве, отстроили на Чкаловской судоверфи. Когда судно презентовали, оно было интересно многим рыболовным компаниям».
Но в судостроении добиться успехов не удалось. В 2001 г. министр экономического развития РФ Герман Греф ввел продажу годовых квот на рыболовный бизнес. Все рыболовецкие компании РФ должны были приехать в Москву и выкупить квоты на 2002 г. Так как банки под квоты кредитов не давали, у рыбодобывающих компаний пропала уверенность в завтрашнем дне. Понятно, что если квота выдается на год, никто не будет приобретать судно, окупаемость которого — три-пять лет. «Осенью 2002 г. мы были вынуждены остановить проект судостроения, — с сожалением констатирует г-н Солодкий. — Я убежден, что тогда был нанесен серьезный экономический удар по отрасли в целом. В результате наша рыба сдается на заводы других приморских стран, а нас с вами кормят генно-модифицированной импортной семгой».
Март 2003 г. стал для компании «Россбел» переломным — партнеры решили, что дальше каждый пойдет своим путем. «Злые языки утверждали, что мы перессоримся, руки друг другу не подадим, потому что бизнес делить всегда сложно. Это действительно непросто. Но мы прошли через это, и сейчас по-прежнему общаемся, поддерживаем теплые отношения. Игорь Якименко остался в любимой отрасли — судостроении, сейчас возглавляет Городецкую судоверфь. Сергей Иванушкин занимается инновациями и инвестициями. Я благодарен своим партнерам, и хотя каждый давно ведет свое дело, я радуюсь их успехам», — описывает взаимоотношения с бывшими партнерами бизнесмен.
Сам Павел Солодкий с 2003 г. занимается реализацией проекта «Центр международной торговли» (ЦМТ). Общая стоимость строительства трех очередей ЦМТ — около 5 млрд руб., строительство первой очереди комплекса уже заканчивается.
Предприниматель убежден, что Центр международной торговли станет деловым клубом для бизнес-элиты региона. «Сегодня в стране аккредитовано семь Центров международной торговли, и все они очень востребованы. ЦМТ — это не просто бизнес-центры, отели и конференц-залы. Это прежде всего полный комплекс услуг для людей, занятых внешнеэкономической деятельностью. По максимуму услуги центров включают долгосрочную и краткосрочную аренду офисных помещений, услуги секретарей, переводчиков, консалтинговых компаний, контроль доступа, аудит и бухгалтерию, проведение выставок и конференций», — перечисляет девелопер.
Несмотря на то, что комплекс еще только строится, Павел Солодкий уже активно включился в международную деятельность. «Мы оказываем иностранцам содействие в оформлении разрешительной документации, помогаем выстроить взаимодействие с различными структурами: строительными, топливными и энергетическими организациями, банками, властью — консультируем по нюансам российского законодательства — в общем, помогаем инвесторам наладить работу в российских реалиях».
Предприниматель, который уже не раз начинал жизнь заново, о возможности остановки своих проектов до лучших времен говорить отказывается — в будущее надо смотреть уверенно, несмотря на кризис. «Российский бизнес за новейшую историю неоднократно переживал различные катаклизмы. Одних они ломали и разоряли, другие от испытаний становились крепче и мудрее. Поэтому чем бы я ни занимался, со мной всегда была уверенность в людях, которые меня окружают, и в собственных силах», — заявляет Павел Солодкий.
цитата
Мы оказываем иностранцам содействие в оформлении разрешительной документации, помогаем выстроить взаимодействие с различными структурами: энергетиками, банками, властью — в общем, помогаем наладить работу в российских реалиях.
цитата
Мы понимали, что все эти товары, которые перестали поставляться в Россию из союзных республик после развала СССР, должны где-то копиться — эта мысль стала основополагающей идеей при организации нашей фирмы. Мы возобновили поставки из Белоруссии. Раскручивать дело было непросто — свой первый кредит я взял под 180% годовых на три месяца.