«ДК» собрал банкиров, чтобы узнать – восстанавливается ли банковская система. В итоге эксперты немного поспорили о том, хватает ли банкам ликвидности и спрогнозировали будущее розничного кредитования.
Первым слово взял директор Нижегородского регионального центра филиала «Поволжский» банка «Глобэкс» Николай Русов. По его словам, слово «восстанавливается» подразумевает, что устойчивость была плохой, а сейчас стала лучше.
«Но это не так. Устойчивость осталась на том же уровне, что была год и два назад. Этот уровень определяется в первую очередь прибылью банковской системы России. В 2015 г. прибыль заметно упала, примерно треть банков – убыточные».
До кризиса прибыль банковской системы РФ, по данным Николая Русова, была около 1 трлн руб., по состоянию на 1.09.2016 г. - 532 млрд руб. Банкир уверен, что основные области для набора устойчивости банковской системы – это сокращение маржи между кредитными и депозитными операциями, а также стабилизация комиссионных доходов на одном уровне.
Заместитель управляющего Головным отделением по Нижегородской области Волго-Вятского банка ПАО Сбербанк Всеволод Евстигнеев подчеркнул, что бизнес готов приспособиться к любым условиям, лишь бы эти условия были четко заданы.
«Сбербанк находится в уникальной ситуации – банк не привлекает средств в ЦБ, несмотря на то, что имеет такую возможность. Это означает, что у Сбербанка избыточная ликвидность, которую он готов вложить в реальный сектор экономики, но рынок не готов ее забирать. Банк России справился с инфляцией, но действующая учетная ставка, и, как следствие, процентная ставка по кредитам, не дает развиваться предприятиям. ВВП – это живое ее отражение. Снижение ВВП влечет за собой «сужение» банковской системы. И говорить об устойчивости банковской системы, когда экономика страны все еще стагнирует, – преждевременно. Банковская система будет жить хорошо тогда, когда вся страна будет развиваться, и банки не будут «сидеть на деньгах», а будут вкладывать их в реальную экономику. Инвестиции в реальное производство идут крайне медленными темпами, а это основной вопрос, который необходимо решить для устойчивости банковской системы».
Управляющий филиалом «Приволжский» АО КБ «Ситибанк» Владимир Нелюбов рассказывает, что у банка достаточно высокий уровень депозитов. «Но самое интересное, что пассивы становятся все дешевле. 70% наших пассивов – это счета до востребования, которые не стоят практически ничего. Поэтому в этом году «Ситибанк» планирует увеличить российский кредитный портфель вдвое по отношению к началу года. В банке есть деньги, которыми мы готовы кредитовать».
По словам директора регионального центра «Волжский» Райффайзенбанка Александра Грицая, корпоративный рынок более-менее поделен.
«То, что сейчас практически нет новых проектов и все корпоративные клиенты, получив 5 предложений от разных банков, начинают из них выбирать более им подходящие, это факт. На рынке очень высокая конкуренция».
О серьезной борьбе за клиента среди финансовых игроков говорил и директор Нижегородского филиала «БКС Премьер» Александр Юдин. Он привел такой пример:
«Когда мы приходим со своей кредитной программой для юридических лиц, оказывается, что у них уже есть 3-4 банка-кредитора. И в итоге клиенты начинают «выкручивать» банкам руки – по ставке, по срокам. Действительно очень сложно конкурировать в этой ситуации с госбанками. Через некоторое время мы можем увидеть, что отрасль очень сильно «сожмется», потому что клиенты больше будут работать с банками, у которых есть возможность дешево кредитовать. А такая возможность, на мой взгляд, сейчас есть только у госбанков».
Директор Нижегородского филиала Россельхозбанка Александр Люлин рассказал о недавнем заседании Совета директоров ЦБ, на котором было сообщено о повышении отчислений в Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Кредитные линии АСВ будут увеличены на 220 млрд руб.
«Это говорит о том, что банковская система с точки зрения количественного состава продолжает сжиматься. АСВ нацелено на дальнейшую ее чистку. По состоянию на 1 января 2016 г. в России действовало 834 банка. При этом 200 банков «держат» 93% банковского рынка. Что делают остальные 600? Ответ на вопрос остается (и для ЦБ в том числе) неочевидным. Выполнение нормативов ЦБ далеко не все банки могут себе гарантировать. Сейчас только порядка 400 кредитных учреждений укладываются в те нормативы, которые есть, а они продолжают ужесточаться. По сути, ЦБ продолжает политику жесткого регулирования, и это, в принципе, логично. Поэтому количество участников банковского рынка продолжит сокращаться. На рынке будут оставаться банки с хорошими качественными портфелями, которые даже в непростое время продолжат нормально развиваться».
В ответ на реплику г-на Люлина, управляющий нижегородским филиалом «Транскапиталбанка» Марк Фельдман вспомнил историю двухгодичной давности.
«Тогда возник вопрос с качеством портфеля «Россельхозбанка». Как этот вопрос был решен? Из нашего с вами кармана. Чем обязан был бы заниматься в подобной ситуации любой коммерческий банк? Боролся бы с проблемными активами, занимался возвратами и т.д. Но когда речь идет о госбанках, то из кармана налогоплательщиков тут же вынимается 150 млрд руб., вкладывается в уставный капитал кредитного учреждения и вроде бы проблема решена. Но это не так. Проблема не решена, это болезнь, которая перешла в раковую стадию».
По мнению Марка Фельдмана, сегодня не хватает жестких управленческих подходов к решению государственных задач и «длинных» денег для производственной сферы любого сегмента.
«Давайте проанализируем, сколько монобанков, сколько филиалов банков на территории Нижегородской области, кто из них занимается активной бизнес-работой, а кто нет. Нам надо кроме тактики говорить о стратегиях, в том числе региональных. Мы обсуждали с коллегами-депутатами вопрос о том, какие отрасли необходимо развивать в Нижегородской области в первую очередь. Сельское хозяйство, например. Это вопрос национальной безопасности. Но почему сегодня сельское хозяйство не развивается? Не хватает средств. Так давайте, во-первых, эти точки роста определим, а во-вторых поставим себе задачу эти отрасли поддерживать и развивать».
Банкир уверен, что прогресс нельзя остановить: «Законы общества и природы бизнеса едины. Сколько банков осталось, а почему умерли остальные? Потому что движущая сила прогресса – это естественный отбор. Слабые умирают, сильные становятся сильнее».
Конкуренция давит
Региональный директор Приволжского филиала Росбанка Олег Виндман говорит о том, что с начала года ощущается усиление конкуренции на рынке: клиентов не становится больше, а их бизнес растет в редких случаях.
«В целом, объем инвестиций в стране продолжает снижаться. Мы также ощущаем давление на банковскую маржу: банки активно конкурируют друг с другом с точки зрения цены, при этом комиссионные доходы находятся на практически одинаковом уровне у всех игроков. Какую стратегию в этой связи выбрать? Сейчас многие банки активно расширяют спектр предложений для клиентов, в том числе благодаря транзакционным услугам, которые могли бы привести к увеличению объема комиссионных доходов. Многие игроки целенаправленно развивают дистанционные каналы обслуживания, предоставляя клиентам удобные онлайн-сервисы. И Росбанк - из их числа. В настоящее время практически все крупные банки помимо органического расширения бизнеса занимаются оптимизацией своих расходов, централизацией и унификацией поддерживающих функций. На мой взгляд, в обозримом будущем мы увидим другую банковскую структуру с более легкой организационной структурой. Это соответствует духу времени, это является общемировой практикой», - отмечает он.
Ставки по кредитованию предприятий и малого бизнеса – падают, как и ставки по потребительскому кредитованию, которые опускаются на докризисный уровень, говорит управляющий ВТБ24 в Нижегородской области Георгий Гречин. О чем это говорит? Что деньги у банков есть. Вопрос только в том, кому их давать. Банки стараются не брать на себя коммерческие риски, и зависят от способности их клиентов организовать свою модель бизнеса и встроиться в ту экономическую реальность, которая существует.
«Например, общепит. Сейчас открываются новые заведения с несколько иной моделью обслуживания, которая позволяет снизить издержки и сильно не увеличивать средний чек. То есть, если бизнес подстраивается под новые условия, то у него выручка в рублях может даже расти. И когда банки видят таких клиентов, то они им готовы предоставить вполне адекватные условия по финансированию», - продолжает г-н Гречин.
Многие банки сейчас предлагают те или иные программы рефинансирования кредитов. «В периоде 5 лет, если мы говорим про тот или иной сегмент, клиенты обновляются в банке примерно на 80%. Очень мало клиентов, которые остаются с банком на протяжении 5-10 лет», - подчеркнул Александр Грицай.
Чат-боты для розницы
Александр Грицай уверен, что наиболее интересные изменения сейчас происходят в розничном сегменте, где в принципе меняется подход к работе с клиентами и развиваются удаленные каналы продаж.
«Если мы посмотрим сейчас на классические банковские офисы, то мы увидим, что там практически не осталось очередей. Клиенты уже привыкли, что необязательно ходить в офис, когда есть интернет и смартфон. Но решив проблему столпотворений в офисах, банки теперь вынуждены искать эффективные способы информирования клиентов о новых продуктах и услугах. Не зная о новых предложениях банка, клиенты ими не воспользуются».
По мнению Александра Юдина, рынок кредитования и инвестиционных предложений для физических лиц будет меняться:
«Роботы, находя информацию в Facebook и Gooole по последним поискам пользователя, будут формировать релевантные предложения и посылать их пользователям, исходя из их запросов в сети. И со временем составляющая физического труда в работе финансовых учреждений будет явно меньше».
Управляющий нижегородским филиалом Банка "ФК Открытие" Владимир Рогозин продолжает, что как бы не относились классические банки к соцсетям, игнорировать их нельзя.
«Например, у "ФК Открытие" есть специальные роботы - чат-боты, запущенные в соцсети. Если клиент задает какой-то поисковый запрос, то чат-бот сразу это видит и начинает его обрабатывать на первичном уровне, и предлагает пользователю консультацию на заданную тему. Это то будущее, за которым банки в любом случае пойдут. Конечно, нельзя говорить о том, что роботы полностью заменят людей. Я не верю в то, что корпоративный кредит, в особенности кредит инвестиционный, выдаст робот. Но уровень диджитализации продолжит увеличиваться».
Владимир Нелюбов согласился с коллегой в том, что диджитализация является одним из основных трендов рынка:
«Банки сокращают количество офисов в городах и переходят на дистанционное обслуживание клиентов, предлагая быстрые и удобные решения. Это касается не только Нижнего Новгорода, но и Москвы и Санкт-Петербурга. И еще один тренд – ориентация на более состоятельного клиента. Никто не отменял закон Парета, что 20% усилий дают 80% прибыли, и как показывает наш опыт в кризис, состоятельные люди не стали менее состоятельными».
По словам Александра Грицая, пластика скоро не будет, недалеки уже от истины:
«Но говорить о том, что пластик исчезнет совсем – не совсем корректно, потому что страна большая, а интернет далеко не везде. Но именно в развитии таких удаленных каналов обслуживания банки будут конкурировать друг с другом. Банки, у которых большая структура, много офисов сейчас редко можно встретить. На фоне снижения кредитной маржи они занимаются оптимизацией, выводят бэкофисные функции в отдельные центры и города. Почему это происходит? Потому что невозможно в текущих условиях оставаться большими и пассивными как слоны – сидеть и ничего не делать. Потому что тогда ты сам себя съешь».
Владимир Рогозин не поддерживает расхожее мнение о том, что Россия технологически отстала от Запада: «Это ерунда. Мы идем абсолютно в тренде. В части скорости и платежных систем – в числе мировых лидеров. Есть отдельные недостатки в законодательстве. Допустим, эскроу-счета у нас появились сравнительно недавно в отличие от Запада. По большому счету, единственное значительное отставание России -производительность труда».
Управляющий Нижегородским филиалом ПАО АКБ «Связь-Банк» Валерий Трушин подчеркнул, что небольшие города остаются неинтересны большей части банковского сообщества: «Сотрудничая с Почтой России, мне пришлось много поездить по области, причем не только в районные города, а в населенные пункты, где проживают 10-15 тыс. жителей. Для банков это остается закрытым пространством, где они практически не представлены, и, как следствие, финансовые услуги остаются недоступными для населения». По его мнению, в этом заложен неплохой драйвер для роста тех банков, кто готов вложиться в капитал, создать сеть, предложив специальную линейку банковских продуктов для этого сегмента населения, тем самым охватить массу россиян в глубинке и в перспективе получить прибыль: «Сейчас крупные банки борются за состоятельного клиента на одном поле в условиях жесткой конкуренции и вынуждены в этой борьбе терять прибыль».
По словам директора Приволжского филиала ПАО «Запсимкомбанк» Алексея Солдаткина, свято место пусто не бывает. «С чем мы сталкиваемся в небольших городах и поселках, где одно градообразующее предприятие – если оттуда уходят офисы, то приходят МФО, которые портят клиента». Этого стоит избегать, заключает банкир.