«Михаил Мишустин в большей степени отвечает принципам технократизма, которые были сформулированы Кремлем для исполнительной власти несколько лет назад».
15 января Владимир Путин огласил послание Федеральному собранию. Помимо традиционных мер по улучшению демографической ситуации, развитию здравоохранения и поддержке бизнеса президент предложил внести изменения в Конституцию, которые усиливают роль парламента и должны сбалансировать влияние исполнительной и законодательной ветвей власти. Спустя несколько часов Дмитрий Медведев заявил, что правительство РФ в полном составе уходит в отставку. Вечером того же дня президент представил Госдуме кандидатуру руководителя Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина на должность председателя правительства. Руководитель нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества Евгений Семенов в колонке для NN.DK.RU рассуждает о революционном послании президента.
«Ни один из институтов власти не может уйти "в отрыв" и начать доминировать»
— Основным мотивом предложенных Путиным поправок в Конституцию является проблема транзита власти. Но как будет разрешаться эта проблема — все еще остается открытым вопросом. Строго говоря, послание — это идеологический документ, но еще не закон. Для того чтобы идея обрела правовой статус необходимы определенные процедуры, в некоторых случаях — плебисцитарные. Здесь многое зависит от того, как они будут реализованы. До тех пор пока этого не произошло, у нас нет оснований говорить о новом качестве Конституции.
Вместе с тем, оценивая идею, соглашусь, что «конституционная» часть послания обращена к национальным элитам. Можно также согласиться с оценкой определенной группы экспертов, мнение которой выразил Глава ФоРГО Константин Костин. Он отметил, что в послании намечены три направления: первое — укрепление федеративных отношений и повышение статуса Госсовета. Второе — повышение баланса между исполнительной и законодательной властью и третье направление — повышение требований к тем, кто занимает высшие государственные должности. На мой взгляд, президент предпринял попытку конституционно закрепить связность и взаимозависимость элит на институциональном уровне. Если хотите — это мультивластный пакет, где ни один из институтов власти не может уйти «в отрыв» и начать доминировать. В конечном итоге реализация этой конструкции, по мнению идеологов Кремля, обеспечивает преемственность власти, снижая риски смены режима. Однако повторюсь, это только идея. В какой мере она будет реализована — вопрос открытый.
«Это не разовая покупка лояльности, а государственная политика»
Экономико-политическую систему, сложившуюся в нашей стране многие западные, да и отечественные эксперты определяют как «государственный капитализм». Это одна из гибридных моделей, находящаяся где-то между скандинавским социализмом и монархическим социализмом ОАЭ. Ярким примером такого гибрида является современный Китай. Признаком таких моделей нередко является наличие государственного компенсационного социального пакета. Сдерживая развитие рыночных отношений и, отдавая себе отчет в том, что это в значительной мере влияет на качество жизни населения, государство компенсирует возникающие дефициты инвестициями в систему социальной защиты и социальных гарантий. Поэтому предложенные президентом меры нельзя назвать разовой покупкой лояльности населения. Это государственная политика.
«Других элит у меня для вас пока нет»
Отставка Правительства — логичный и очевидный шаг. Ручеек внешних инвестиций слаб. Малый и средний бизнес почти агонизирует. Майские указы стыдливо забыты. Нацпроекты провалены. В некоторых отраслях, например, в здравоохранении — просто катастрофа. Качество жизни населения оставляет желать лучшего. При этом вывоз капитала из страны увеличивается. Все это зона ответственности федерального правительства. Можно сколько угодно «кошмарить» за это муниципалитеты, но за экономику и социальную сферу в стране отвечает Правительство России.
Михаил Мишустин, назначенный новым премьером, в большей степени отвечает принципам технократизма, которые были сформулированы Кремлем для исполнительной власти несколько лет назад. До сих пор эта идея не была реализована. Более того, экс-премьер Дмитрий Медведев, даже предпринял попытку ее дезавуировать, наделив ряд губернаторов полномочиями секретарей региональных отделений «Единой России». Будем считать выбор Михаила Мишустина второй попыткой реализовать эту идею. Как показывает история, технократические правительства дают конструктивные эффекты, но при наличии сильной, легитимной политической власти.
Хочется надеяться, что на смену элитам, сформировавшимся в эпоху первоначального накопления капитала, придет новое поколение элит, которое будет руководствоваться прагматикой сохранения капитала. Они предпочтут устойчивое развитие, обеспечивающее им реальную стабильность, без приставки «квази». Эти обстоятельства могут обусловить качественные изменения в деятельности правительства, в том числе и в качестве его персонального состава. Однако есть сомнение, что это новое поколение уже созрело. Перефразируя известного литературоведа, можно сказать, что «других элит у меня для вас пока нет».